Аркадий Бабченко. Бывший российский журналист. Военкор. Писатель. А ныне – иностранный агент. Человек без Родины, без совести, без будущего. Человек – фейк
Татьяна СТАЦЕНКО
Аркадий Бабченко*. Забытое имя. После скандала с его «убийством» в Киеве «агентами Кремля» он исчез из нашей новостной повестки. Но совсем недавно решил напомнить о себе. Сначала забросал яйцами стену здания посольства Российской Федерации в Таллине. Было это 30 июля. А на прошлой неделе Бабченко устроил настоящую истерику в связи с тем, что, якобы, он объявлен в розыск Службой безопасности Украины.
В своем Telegram-канале Бабченко написал: «Ориентировка на меня висит в базе пограничников. Наказ – пересечению кордона не препятствовать. После пересечения – задержать и направить в Лукьяновское СИЗО для проведения досудебных следственных действий. По их результатам – ну, видимо, справа (уголовное дело – авт.) уже. На яких підставах порушено кримінальне провадження** – я не знаю. Да мне и не интересно».
«Для меня это… Это крушение. Всех планов. Всех мыслей. Всех надежд. Все эти годы я свое будущее ассоциировал с Украиной, – признался Бабченко. – Я не знаю, что теперь. Зеленский у власти еще как минимум пять лет. Итого – десять.
Государственности нет. Это уже понятно. Соответственно, въезд мне закрыт. Через десять лет не возвращаются. Никто. Никогда. Никуда. Проект «Украина» в отношении меня закрыт. Закрыл его не я».
Иноагент предположил, что в случае попадания в руки СБУ его с удовольствием выдали бы России: «Я теперь стопроцентный космополит. Ни дома. Ни паспорта. Ни страны… И чо*** теперь?»…
Зря переживал бывший журналист – СБУ опровергла его заявление, сообщив, что информация о начале уголовного производства в отношении Бабченко не соответствует действительности.
Словом, иноагент Аркадий Бабченко создал очередной фейк. Что вполне закономерно для такого человека.
«Первопроходец»
Казалось бы, зачем писать о бывшем соотечественнике? Он давно покинул нашу страну, превратившись в последовательного и непримиримого врага России. Но дело в том, что его судьба как нельзя лучше иллюстрирует моральное падение человека. Как поэтапно, шаг за шагом, деградировала личность этого бывшего журналиста. Более того – Аркадий Бабченко, пожалуй, самый первый представитель либеральной оппозиции, который от критики российских властей перешел к оголтелой русофобии. Когда-то даже его соратники осуждали его дикие высказывания, но постепенно привыкли, и сами освоили людоедскую риторику. Такой вот первопроходец. Но как так вышло, что бывший российский военкор превратился в человека без дома, паспорта и страны?
Тусовочка
Аркадий Бабченко родился в Москве в 1977 году. Принимал участие в обеих чеченских войнах (в первый раз – по призыву, во второй – по контракту), уволился в звании старшины запаса. Это звание использовал в качестве ника (псевдонима) в некоторых соцсетях. В автобиографии описал этот период так: «Принимал участие в «восстановлении конституционного строя» на территории Республики Чечня. Служил в войсках связи. Что говорили – делал, куда приказывали – шел, что вешали – нес, на что сажали – ехал, во что показывали – стрелял. Хотя толку от этого не было никакого. Обошлось без ранений и наград».
С 2000 года Бабченко работал военным корреспондентом «Московского комсомольца», а с 2005-го – «Новой газеты», вел на ТВ популярные программы «Забытый полк», «Армейский магазин» и «Постскриптум». Автор двух книг, «Алхан-Юрт» и «Война», а также рассказов «Десять серий о войне». Талант Бабченко как военного журналиста 2000-х и автора книг о войне отмечали даже те читатели и коллеги, кто был с ним идеологически абсолютно не согласен.
Конфликт 2008 года между Грузией и Южной Осетией стал для этого журналиста поворотной точкой в судьбе. Люди, лично знавшие Аркадия Бабченко, пишут, что именно после этой восьмидневной операции по принуждению Грузии к миру он стал менять свою риторику на антироссийскую.
Дело в том, что в ту пору Бабченко уже стал частью либеральной тусовки, иначе и быть не могло, – ведь он работал в «Новой газете»**** – издании традиционно оппозиционном. И вот во время Грузино-Осетинского конфликта либеральные друзья-товарищи обвинили Бабченко в мародерстве (он, якобы, подобрал на поле боя грузинский бронежилет, и воспользовался им по прямому назначению). Но на самом деле Бабченко подвергся обструкции не за то, что использовал трофей в целях самозащиты, а за то, что попытался писать о той войне объективно. Этот скандал и шанс стать изгоем в либеральном мире сильно испугал Бабченко. С тех пор его главной целью стало доказать «светлоликим», что он свой, «буржуинский». И, кажется, парень, перестарался.
