Мы не будем восхищаться этим «шоу»

<strong>Мы не будем восхищаться этим «шоу»</strong>

Все-таки в удивительное время мы живем. Сложное, трагическое, контрастное. Полутонов – нет. Их время ушло, и еще не пришло. И вот в этом контрастном освещении мы увидели, что скрывалось под гримом тех, кто выступал в ролях лидеров общественного мнения, борцов за все хорошее против всего плохого. Тех, кому многие верили, и вдруг обнаружили: а король-то – голый!

Татьяна СТАЦЕНКО

За творчеством Дмитрия Быкова (признан иноагентом) я не следила. Читала написанную им биографию Пастернака, смотрела серию лекций о литературе (впрочем, к ним интерес пропал быстро – ничего неизвестного автор мне не сообщил, а его манера речи стала раздражать). Сатирический проект «Гражданин поэт», построенной по принципу «утром – в газете, вечером – в куплете» видела фрагментарно. Но, поскольку ярких писателей в современной России раз-два и обчелся, относилась к Быкову неплохо. Все-таки случались у него успешные тексты. Правда – давно.

Удивил он меня в 2019 году, когда я увидела фрагмент его встречи с читателями, где Быков сообщил, что планирует написать книгу о генерале Власове. Пожалуй, стоит процитировать его слова: «Первая книга, которая выйдет в серии ЖЗЛ в результате новой перестройки, будет биография генерала Власова. Это так. И я сделаю всё возможное, чтобы написать эту книгу»…

Если бы Быков хотел разобраться в механизме предательства, в том, как человек приходит к потере себя, и как при этом себя оправдывает, то такую книгу прочитать было бы любопытно и даже полезно. Однако, писатель видел в предателе фигуру трагическую, героическую. Он собрался писать о человеке, который бросил вызов Сталину, и боролся… за освобождение своей Родины.

В том своем спиче Дмитрий Быков договорился до того, что если бы Гитлер не переусердствовал с истреблением евреев, то жители СССР могли вполне смириться с его правлением. Чтобы не быть голословной, цитирую: «Понимаете, я абсолютно уверен, что Гитлер бы добился той или иной, но всё-таки популярности в России, если бы истребление евреев (и, как частный случай, цыган) не было бы его главной задачей. К сожалению, или к счастью, инфильтрация евреев в русскую культурную жизнь в тот момент была уже достаточно значительной, и такой ценой покупать независимость российский социум не был готов… Если бы Гитлер в тот момент был чуть более модернизирован, чуть более интернационалистичен. Но гитлеровский зоологический, совершенно примитивный, чудовищный антисемитизм, конечно, возбуждал недоверие и вражду среди русской интеллигенции. А тот, кто не дружит с интеллигенцией в России, не победит никогда».

Вот такой интересный ход мыслей. Поразительное дело, но образованный, весьма и весьма эрудированный человек, педагог (между прочим) совершенно упускает из виду, что фашисты истребляли не только евреев и цыган. Миллионы мирных жителей самых разных национальностей были уничтожены гитлеровцами (на оккупированной территории было истреблено около 5,6 миллиона человек на территории России и 11,3 миллиона человек на оккупированной территории СССР в целом). 

Но почему же эти факты упускаются из вида? Почему писатель пытается найти оправдание тем, кто перешел на сторону фашистов? Зачем вообще внедряет в умы своих читателей вот эту альтернативную историю с Гитлером-освободителем? Возможно, потому, что подсознательно мечтает, чтобы пришел на наши земли настоящий хозяин. Хозяин с Запада. Этакий либеральный, модернизированный Гитлер. И, наконец, навел порядок. Чтобы быдло «загнали в стойло», а интеллигенция, с которой «нужно дружить», заняла свое достойное место при дележе пирога.

В общем, не удивительно, что после 24 февраля 2022 года Дмитрий Быков уехал из России. Он поступил, как Власов. Ведь тот перешел на сторону врага, уверенный в том, что переходит на сторону сильного. Что Гитлер разгромит СССР. Вот и Быков, совершенно естественно, перешел на сторону сильного.

Новая задумка

И вот недавно очередная новость: Быков пишет книгу о Владимире Зеленском. И уже понятно, что это будет панегирик*. Писатель откровенно влюблен в нового своего персонажа. Цитирую:

« Я совершенно не скрываю, что хочу написать книгу о Зеленском. … Видеть актера и сценариста президентом и, пожалуй, духовным лидером свободного мира — это любопытный челлендж (вызов самому себе). Мне хочется написать о том, как произошло это «чудо о Зеленском». Чудо совершенно религиозной природы. Как … из актера, поверившего, что он герой, получился реальный герой.

…Зеленский — главный человек Европы и, думаю, мира 2022 года. Это человек, на плечах которого лежит судьба Украины, а во многих отношениях — судьба мира. И от того, как он распорядится своей ответственностью, во многом зависит вообще куда повернет история человечества.

…Зеленский — представитель творческой интеллигенции, который доказал, что в наше время именно представители творческой интеллигенции, для которых свобода и честь не пустые слова, должны, обязаны рекрутироваться во власть!

Я думаю, Зеленский реабилитировал творческую интеллигенцию в глазах мира. Более того — лидерами мира должны быть те, кто создает нарративы, кто создает сюжеты существования. Неважно — какая экономическая программа, какие политические идеи, какие социальные программы. Важно, что человек придумывает для страны ту жизнь, которой она живет. Поэтому для меня триумф Зеленского — в том, что он реабилитировал профессию в глазах миллионов. … Его речи, его пиар-служба, его ролики ежедневные были примером великолепного профессионализма… Еще Черчилль доказал — в критический момент нацию должен возглавлять художник. И это прекрасно! Художник, подчеркиваю»…

Простите за огромную цитату, но мне хотелось, чтобы вы имели полное представление о том, чего ждать от новой книги Быкова. А теперь давайте проанализируем, что стоит за этими славословиями.

Лжец — как лидер Европы?

Ну, прежде всего, само желание возвеличить Зеленского говорит о том, что писатель… неумен. Его начитанность, хорошее образование и прекрасно подвешенный язык, увы, не гарантируют того, что он умело распоряжается своими знаниями. Быков попросту ходячая википедия, обладающая неплохими навыками обращаться со словами, но – не со смыслами. 

Писатель настолько привык забалтывать свою аудиторию, что и сам попал под гипноз своих слов. Увлекшись, провозглашая, что «нацию должен возглавить художник», Быков забывает, что один художник у власти уже был. И это – Адольф Гитлер. Такая вот оговорочка по Фрейду.

Восхищаться тем, что трагедию Украины Зеленский превратил в великолепное шоу, попросту цинично. Или, опять же – глупо.

Быков категорически не видит, что Зеленский обманул народ Украины. Что тот самый человек, обещавший ради мира договариваться «хоть с чертом лысым», предал надежды все тех, кто отдал за него свои голоса. Всех тех, кто, посмотрев сериал «Слуга народа», проголосовал даже не за Зеленского, а за его обаятельного персонажа Голобородько.

Да, наверное, Владимир Зеленский на первых порах не знал, в какую игру он ввязывается. Тщеславие не позволило ему задуматься о том, какую ответственность он на себя возлагает. Возможно, кураторы пообещали ему, что все будет хорошо. Что все решат за него. И он поверил. Ведь ему раньше всегда везло.

И вот теперь он с удовольствием играет роль «лидера Европы» и принимает овации, в то самое время, когда его страна истекает кровью. И эта катастрофа – на его совести. Ведь при безусловном доверии народа он имел все шансы исполнить обещания по Минским соглашениям. Но он и не собирался этого делать. Он бесконечно врал своему народу.

И этот человек, по мнению Быкова, «реабилитировал творческую интеллигенцию»? Да неужели? По мне, так то полный провал и падение. И если Зеленский в полной мере осознает, в какую историю вляпался, то ему не позавидуешь…

Я сам обманываться рад…

Быков когда-то был талантливым человеком. Есть у него и неплохие стихи (не сатирические рифмовки, а лирика), есть вполне добротные прозаические тексты. Но его беда в том, что в свое время он увлекся политикой, вошел в «тусовочку рукопожатных и светлоликих», и на протяжение многих лет жил в этой среде. Видел мир через призму достаточно директивного мнения своего круга общения. И эта картина мира уродливо искажена. Так он окончательно утратил ясность мысли и объективность, которой должен обладать художник. Настоящий художник, а не тот, о котором говорит сейчас Дмитрий Быков.

Собственно, на примере Быкова и Зеленского мы наблюдаем реальную трагедию деградации личности. Деградации, причиной которого стал самообман, тщеславие, завышенная самооценка. И сейчас такие трагедии переживают многие неплохие в прошлом люди, которые хотели сделать мир лучше и светлее, но не знали как, зато свято верили в Западные ценности. И… неожиданно для самих себя дошли до оправдания фашизма.

* Панегирик — похвальное слово в торжественном всенародном собрании.

Подпись под фото:

«Я, между прочим, тоже не последний человек в Европе. Обо мне напишут множество книг, снимут не одну киноленту, а иногда мне кажется, что моим именем назовут какое-нибудь психиатрическое заболевание!», — делает в фильме «Ржевский против Наполеона» полит-прогноз герой Зеленского — Наполеон. Фильм вышел в прокат в 2012 году, продюсером выступил Зеленский. С октября 2015 года на Украине фильм к прокату запрещен.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому