В тяжелое для страны время православная церковь не только укрепляет молитвами дух верующих, но и оказывает материальную помощь всем нуждающимся. В том числе – бойцам СВО. Возможно, благодаря своим многочисленным благим делам, прихожане азовского храма святителя Николая недавно удостоились возможности стать свидетелями чуда – появления нерукотворного образа Богородицы с Богомладенцем
Валентина СЕРАШ
Во всех приходах Азова и Азовского района идет сбор пожертвований для людей, оказавшихся в трудном положении и гуманитарной помощи для бойцов СВО. Ведется такая работа и в приходе Святителя Николая, расположенном по адресу: город Азов, улица Мирошниченко, 114.
Никольская церковь и ее служители
В Западном микрорайоне города расположилась церковь Святителя Николая-Чудотворца, особо почитаемого на землях Придонья. Настоятель этого прихода – батюшка Николай – в миру – Николай Николаевич Рогожников. Родом он из города Грозный. В 2003 году окончил Ростовское миссионерское духовное училище. Рукоположен в священники в 2012 году и назначен в Никольский приход. Женат. Трое детей. Старшая дочь учится в ДГТУ, младшие сыновья – школьники. Отец Николай – приветливый, уравновешенный человек, прекрасный собеседник и гостеприимный хозяин.
Современная история прихода очень интересна. В 1993 году, с благословения митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира Котлярова, на этом месте был открыт новый приход в честь Азовской иконы Божьей Матери. Настоятелем был протоиерей Александр Мирошниченко. Храм расположился в здании бывшего кинотеатра «Дон» по улице Свердлова, ныне – Мирошниченко, 114. Здесь после ремонта стали совершаться богослужения.
Проект нового здания под храм в честь Азовской иконы Божьей матери стал разрабатываться в 1996 году, а через два года архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон освятил строительство. Первая служба в храме состоялась в ночь с 7 на 8 апреля 2007 года, в день Святой Пасхи. Приход по улице Мирошниченко, 114 в 2009 году по просьбе верующих был освящен в честь святителя Николая-Чудотворца. С 18 июня 2012 года возглавил приход иерей Николай Рогожников, который и несет службу по сей день.
Храм расцветает с каждым днем. Во всем видна забота и любовь каждого прихожанина этой маленькой церкви. Она расположена в спальном районе, в тиши от проезжих дорог, среди небогатых домиков горожан. Двор ухожен, аккуратные клумбы обрамляют небольшую территорию. Большое количество кустарников, многолетних цветов. Среди них, самое любимое домашнее растение, которое переносит любую погоду – герань.
При церкви, в небольшом помещении, уже много лет существует благотворительный склад одежды и вещей первой необходимости, которые привозят из разных уголков города и района. Они предназначены тем, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию. Есть детские вещи и игрушки, отдельно находятся вещи для подростков, а также взрослых женщин и мужчин. Все вещи чистые, опрятные. Их стараются содержать в полном порядке, ведь они так необходимы людям.
На территории прихода действует Воскресная школа, некоторые воспитанники которой, получили духовное образование. Один из них – пономарь, проходит обучение в академии Троице-Сергиевой Лавры, уже на втором курсе. У настоятеля прихода, священника Николая – хорошие ученики, он считает, «главное, что они были хорошими, добрыми и честными людьми, которые бы любили всей душой Бога».
Помещение храма постепенно благоустраивается. Возведен купол и звонница. Малые колокола приобретали всем миром. На деньги прихожан они были отлиты и установленына звоннице. Большой колокол появился относительно недавно. Его, с дарственной надписью, пожертвовала приходу семья Владимира Тищенко. В этом же храме можно увидеть много подношений к различным иконам. Более всего подношений – у иконы святителя Николая-Чудотворца.
Есть в храме несколько икон, которые привлекают всеобщее внимание. Среди них икона Богородицы «Скоропослушница».
«Скоропослушница»
Икона Божьей Матери, именуемая «Скоропослушница» – древний чудотворный образ. Находится на Святой Горе Афон, в Дихиарском монастыре, предание которого гласит, что время написания иконы – 10 век, когда настоятелем обители был святой Неофит. Легенда гласит, что в 1664 году трапезарь Нил, проходя в трапезную в ночное время с зажженной лучиной, как-то услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь не коптить икону. Монах подумал, что над ним кто-то пошутил и продолжал свой путь каждую ночь с горящей лучиной. Внезапно он ослеп. Нил, горько раскаивался и молился перед этой иконой, умоляя о прощении.
Вновь он услышал чудный голос, известивший его о прощении и возвращении зрения. Он должен был известить всех братьев, что «С этой поры будет именоваться сия икона Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений». Пресвятая Богородица и теперь исполняет Свое обещание – являет скорую помощь и утешение всем, с верою к ней притекающим.
На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились чудесами. В 1938 году обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божьей Матери «Скоропослушница».
Нерукотворный лик
Совсем недавно икона «Скоропослушница», написанная в 2010 году в Ростове-на-Дону в церкви «Преполовения пятидесятницы» местным мастером-иконописцем Николаем Ивановичем Косенко для Азовского прихода святителя Николая, явила чудо.
Одна из прихожанок храма святителя Николая-Чудотворца оставила приношение в виде нательной иконки, на которой изображена Богородица, к иконе «Скоропослушница». При очередной большой уборке храма 17 августа, к празднику Преображения Господня, в которой приняли участие 25 человек, решили открыть киот иконы «Скоропослушница» и повесить подвеску, как и просила прихожанка. Подняли стекло и, чтобы лучше его протереть поднесли к окну. В этот миг на стекле все увидели лик Богородицы с Богомладенцем. Люди стали молиться, благодарить Бога. После чего, все бросились рассматривать этот нерукотворный образ. Многие тут же сняли видео на свои телефоны, и понеслась весть о чуде по городу и далеко за его пределы.
Батюшка Николай не может объяснить это явление с научной точки зрения, и считает его чудом. Он рассказал, что такое же явление произошло с иконой Божией Матери «Призри на смирение» в 1993 году в Киеве во Введенском мужском монастыре. Данная икона ХІХ века является списком с чудотворного образа 1420 года, явившегося на Каменном озере в Псковской области. Прославилась Киевская икона, как и Азовская, чудесным явлением – отпечатком образа Богородицы на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее. Это обнаружили прихожане 1 августа 1993 года, когда на вечернем богослужении читался акафист Божией Матери.
После проведенных исследований украинские ученые пришли к выводу, что изображение является нерукотворным.
Историческая справка
В ЗолотоордынскомАзаке XIV века, в котором проживало несколько десятков тысяч человек, должно было существовать большое количество культовых сооружений. Основатель монгольской империи Чингисхан, завещал не только не вмешиваться в верования своих подданных, но и освобождать всех священнослужителей от налогов и повинностей.
Каждый из правителей империи следовал наставлениям своего великого предка. На территории Золотой Орды длительное время безбоязненно могли осуществлять миссионерскую деятельность представители всех конфессий.
Более того, еще до возникновения Золотой Орды, как самостоятельного государства, в отстроенном новом городе Сарае в 1261 году была создана особая епархия – Сарайская, одна из старейших на Руси. Она продолжала существовать под таким названием еще несколько столетий спустя после исчезновения самого города.
Именно, благодаря такой государственной политике Золотой Орды в Азаке строились здания храмов самых различных конфессий. Кандидат исторических наук Андрей Масловский, сожалеет, что нет их списка, но можно говорить по аналогии с другими крупными городами того времени, что на территории города существовало несколько десятков, а может быть, сотня различных храмов.
Большинство из этих храмов имело небольшие размеры, площадь составляла всего несколько десятков квадратных метров, они были рассчитаны на прихожан одного квартала. Письменные источники сохранили для нас названия некоторых церквей.
Поскольку, большинство письменных источников принадлежат итальянцам, то известны названия католических церквей – Гостевой, Святого Марка, Святого Иакова, Святого Антония и Святой Марии, францисканских церквей – Пресвятой Богородицы и Святого Франциска, доминиканской церкви Святого Доминика.
Кроме того, известно о существовании армянской церкви Святого Григория Просветителя.
К сожалению, нам не известны названия православных церквей Азака XIV века. Однако, поскольку в документах один из азакских православных священников назван протопресвитером (высшее звание православного белого духовенства), можно утверждать, что этих церквей было несколько, и они составляли особый округ, который, как мы знаем, был подчинен митрополиту Алании.
В XV веке на пожертвования крещеной татарки Нарахаты возводится православная церковь Святого Николая Греческого – это все, что известно ученым. На страницах интернета есть история первого храма Николая Греческого на территории средневекового Азака. Храм, предположительно, располагался на территории Таны, и в 1442 году крещенная татарка Нарахат обращается за благословением в Трапезунд, к местному иерарху – митрополиту Аланскому и Сотириопольскому. Из других, не уточненных источников, в 1451 году храм был уже возведен. Церковь упоминается в итальянских источниках как «греческая».
Впоследствии Никольским был одним из двух действовавших православных храмов во время казацкого владения Азовом в 1637-1642 годах. При повторном взятии Азова русскими в 1696 году упоминаний о храме нет.