В 2012 году во время митингов на Болотной площади против Бабченко возбудили уголовное дело за призывы к массовым беспорядкам. В 2013-14 годах Аркадий – восторженный участник киевского майдана. Всем сердцем он поддержал госпереворот на Украине, а весной 2014 года Бабченко пришел в Донбасс вместе с отрядами украинских карателей, чтобы подавить восстание жителей Донецка и Луганска.
Именно тогда, в далеком уже 2014 году, Бабченко отметился обещанием въехать в Москву «на броне «Абрамса»»: «Колонна «Абрамсов» пройдет по Тверской, и остановится на Манежке. Благодарные россияне, забыв про Крым, будут кидать освободителям цветы и, опуская глаза, просить гуманитарной тушенки. Я буду сидеть на броне, молча курить и также молча смотреть на вас. Иногда делая фотографии. Вы будете смущенно улыбаться, махать американскими флажками и всячески выказывать свое дружелюбие. Я докурю, молча выкину бычок, так же молча спущусь в люк, вылезу из него со старым кожаным американским военным ремнем со звездой в кругу на пряжке, и скажу: «Ну, что… Становись в очередь»».
«Гори, гори ясно»…
В 2016 году Бабченко сбежал из России. Произошло это после крушения самолета Ту-154 в Черном море. Самолета, на котором летел ансамбль им. Александрова, группа российских журналистов и доктор Елизавета Глинка. Бабченко тогда написал, что ему «плевать» на то, что погибли люди, потому что они пели и плясали в поддержку власти. Эта реплика вызвала волну негодования, и Бабченко решил, что оставаться в России ему небезопасно. Он уехал сначала в Чехию, а оттуда – на Украину. Там он работал на крымскотатарский телеканал АТР и как свободный публицист.
В 2018 году Бабченко вновь в центре скандала, и его осуждают даже соратники. «Гори, гори ясно», – так отреагировал он на пожар в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», повлекшем человеческие жертвы. В ответ на осуждающие реплики он только смеялся и рекомендовал «дорогим либеральным соотечественникам» не нести высокоморальную ерунду (на самом деле, Бабченко употребил нецензурное слово), а задуматься о том, что пожары и смерти – полезны для «имперской ваты».
И таких русофобских высказываний у Бабченко много. И если сначала они шокировали либералов, то сегодня наша оппозиция полностью переняла манеру Бабченко, и теперь наши «высокоморальные» либералы могут спокойно сказать: «Хороший русский – мертвый русский». Перелом в их сознании свершился. Так же, как когда-то у Бабченко.
Живой труп
Самая занимательная история в судьбе Бабченко произошла 29 мая 2018 года, когда международные СМИ сообщили, что журналиста убили в подъезде его киевского дома. Полиция подтвердила, что убийство, действительно, произошло, и украинский премьер-министр Владимир Гройсман возложил вину за него на Россию.
На следующий день, 30 мая, живой-живехонький Бабченко выступил на пресс-конференции, организованной службой безопасности Украины СБУ. Он рассказал, что в последний месяц сотрудничал с СБУ, и что «убийство» организовали, чтобы выманить российских агентов.
Громкая история не получила продолжения. Как ни искали в подготовке покушения «руку Москвы» – ничего убедительного и внятного не нашли. Зря старался Бабченко, зря изображал труп лежа в луже свиной крови… С тех самых пор его «звезда» стремительно покатилась с небосклона.
На выборах президента Украины 2019 года Бабченко рьяно агитировал украинцев избрать Петра Порошенко. Яростно громил всех остальных кандидатов, видя в них агентов Кремля. Сначала он ругал Тимошенко, потом обрушился на Зеленского, уверяя электорат, что комик продаст Украину России. «Украина, ты одурела», – первое, что написал Бабченко, узнав, что Зеленский победил. После этого ему пришлось покинуть «незалежную».
Сейчас Аркадий Бабченко в Эстонии, проживает «на птичьих правах», собирает пожертвования на поддержку украинской армии и своим детям «на макарошки», и… панически ждет ареста и экстрадиции на Украину.
Да, информация о том, что его разыскивает СБУ – не подтвердилась, но Бабченко прекрасно знает, что украинские спецслужбы – «хозяева своего слова» и могут передумать. Поэтому и чувствует себя загнанным в угол. И такая же судьба ждет его соратников. Просто Бабченко раньше всех начал упражняться в русофобии, и его финишная черта – ближе.
* Иностранный агент. В 2020 году, Росинфомониторинг внес Бабченко в список террористов и экстремистов за крайне жесткие русофобские высказывания, которые тот публиковал с 2014 года. В январе 2023 года МВД РФ объявило журналиста в международный розыск.
** «На каких основаниях возбуждено уголовное производство».
*** Авторская орфография иноагента Бабченко.
**** Организация-иноагент.