Наверное, нет в России человека, который не смотрел прекрасный кинофильм «Влюблен по собственному желанию». Но мало кто знает, что актриса Евгения Глушенко, сыгравшая главную роль в этом фильме – наша землячка. Она родилась в Ростове-на-Дону, а ее отец – Константин Иванович, — уроженец села Семибалки Азовского района
Татьяна СТАЦЕНКО
На самом деле «звездных» ролей в списке Евгении Константиновны Глушенко немало. Она — Народная артистка России, член Всероссийского театрального общества и Союза театральных деятелей.
Родилась Евгения 4 сентября 1952 года в Ростове-на-Дону. Родители — Константин Иванович и Ольга Анатольевна. Отец, фронтовой разведчик, уроженец села Семибалки, откуда и был призван на фронт. На его личном счету – 20 «языков» противника. Он был награжден орденами Славы III степени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, десятками медалей, в том числе «За Отвагу». После войны служил Родине в Комитете Государственной безопасности. Уволился в запас в звании майора.
К сожалению, актриса редко рассказывает о своем детстве и семье. А в некоторых биографиях Глушенко даже написано, что о родителях Евгении ничего неизвестно….
Робкая девочка
Женя росла стеснительным, тихим ребенком. Собственно, чтобы побороть свою робость, она, по совету мамы, пошла в драматический кружок при Доме пионеров в Ростове-на-Дону. Было ей тогда всего 10 лет. Руководительница драмкружка, профессиональная актриса Тамара Ильинична Ильинская первая увидела, что девочка очень талантлива. Именно она предложила Евгении свою помощь в подготовке к поступлению в театральное училище. Ехать в Москву учиться на артистку девушка не решилась, но успешно сдала экзамены в Ростовское училище искусств. Год проучилась она на театральном отделении, и лишь после этого набралась храбрости, и отправилась в столицу. Вместе с двумя приятелями из драмкружка Женя подала документы сразу в несколько театральных вузов столицы. Экзамены в училище имени Щепкина были на несколько дней раньше, чем во всех остальных театральных училищах и вузах. Женя успешно их сдала и была зачислена. Педагоги очень удивлялись, как это девочка из южного города с типично украинской фамилией имеет такую правильную, без акцента речь. Но в этом не было ничего удивительного – сказались многолетние занятия в драмкружке и год учебы на театральном отделении. В Щепкинском училище руководителем курса Евгении, был известнейший актер и директор Малого театра Михаил Царев. После окончания училища, в 1974 году, актриса была приглашена в Государственный академический Малый театр, где ей предложили роль Лизы в спектакле «Горе от ума».
Блистательное начало
С первых же шагов на сцене Евгения Глушенко заявила о себе как о незаурядной творческой личности, обнаружив неповторимые свойства таланта — удивительную правдивость, органичность, огромное обаяние, яркость чувств и тонкий юмор — качества, которые заставили сразу же обратить внимание на молодую актрису, увидеть в ней восходящую звезду Малого.
В кино она так же стала сниматься очень рано. Впервые Евгения Глушенко снялась в кинофильме в шестнадцать лет. Это была дипломная работа режиссера Никиты Михалкова и оператора Игоря Клебанова «А я уезжаю домой» (1968). Однако эту картину признали неудачной и, к защите не допустили. Поэтому не случайно во многих энциклопедиях актерским дебютом Евгении Глушенко считают ее вторую картину — «Неоконченная пьеса для механического пианино» того же Никиты Михалкова, снятой им по произведениям А.П. Чехова. В этом фильме она сыграла Сашеньку.
Личная жизнь
Картина «Неоконченная пьеса для механического пианино» сыграла важную роль в жизни актрисы. Именно здесь она познакомилась с выдающимся актером Александром Калягиным, который играл в фильме главную роль Михаила Платонова. Все помнят, как бежала она за своим Платоновым, спотыкаясь, к реке: «Миша! Мишенька!». Как обнимались потом по колено в воде.
Тогда, во время съемок, начинающая актриса стеснялась своего знаменитого партнера. Прошло два года… Однажды Калягин вдруг позвонил ей, и предложил сходить в театр. Так начался их роман. Красивая и добрая женщина понравилась дочери Александра Александровича Ксении от первого брака. Вскоре Евгения и Александр зарегистрировали брак. Позже у супругов родился сын Денис.
В середине 2000-х семья Калягина-Глушенко подверглась большому испытанию.
Бульварные газеты буквально соревновались в выдумывании грязных историй об Александре Калягине, который в то время возглавлял союз театральных деятелей, построил современное здание для своего театра «Et Cetera», а потому завистников у него было много. Только бесконечная мудрость Евгении Глушенко помогла перетерпеть этот непростой период. Актрисе постоянно звонили, караулили на лестничной клетке и у театра… В итоге, сплетни не подтвердились. Семья выстояла. Но Евгения и Александр до сих пор не любят давать интервью и рассказывать про свое, личное.
Кинороли
Фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» подарил Евгении большую известность. С этого времени она начинает регулярно сниматься в кино. Один за другим выходят фильмы с ее участием: «Большая любовь Чередниченко», «Впервые замужем», «Влюблен по собственному желанию», «Не ждали не гадали»… И практически везде актриса играет главные роли.
В мелодраме Иосифа Хейфица «Впервые замужем» Глушенко сыграла одинокую женщину «без особого образования», решившую после замужества дочери заняться, наконец, собственным счастьем. В новелле «Большая любовь Чередниченко» — гастролирующую актрису, в которую влюбляется плановик мебельной фабрики (в роли которого снялся ее муж Александр Калягин). В социально-психологической драме «Зина-Зинуля» — начальника узла большой стройки Зину, молодую, немногословную, честную и принципиальную женщину.
Как правило, во всех картинах Евгения Глушенко играет простых женщин, которые привлекают внимание мужчин не своей внешностью, а душевностью, теплотой своего характера.
Особенно удачной для актрисы стала роль Веры в фильме Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию». Стоит также отметить роль Марии Никоновой в сериале «Жизнь Клима Самгина».
С конца 80-х годов Евгения Глушенко практически перестает сниматься в кино. Лишь спустя десятилетие, в 1997 году, она вновь появляется на экране в одной из главных ролей в эксцентрической комедии Николая Досталя «Полицейские и воры».
С этой картины начался новый период в кинобиографии актрисы. В конце 90-х она снялась в сериалах «Зал ожидания» и «С новым счастьем!», а также в российско-белорусской трагикомедии «Три женщины и мужчина».
Театр
Среди театральных работ Евгении Глушенко такие безусловные удачи, как Женя («Беседы при ясной луне»), Берта («Заговор Фиеско в Генуе»), Мари-Жозеф («Мамуре»), Корделия («Король Лир»), Лида («Рядовые»), Зоя Окоёмова («Красавец-мужчина»), Лиз («Холопы»), Ефросинья («Царь Петр и Алексей»), Матрёна («Горячее сердце»; за эту роль Глушенко была удостоена профессиональной премии СТД «Хрустальная роза»), Сюзанна («Преступная мать, или Второй Тартюф»), Глафира («Пир победителей»).
В 1996 году Евгения Глушенко вслед за режиссером Борисом Морозовым переходит из Малого в театр Российской Армии. Новый коллектив принял Глушенко очень хорошо, и она благодарна за это своим партнерам. Е.Глушенко с успехом играла в спектакле «Сердце не камень» (1997) по пьесе А.Н.Островского, в спектаклях «На дне» А.М.Горького (Василиса, 1998), «Отелло» У.Шекспира (Эмилия, 1999).
В 2000 году Евгения Константиновна возвращается в Малый театр.
Среди блестящих работ Глушенко — Купавина («Волки и овцы»), Зюзюшка («Иванов»), Барабошева («Правда — хорошо, а счастье лучше»; за эту роль Евгения Константиновна получила Государственную премию России) и, конечно же, бенефисная роль — Жозефина Понтиу из «Корсиканки». В октябре 2005 года Малый театр выпустил новый спектакль с участием Глушенко — мольеровский «Мнимый больной». Евгения Глушенко выступила в роли Белины, вероломной супруги главного героя. Последняя по времени работа актрисы — Мелании в спектакле Адольфа Шапиро по пьесе Максима Горького «Дети солнца». За блестящее исполнение этой роли актриса была удостоена премии им. К.С.Станиславского.
В настоящее время Евгения Константиновна продолжает активно играть в театре. Кроме того, она занимает должность преподавателя в театральном училище имени Щепкина, где в молодости училась сама.