Воды в Дону становится все меньше…

Ученые Южного научного центра РАН бьют тревогу. Дон сильно обмелел, и через несколько лет по середине некогда полноводной реки могут появиться песчаные острова. А уже в этом или следующем году жителям Ростовской области придется столкнуться с перебоям в подаче воды.

О состоянии водных ресурсов донского региона рассказал заведующий лабораторией ЮНЦ РАН, кандидат биологических наук Олег Степаньян.

У маловодья есть природные циклы

Для начала нужно сказать, что маловодье не является каким-то редким и необычным явлением. Климат цикличен, и низкий уровень воды в реках отмечался и раньше. Например, ученые фиксировали маловодье с 1913 по 1920, с 1943 по 1947, с 1971 по 1979 годы. Обычно такие периоды длятся 5-6 лет.

Но то, с чем столкнулся донской регион в последние годы, заставляет задуматься. Период малой воды продолжается слишком долго — с 2007 года, почти 15 лет. За 150 лет научных наблюдений такого не было ни разу.

Все это может привести к большим проблемам с подачей воды в дома жителей Ростовской области. В Дон и его притоки не будет заходить нереститься рыба. А через несколько лет посреди реки вообще появятся песчаные острова.

Река Дон, весна 2020 года

Основная причина обмеления — погодные условия

Одна из основных причин удручающего состояния водных запасов донского региона — теплые бесснежные зимы и почти полное отсутствие дождей весной и осенью. В почве совсем нет влаги. Это подтверждает большое количество ландшафтных пожаров, которые произошли в Ростовской области за последнее время.

Дорога на Ростов-на-Дону со стороны Батайска, апрель 2020 г.
г. Азов, апрель 2020 г., горит сухой камыш
центр города Азова, апрель 2020 г., за Доном горит камыш

По оценке академика Геннадия Матишова, возврат к прежнему уровню реки Дон и необходимому наполнению водой Цимлянского водохранилища возможен не менее, чем за 10 очень снежных зим. Причем зимы должны быть снежными 10 лет подряд и не только у нас, но и на всей акватории Дона, которая включает порядка 5 регионов. Но сейчас погода не радует дождями и снегом не только жителей Дона. Все меньше осадков выпадает в соседних регионах, откуда к нам приходит вода.

Причины техногенные и человеческие

Помимо природных причин не меньшее воздействие на обмеление Дона оказали причины техногенные.

Зарегулирование рек

В 50-х годах прошлого столетия Дон был зарегулирован плотинами. На реке и ее притоках были построены Цимлянское и другие водохранилища. До строительства Цимлы вода размывала всю пойму реки Дон. Вал воды был такой, что уровень Дона повышался на несколько метров. Одной из задач Цимлы было сдерживание весенней воды, забор «лишней» воды. Вторая задача — постепенное спускание ее летом, когда воды мало.

Регулирование рек, в первую очередь, было необходимо для развития судоходства. Во главу угла ставилась транспортная составляющая Дона. О водных ресурсах, обеспечении людей водой, рыбных запасах думали в последнюю очередь.

Этой весной Цимлянское водохранилище заполнено водой только на 30%. Если раньше глубина Цимлы составляла 15 метров, сейчас — меньше 5.

Увеличение водозабора

Еще одна причина обмеления Дона связана с увеличением водозабора. Из-за роста промышленных предприятий и площади орошаемых полей водозабор стал значительно больше.

Численность жителей донского региона тоже выросла. Если в 50-х годах население Ростова составляло около 300 тысяч, а население области было чуть более миллиона, то сегодня в донской столице проживет больше миллиона, в области — больше трех миллионов человек. На водопотребление уходит намного больше ресурсов.

Причем водопотребление увеличилось не только у нас, но и в соседних регионах, откуда к нам приходят талые воды. Водные ресурсы Дона разбираются еще до того, как они попадают в наш регион. В 2010-2014 годах, когда в Ростовской области почти не было снега, в средней полосе России зимы были очень снежными, но вода до нас все равно не доходила.

Что нас ждет

В этом или следующем году мы можем столкнуться с ситуацией, которая возникла в 2009-м и 2015-м в Волгодонске и Ростове, когда в домах жителей Дона по пять дней не было воды, и ее подвозили водовозы. Такая печальная ситуация может произойти почти во всех городах Ростовской области.

Для производителей бутилированной воды ближайшие годы, конечно, могут быть весьма прибыльными. А вот сельхозпроизводителям больших доходов ждать не стоит. Из-за перебоев с водоснабжением урожаи зерна и других сельскохозяйственных культур будут невысокими.

Предприниматели не берут этого в расчет. Недавно для азовского зернового терминала были закуплены суда по 8 тысяч тонн. Никто не учел, что глубина реки Дон 4,5 метра, корабли весом в 5 тысяч тонн при полной загрузке погружаются на глубину до 4 метров и уже буквально черпают по дну.

Проблема маловодья имеет еще одну неприятную сторону, особенно ощутимую для жителей Приазовья.

Из-за того, что в Дону и Таганрогском заливе пресной воды становится все меньше, из Черного моря начинает заходить вода соленая. Там, где она сталкивается с пресной, происходит гибель синезеленых микроводорослей. Водоросли начинают выделять специфические пахучие вещества — одоранты, из-за чего в воздухе появляется сильный неприятный запах, похожий на запах дуста.

В многоводные годы этот гидрофронт останавливался на уровне села Порт-Катон, сейчас он доходит до дельты Дона. Неприятный запах обычно чувствуют жители села Круглое, села Кагальник, хутора Узяк, города Азов. В этом году, возможно, соленая вода дойдет до Ростова, поэтому ростовчане тоже ощутят все прелести этого аромата. Запах появится и в воде из крана. Рыба тоже пропитывается этим запахом, из-за чего есть ее невозможно.

И еще один печальный факт. Соленая вода губительна для всей живности, обитающей в пресных водоемах, особенно для лещей, сазанов, судаков. И эти виды рыб перестанут водиться в Дону.

Как спасти Дон

Ученые ЮНЦ РАН для начала предлагают определиться, чем для нас является Дон. Если это просто транспортная артерия, то нужно смириться с тем фактом, что состояние реки будет только ухудшаться. Но если Дон нужен, чтобы обеспечивать людей водой, важен как среда обитания для рыб и другой живности, что это важная составляющая окружающей природной среды — то потребуются новые решения.

В идеале это, конечно, слом плотин и отказ от зарегулирования рек. Во многих европейских странах пришли именно к такому решению. Но если мы последуем их примеру — судоходство на Дону остановится.

Поэтому нужна государственная программа по спасения реки Дон, такая же как по спасению Волги. Так как Дон зарегулирован не только в Ростовской области, но и в других регионах — решать проблему необходимо на федеральном уровне.

С советских времен считается, что речная перевозка самая дешевая. Но это взгляды 40-50 годов прошлого века, когда не был развит железнодорожный транспорт и практически не было автомобильного транспорта. На сегодняшний день перевозка рекой самая дорогая. Но до сих пор по Дону идут нефтетанкеры с Каспия. Не проще было бы проложить трубопровод, по которому будет перегоняться нефть?! И таких решений — не одно.

Призывы экономить воду и беречь реки помогут, но не значительно. По оценке областного Министерства природы, если провести очистку всех рек, впадающих в Дон, — уровень воды в нем поднимется всего на несколько процентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content