Памятник, посвященный 7 Ноября. Кто помнит?

Главная прогулочная артерия города Азова — Петровский бульвар — сегодня находится в процессе реконструкции. Напротив кинотеатра, который местные жители по привычке называют «Октябрь», уже построен фонтан. Археологи выяснили, что в Средневековье здесь пролегала одна из главных улиц Азака. А в 70-е годы прошлого века этот отрезок бульвара украшала композиция, символизирующая победу рабочего класса над царизмом.
Татьяна СТАЦЕНКО
Композиция выглядела необычно, и многие азовчане ее хорошо помнят: опрокинутая царская корона, нанизанная на штык, который вдобавок обвивали три гвоздики. Конструкция была металлической, а цветы – из тонированного красного стекла. В ночное время они светились. Острие штыка поразительно напоминало отвертку. Так в народе и прозвали этот монумент. Говорили: «Встретимся возле «отвертки». И это действительно было популярным местом встреч горожан. Особенно – молодежи.
Несмотря на довольно жестокий подтекст, эту композицию в Азове даже любили и гордились – потому что была она оригинальной и ничего подобного в других городах не встречалось. Металлическая скульптура была торжественно открыта в ноябре 1978 года. Автор этой композиции – мой отец, художник Владимир Петрович Стаценко. И я немного помню, как она создавалась.
В середине семидесятых решено было построить новый, современный кинотеатр. Город стремительно развивался тогда, и старые кинотеатры уже не могли справиться с наплывом зрителей. Одновременно со строительством реконструировали весь проспект Карла Маркса (так тогда назывался Петровский бульвар).
Помню, как в ноябрьские праздники, вечером мы гуляли с отцом по центру города. Было мне лет восемь. Новый кинотеатр уже строился. Старый, увы, – успели снести. В ноябре темнеет рано, и пешеходная часть проспекта (раньше по проспекту двигался транспорт), освещалась неважно. На том месте, где впоследствии установят корону, был светильник – три гнутых столба, которые, вдобавок изувечили местные вандалы. Свет, естественно, не горел – лампы были разбиты. Отец остановился и долго присматривался к площадке. Возможно, уже тогда у него возник замысел будущей композиции.
Следует сказать, что Владимир Стаценко был главным художником завода КПО, но часто город заказывал ему разработку стационарных стендов, автобусных остановок и прочих малых архитектурных форм. К сожалению, до наших дней дожили лишь арочные ворота городского стадиона. Все остальное было уничтожено еще при жизни автора. Многих объектов мне очень жаль (например, светящиеся витражи на площади у Мемориала), но что делать – ничто не вечно. Да и кому нужны нынче доски почета и прочая наглядная агитация?
Спустя какое-то время я увидела эскиз, который был утвержден городской администрацией. Он был выполнен акварелью и тушью. Для масштаба, рядом с «короной», отец нарисовал две фигуры – мужчину и ребенка в желтом пальтишке – точно таком же, как у меня. Ух, как я гордилась! Еще бы – папа нарисовал меня в таком важном проекте!
К сожалению, в семейном архиве этого эскиза нет, хотя сохранено многое. Все никак не передам это наследие в музей.
Вот поэтому отношение к этой легендарной композиции у меня личное. И тем досаднее понимать, что с исторической точки зрения, отец, да и городское руководство, допустили нелепую ошибку.
Композиция была посвящена Великому октябрю, но символизировала свержение царизма, которое, как известно, произошло в феврале 1917 года. Рабочий класс, несомненно, участвовал в февральской революции, но все-таки отречения Николая II добились совсем другие слои общества, имевшие совершенно иные планы на развитие России, нежели победивший в октябре пролетариат. Впрочем, в советские времена о февральской революции вспоминали редко и вскользь. Потому и закрепилось у всех в памяти – царя сверг пролетариат. Вот отец и нанизал корону на красногвардейский* и соответственно — рабочий штык. В чем потом сильно раскаивался.
Был он коммунистом, но при этом – человеком верующим. Когда работал над заказом, старался сделать композицию максимально наглядной, убедительной. И только потом понял, что с точки зрения христианства, это самое настоящее кощунство. Потому и вздохнул с облегчением, когда «отвертку» снесли.
А снесли ее в начале девяностых. Вероятно – сдали в металлолом. Правда, казаки хотели корону установить в церкви, да руки, видно, не дошли. Так и сгинула легендарная «корона Российской империи». Но, что самое удивительное, некоторые горожане хотели бы ее восстановить. Это стало известно в ходе опроса, который прошлой весной проводил в социальных сетях городской отдел архитектуры. По мне так – странное желание. Сегодня, такой монумент в центре города, выглядел бы анахронизмом. Всему – свое время.

  • Красная гвардия — добровольные вооруженные отряды, боевые дружины рабочих, созданные большевиками во время подготовки и осуществления Октябрьской революции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *