Уроженец Ростова-на-Дону, командир авиадивизии Александр Грисенко вернулся в боевой строй после ампутации ноги и продолжал летать на боевые задания. Всю свою жизнь он посвятил службе Родине, а ведь в молодости хотел связать свою жизнь с кинематографом, и даже сыграл главную роль в кинофильме
Александра Грисенко называют «ростовским Маресьевым». Он летал с протезом на левой ноге, которая была ампутирована ниже колена. Согласно записям в летной книжке А.И. Грисенко, его боевой налет в Отечественной войне составил 75 часов. Сделано 60 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбито 4 самолета противника и в группе — 7 вражеских самолетов.
…У Александра Ивановича Грисенко была настолько удивительная судьба, что в ней нашлось место не только карьере выдающегося летчика-истребителя, но и киноактера!
Под личную ответственность
За несколько дней до начала Великой Отечественной войны полковник А.И. Грисенко вооружил свой 2-й истребительный авиаполк полным боекомплектом под свою личную ответственность и без приказа вышестоящего командования. И это притом, что в те дни из Москвы шли категорические требования: ничем не отвечать на провокации немцев! Грисенко грозило суровое (вплоть до трибунала) наказание, однако сделать это не успели: началась Великая Отечественная война.
2-й истребительный авиаполк 36-й истребительной авиадивизии ПВО Киевского особого военного округа имел на вооружении 57 самолетов И-16, И-153 (из них 49 исправных) и был одним из двух самых боеспособных истребительных авиаполков, действовавших на киевском направлении (вторым полком был 43-й, имевший на вооружении на 3 самолета меньше).
На рассвете 22 июня 1941 года немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила прямо на земле сотни не успевших взлететь советских самолетов. Летчики полковника Грисенко не дали застать себя врасплох, сами атаковали немецкие самолеты и за весь первый день войны не имели боевых потерь от налётов вражеской авиации. Так для полковника Грисенко началась уже третья по счету война…
Война Гражданская
Родился Александр Грисенко 29 июня 1904 года в городе Ростове-на-Дону в семье слесаря табачной фабрики. Шестнадцатилетним юношей вступил в комсомол и добровольцем ушел в Красную армию. С 3 октября 1920 по март 1921 года воевал в Крыму и на Украине в составе 16-го полка 9-й (по другим данным 2-й) Донской стрелковой дивизии. Участвовал в боях на Южном фронте против войск генерала П.Н. Врангеля.
Актерский дебют
После окончания Гражданской войны Грисенко вернулся в Ростов, где вместе с Мануэлем Большинцовым, Семеном Брюмером, Шурой Ткачем и Борисом Фателевичем создал комсомольский общественный театр (КОТ), а затем в 1924 году и единственную в России негосударственную комсомольскую киностудию «Ювкинокомсомол». На этой киностудии Большинцов снял свой первый полнометражный художественный военно-приключенческий фильм «Приказ №…» о подвигах молодых подпольщиков.
Главного героя (политкомиссара Зорина) сыграл Александр Грисенко (он же был и помощником режиссера). Фильм вышел на экраны СССР в последний день декабря 1926 года и с успехом прошел по всей стране.
9 ноября 1926 года Александр Грисенко по призыву был зачислен курсантом в отдельную учебную роту связи 9-й Донской стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. В ноябре 1927 года уволен в запас.
В начале 1930-х годов Александр вместе со своей молодой женой Тамарой переезжает в Ленинград, где приступает к работе помощником режиссера на киностудии «Ленфильм», но в марте 1932 года из запаса его вновь призывают на военную службу и направляют во 2-й полк связи Ленинградского военного округа. Службу проходит командиром взвода связи и помощником начальника штаба полка.
Летчик Грисенко
В середине 1930-х годов авиация развивалась столь бурно, что образовался острый дефицит командного состава. Для выхода из создавшегося положения было решено срочно призвать командиров-коммунистов других родов войск, направить во 2-ю авиационную школу летчиков имени Осоавиахима СССР в г. Борисоглебск, где по усиленной программе обучить их летному делу. Командир взвода связи Александр Грисенко подпадает под эту программу, проходит жесточайший отбор, и в 1933 году оказывается в Борисоглебской авиашколе. В ноябре 1935 года он оканчивает ее, становится летчиком-истребителем и в декабре того же года назначается командиром звена (обычному выпускнику авиашколы стать командиром звена можно было только ещё года через 2-3 и после дополнительного обучения) в 33-ю истребительную авиаэскадрилью 142-й истребительной авиабригады Белорусского особого военного округа в г. Бобруйск. Исполняя обязанности командира истребительного авиаотряда, Александр Грисенко участвует в воздушных парадах над Красной площадью.
