Тамга на готическом щите

Тамга на готическом щите

Крым на протяжении долгого времени играл заметную роль в истории Азака. Связи были политические, экономические, культурные.

Автор: Валентина СЕРАШ

Генуэзские владения в Северном Причерноморье получили обозначение — Газария. При этом, Генуя признавала сюзеренитет Золотой Орды над этими землями. Благодаря этому на закладных плитах Каффы появился исторический курьёз – Герб Золотой Орды. На готическом гербовом щите генуэзские камнерезы поместили тамгу дома Бату. У многих народов, с древнего времени до наших дней, существовали знаки, обозначавшие принадлежность как какому-то роду, племени, семьи. Часто сын добавлял к знаку отца дополнительный элемент. В науке за такими знаками закрепилось название – тамга. Правящая династия Золотой Орды использовала в качестве своего знака изображение двузубца с короткой рукоятью, завершающуюся кружком. Этот знак появляется на монетах, керамике, поясной гарнитуре. Функция тамги не вполне соответствовала назначению герба, но генуэзцы, столкнувшись с чужой культурой, нашли выход, создав Герб Золотой Орды, которого просто не существовало.

К началу 15 века, после гибели в 1395 году Азака, Каффа добилась почти полной монополии на торговлю Северного Причерноморья с другими района. Это не очень нравилось местным правителям. Особенно активно пытался бороться с этим князь Феодоро. Они попытались устроить порт в Каламите (современный Инкерман). В 1433 году против власти генуэзцев восстали жители Чембало (современная Балаклава), которые предпочли власть греческого князя. Сенат Генуи признал опасность достаточно серьёзной, чтобы организовать в Северное Причерноморье военную экспедицию – единственную в истории Северного Причерноморья.

Возглавил ее профессиональный военный Карло Ломеллино. Штурм генуэзцами Чембало оказался удачным. Когда генуэзское войско двинулось на Солхат (современный Старый Крым), из-за своей самонадеятельности и беспечности оно было разгромлено первым ханом Крымского улуса Хаджи Гиреем. Несмотря на это поражение генуэзцы удержали свою торговую монополию. Большую угрозу для Каффы представляла османская опасность. Плавание через Черноморские проливы становилось всё больше затруднительным.

Вместо торговли шелком и специями, генуэзцы вынуждены были сосредоточиться на торговле зерном, рыбой, кожей. В 1449 году, чтобы избавиться от управления Каффы, которая превращалась в обузу, власти Генуи передали управление Каффой банку Сан-Джорджо. Был издан Устав Каффы, в котором еще более подробно были расписаны правила жизни и управления Генуэзских владений. Несколько замечаний в Уставе 1449 года относится и к генуэзской Тане (современный Азов). После падения Константинополя в 1453 году, в обороне которого генуэзцы принимали самое деятельное участие, связь Генуи с Каффой стала очень зыбкой.

Когда в 1475 году рядом с Каффой высадилось турецкое войско Гедика-паши – это была единственная крепость на территории Крыма, способная противостоять турецкой армии, вооруженной артиллерией. Проблема состояла в том, что само население Каффы не очень горело желанием воевать с турками, боясь того, что турки устроят бойню, взял город штурмом. В итоге после нескольких дней колебаний город сдался без боя. Роковую роль в этом заместитель генуэзского консула Скварчафико. Если грозная Каффа сдалась без боя, то куда уж было сопротивляться скромным замкам в Тане (современный Азов).

Сверстник Азова

Третьим крупным городом Юго-Восточного Крыма, сыгравшим заметную роль в истории нашего города, был Солхат (Крым) ныне город Старый Крым – в честь которого полуостров и получил своё нынешнее название. Этот город – сверстник Азова. Он возникает в середине 1260-х годов и, практически, сразу становится центром Крымского улуса Золотой Орды. Город был расположен на границе гор и степей и контролировал дорогу из степи к портовым стоянкам южного берега. Благодаря горе Агармыш, в долине Старого Крыма существует свой особый благоприятный микроклимат. Здесь хорошо растут сады, здесь много лекарственных трав, здесь не слишком жарко. Возможно, благодаря хорошему климату, а может быть близости к морским портам, Крым быстро становится крупным городом. Письменные источники называют его в числе важнейших частей Золотой Орды.

Правитель средневекового города Крым (Солхат) – первым встречает иностранных послов. Еще в первые годы правления хана Менгу Тимура (1266– 1282гг.), здесь начинают чеканить монету, намного раньше, чем в Азаке. Крымский монетный двор продолжал работать на протяжении всей истории Золотой Орды. Население города было очень пёстрым, как и во всех Золотоордынских городах. Здесь проживала многочисленное греческое и армянское население, мусульманское население было очень неоднородным. Известно, что здесь проживали турки-сельджуки из Малой Азии. Город Крым возник в регионе, в котором уже две тысячи лет существовало каменное зодчество. Близость качественного строительного камня позволяла вести масштабное строительство.

В отличии от нашего города, нам известно об архитектуре не только по случайным упоминаниям письменных источников, но и по остаткам зданий, которые при большом желании, могут увидеть туристы, бродя по улочкам современного города Старый Крым.

Названия этих живописных руин, скорее легендарны. Более или менее полное представление об облике зданий можно получить при осмотре двух мечетей Куршум-Джами и мечети Бейбарса, а также православной церкви, есть еще впечатляющие остатки караван-сарая и намного хуже сохранившиеся развалины кенассы (караимский молитвенный дом) и так называемой Мускусной мечети.

Обычно туристов привозят к так называемой мечети Узбека. О том, что она была построена в 1314 году по повелению хана Узбека, в надписи на портале этой мечети. Увы, здание, которое видят туристы было построено уже в раннеосманской период. При её строительстве был использован портал мечети, которая в это время, видимо, была уже ветхой. Тем не менее, портал этой мечети является единственным сооружением подобного типа, сохранившимся на территории Золотой Орды. Еще большее количество архитектурных построек города Крым исчезло без следа. Об их убранстве можно судить по архитектурным деталям, выставленным во дворе «мечети Узбека» и Старо Крымском историко-литературном музее.

Логично выглядит предположение, что именно строители и камнетёсы города Крыма занимались возведением каменных построек в нашем Азаке. На это указывает и такой интересный вид объектов, как надгробные плиты. В Солхате получили распространение надгробия малоазийского сельджукского типа в виде вертикальной плиты с верхней частью в форме полу розетки. Очень часто на одной сторон надгробия изображалась, висящая в мечети лампа. Таких надгробий много в Старом Крыму, такие же надгробия можно увидеть в экспозиции Азовского музея-заповедника.

Фармацевтическая столица

С конца 13 века Солхат становится настоящей столицей гончарства Восточной Европы. Наличие высококлассных глин и переселение сюда опытных мастеров из Малой Азии, в числе которых были армяне, обеспечило возникновение производства масштабы которого были превзойдены только в 19 веке, после появления фабрик по производству фаянса. Как минимум, половина самых ярких и красивых поливных сосудов в экспозиции Азовского музея-заповедника были произведены в городе Крым.

Местные гончары задавали моду для других Золотоордынских центров. Их изделия можно встретить при раскопках в плоть до Новгорода, города Болгар и реки Урал. А еще, благодаря обилию лекарственных растений в городе Крым, производилось большое количеств всяких целебных настоев, которые расфасовывались в специальные сосуды, которые ученые условно называют аптечными амфорами. Их размеры колебались от 20 сантиметров до полуметра. Их осколки, находят в большом количестве при раскопках Азаке. Аптечные амфоры Крыма довозили до города Сарайчик на реке Урал и до города Болгар. Судя по их обилию, Крым был настоящей фармацевтической столицей Золотой Орды. 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому