Отмечая 80-летие Великой Победы, нельзя не вспомнить о подвиге летчиков 248-го истребительного авиационного полка, чей боевой путь пролег от полевого аэродрома в селе Кулешовка Азовского района до Берлина. Их мужество, мастерство и самопожертвование в боях за Дон стали частью славной истории Великой Отечественной войны.
С октября 1941 по февраль 1942 года 248-й авиаполк базировался на полевом аэродроме у села Кулешовка Азовского района. Немецкие радисты, завидев советские самолеты, тревожно передавали: «Ахтунг! Кулешовка!» Летчики полка самоотверженно сражались с фашистской авиацией, защищая подступы к Ростову.
Полк прославился дерзкими таранами и воздушными победами. Владимир Кулагин дважды совершил таран, сохранив свой И-16, а Николай Штукин уничтожил врага ценой тяжелых ранений. Петр Гнидо сбил 34 вражеских самолета, а подполковник Григорий Холодный был удостоен звания Героя Советского Союза.
Эскадрилья Новокщенова: «Молодежь, не подкачайте!»
По приказу начальника Сталинградского училища лейтенант Андрей Новокщенов отобрал десять летчиков и самолеты И-16, сформировав эскадрилью 248-го полка, прозванную «новокщеновцами». Их главная задача — штурмовые удары по наземным войскам противника, но они также сопровождали бомбардировщики и отражали налеты врага.
В первый вечер на Кулешовском аэродроме Новокщенов собрал летчиков:
— Ну, молодежь, вот мы и на фронте! Теперь не подкачайте!
Быстро сформировались боевые пары: Санин и Сапрыкин, Гнидо и Холодный, Колесников и Наумов. Командир аэродромного обслуживания Иван Порхун ввел традицию: за каждый сбитый самолет летчику вручали зажаренного гуся. Когда «новокщеновцы» подбили «Хейнкели» на виду у жителей Кулешовки, гуся ела вся эскадрилья.
Из книги Сергея Черноусова «В небе Донском»:
« Андрей отчетливо видел лицо немца. Сняв очки и перекрестив лоб, гитлеровец ткнул пальцем в сторону лейтенанта, а затем указал на землю, дескать, молись, летчик, сейчас тебе будет капут. Новокщенов бросил свой «ястребок» в глубокий разворот. Поймав в прицел хвост «Мессершмитта», с ожесточением нажал на гашетку. Гитлеровец не успел среагировать и, расстрелянный в упор, врезался в землю…»
Лейтенант Владимир Кулагин: мастер тарана
Владимир Кулагин прославился как мастер тарана. Полковник запаса И. Цветков писал:
«Изо дня в день по три-четыре бомбардировщика сбивал Владимир Тарасович. Шла о нем слава по всему Южному фронту…».
Однажды, возвращаясь с задания без боеприпасов, Кулагин заметил «Хейнкель-111», направлявшийся к железнодорожному узлу в Батайске. Не имея возможности стрелять, он пошел на таран. Раздался скрежет металла, фашистский самолет взорвался, а Кулагин сумел посадить поврежденный И-16. На следующий день, уже на отремонтированном самолете, он повторил подвиг, сбив еще один бомбардировщик.
Кулагин знал, что таран требует высочайшего мастерства и бесстрашия. За героизм Военный совет Южного фронта наградил его орденом Ленина. В марте 1942 года заместитель командира эскадрильи Владимир Кулагин погиб в бою. Его сын, Виталий Кулагин, позже посещал Кулешовку и передал школьникам статью Виталия Закруткина «Два тарана Владимира Кулагина».

Старшина Николай Штукин: таран в небе над Доном
Николай Штукин, выпускник Сталинградского училища, стал старшиной за отличную учебу и остался инструктором. Узнав о формировании 248-го полка, он настоял на отправке на фронт. В бою с «Юнкерсом-88» Штукин пошел на таран, несмотря на огонь вражеских стрелков. Его самолет получил пробоины, сам летчик был ранен, но бомбардировщик рухнул в километре от Дона.
Командир сводной авиагруппы полковник Гиль высоко оценил подвиг:
«Старшина Штукин совершил подвиг. На такое способен только тот, кто силен духом. Но таран — не главное оружие. К нему прибегаем лишь в безвыходном положении».
Летчики 248-го полка мастерски «рубили» винтами уязвимые места вражеских машин, минимизируя ущерб своим самолетам.
Младший лейтенант Санин: жертва ради друга
12 декабря 1941 года группа Новокщенова атаковала бомбардировщики «Ю-87». Санин и Сапрыкин врезались в строй врага, сбив один «Ю-88». Когда на Сапрыкина напали «Мессершмитты», Санин подоспел на помощь, сбил одного, но сам попал под огонь. Пуля пробила голову летчика, и его самолет рухнул. Сапрыкин, в ярости, открыл огонь по врагу, крича: «За Санина!»
Младший лейтенант Санин был посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Капитан Кульков: бой над аэродромом
6 ноября 1941 года немцы атаковали Кулешовский аэродром. Двенадцать «Мессершмиттов-109» кружили над полем, ожидая возвращения советских самолетов. Новокщенов отвлек врага, а Кульков, Бардин и Кулагин поднялись в воздух. В 48-минутном бою два «Мессершмитта» были сбиты, но полк понес первую потерю — погиб капитан Кульков.
Лейтенант Бардин: верность долгу до конца
Лейтенант Иван Бардин был одним из самых надежных летчиков 248-го полка, часто летавшим в паре с Владимиром Кулагиным. Их боевое братство позволяло понимать друг друга с полуслова, мастерски используя скорость и маневренность И-16. Вместе они провели десятки успешных вылетов, нанося удары по врагу и защищая небо над Доном.
В ноябре 1942 года Бардин участвовал в патрулировании над Порт-Катоном в составе группы из трех самолетов. Из-за облаков внезапно вынырнули немецкие истребители, атаковавшие советский бомбардировщик. Бардин и его товарищи вступили в бой, пытаясь защитить подбитую машину. Враг открыл шквальный огонь. Бомбардировщик получил повреждения, но два летчика успели выпрыгнуть с парашютами и были спасены рыбаками. Иван Бардин остался в горящем самолете, до последнего пытаясь вывести его из боя. Его нашли мертвым в кабине, среди обломков.
Жители Порт-Катона, ставшие свидетелями боя, навсегда запомнили мужество летчика. В 1948 году комсомольцы села установили памятник Ивану Бардину, увековечив его подвиг. За проявленный героизм он был посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Курган Славы: память о героях
В 1969 году в Кулешовке на древнем кургане установлен памятник летчикам 248-го полка. Здесь покоятся останки лейтенантов И.П. Хуртина, А.Р. Шмырева и 14 неизвестных воинов. В центре композиции — фигура Владимира Кулагина, созданная архитектором Я.С. Зайнисом и скульптором В.П. Дубовиком.
Комиссар авиагруппы Сергей Черноусов в книге «В небе Донском» и писатель Виталий Закруткин описывали храбрость летчиков:
«Нередко взлетали они среди рвавшихся на аэродроме вражеских снарядов, пробивались через стены заградительного огня, наносили штурмовые удары. Не помню случая, чтобы кто-то пожаловался на усталость, хотя летали от зари до зари…»
Из десяти «новокщеновцев» до Победы дожили лишь Петр Гнидо и Григорий Холодный.