И снова — доброволец
В 1938 году для капитана Александра Грисенко началась вторая война: он едет летчиком-добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае доброволец Грисенко командует звеном (со слов самого Грисенко, он ехал в Китай командиром звена, но командовал там, как и в Бобруйске, авиаотрядом), лично и в группе сбивает четыре японских боевых самолета.
Боевые успехи «китайского добровольца» Грисенко и его товарищей подробно описаны в книге журналиста «Комсомольской правды», а затем известного политического обозревателя Юрия Жукова «Крылья Китая. Записки военного летчика». Эта книга вышла в свет в 1940 году и была написана Жуковым на основе воспоминаний Грисенко, которому для сохранения секретности был присвоен псевдоним вымышленного китайского летчика, некоего капитана Ван Си.
За образцовое выполнение задания Родины в небе Китая Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 14 ноября 1938 года капитан А.И. Грисенко был награжден орденом Красного Знамени. Но, оказывается, пока «ходили» документы, ему почти за полтора месяца до указа, 26 сентября 1938 года, приказом народного комиссара обороны (НКО) Союза ССР № 0737 «За особые заслуги» было присвоено сразу звание полковник.
12 февраля 1939 года Грисенко был назначен командиром 2 истребительного авиаполка 51-й авиабригады ВВС Киевского особого военного округа. Головокружительная карьера: менее чем за шесть лет, с 1933 по 1939 год (из которых два года был курсантом авиашколы!), стать полковником, командиром авиационного полка! Для этого надо было быть действительно талантливейшим летчиком.
Великая Отечественная
Третья война для А.И. Грисенко началась на рассвете 22 июня 1941 года. Полк под его командованием выдержал первые, самые страшные удары немецких войск, остался боеспособным и мужественно сражался в начальный, самый тяжелый для нашей страны период войны. Только за ее первые три месяца летчики 2 истребительного авиаполка совершили 180 вылетов на разведку войск противника и около 1000 самолетовылетов на штурмовые удары по наступавшим немецким танковым и механизированным колоннам. В воздушных боях летчики полка сбили за это время 58 фашистских самолетов и 18 уничтожили на аэродромах.
Летом 1942 года развернулись кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Под Сталинград были направлены новейшие образцы немецких самолетов под управлением лучших асов 4-го воздушного флота барона фон Рихтгофена. 8 августа 1942 года в бою с несколькими немецкими асами самолет А.И. Грисенко был сбит, а сам он получил тяжелые ранения и потерял левую ногу.
Более полугода Грисенко провел в свердловском госпитале, где перенес несколько сложных операций. Он научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию на должность заместителя командира 259-й истребительной авиадивизии.
22 февраля 1944 года А.И. Грисенко был назначен командиром 304-ой истребительной авиадивизии. Дивизия и ее командир воевали отлично, своими боевыми действиями содействуя успешному продвижению наших наземных войск.
Согласно записям в летной книжке А.И. Грисенко, его боевой налет в Отечественной войне составил 75 часов. Сделано 60 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбито 4 самолета противника и в группе — 7 вражеских самолетов.
Боевые заслуги Грисенко были трижды отмечены орденами Красного Знамени (14.11.1938, 06.11.1941, 16.10.1944), орденом Отечественной войны I степени (05.11.1942), орденом Красной Звезды (1944), медалями «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией» (09.05.1945) и другими.
Войну Александр Иванович закончил в Вене, затем командовал 16-ой гвардейской истребительной авиадивизией в Заполярье и 178-ой истребительной авиадивизией в Харьковском военном округе, а с 7 февраля 1946 года – Чугуевским (Харьковским) военным авиационным училищем летчиков. Великолепно летал на истребителях Як-3 и Ла-9.
С сентября 1947 года А.И. Грисенко — заместитель командира 3-го гвардейского авиационного корпуса, базировавшегося в то время в Туркмении в г. Красноводске (в настоящее время г. Туркменбаши).
В 1948 году судьба приготовила для Александра Ивановича новое испытание: во время землетрясения в Средней Азии он попал под развалины, получил серьезные травмы и был вынужден покинуть военную службу. В том же году Грисенко вернулся в родной Ростов.
Умер А.И. Грисенко 16 июня 1969 году после тяжелой и продолжительной болезни.
Источник: Буйло С.И. «ТРИ ВОЙНЫ «РОСТОВСКОГО МАРЕСЬЕВА». Жизнь и судьба полковника А.И. Грисенко». Военно-исторический журнал. 2020. № 3. С. 67-73.