Средвековый Азак из раскопок археологов

Средвековый Азак из раскопок археологов

Валентина СЕРАШ

«Именно раскопки золотоордынского Азака в минувшем году, как и всегда, предоставили ученым большинство интересных находок и открытий», — отметил кандидат исторических наук Андрей Николаевич Масловский.

Первым в числе интересных объектов стал раскоп на участке по улице Чехова, 20б. В XIV веке он входил в пределы центрального и самого старого могильника Азака. По меркам средневекового города он занимал очень большую площадь. Его первоначальная южная граница проходила поблизости от памятника Пушкину на Петровском бульваре, западная — в 20-30 метрах от магазина «Океан» и у дома №16 по улице Чехова. Западная граница шла вдоль гончарного района в районе дома №6 по улице Пушкина и дома №9 по улице Чапаева.

Северную границу археологи выявили на участке №5а на улице Ленина. В дальнейшем, ближе к концу XIV века, могильник стал разрастаться почти во всех направлениях, захватывая территорию заброшенных к этому моменту городских кварталов. Это кладбище продолжало функционировать несколько столетий, вплоть до конца XVIII века. Археологов, прежде всего, интересует первый период существования кладбища с конца XIII до середины XIV века.

— К большому сожалению, в 70-е годы прошлого века при строительстве пятиэтажных домов в этом районе, а также здания почтамта, кафе «Вечернее» археологические раскопки вовсе не проводились. В 80-е годы прошлого столетия при возведении девятиэтажных домов по улице Чехова исследования проводились в страшной спешке и далеко не на всей площади проведения земляных работ. Большая часть, а это многие тысячи погребений, были уничтожены экскаватором, и этого уже не исправить, — рассказывает Андрей Масловский.

Наиболее пострадала от такой хищнической застройки именно самая старая часть некрополя. В последующие десятилетия исследования затрагивали либо окраины могильника, либо имели очень ограниченную площадь. Поэтому азовским археологам так интересен каждый новый раскоп в центральной части этого могильника.

Участок на улице Чехова 20б не обманул ожидания ученых. Здесь на площади в 110 квадратных метров было расчищено 112 погребений. Из них только одно не относится к золотоордынскому периоду.

— Хотя несколько могил было повреждено поздними перекопами, в целом основной объем информации сохранился. Чем больше по объему и чем полнее выборка находок, тем более достоверные выводы могут сделать ученые, и данный раскоп предоставил им самую представительную за последние годы выборку. Большая часть захоронений была совершена в период роста и расцвета золотоордынского Азака, — говорит Андрей Николаевич.

Обряд погребения в Золотоордынском Азаке

Погребения в Золотоордынском Азаке совершались на очень небольшой глубине. Могильные ямы в большинстве случаев имели глубину немногим более 1 метра, а иногда и меньше. Особенно неглубокими были захоронения маленьких детей. В условиях современной городской застройки детские погребения часто разрушаются, даже если на участке ранее не возводились капитальные здания. Это искажает наши представления о демографической структуре нашего города в XIV веке. На раскопе по ул. Чехова, 20б, детские погребения сохранились хорошо. Они составляют около 1/3 всех захоронений. Это позволяет получить более достоверные данные о том, как жили люди в этот период.

— Вообще, сами человеческие останки благодаря работе нескольких поколений антропологов превратились в важный и во многом в незаменимый источник информации о жизни древних людей. Это не только определение пола человека, возраста его смерти и общего антропологического типа, что позволяет определить место, откуда человек был родом. Это еще и возможность определить степень его биологического благополучия при жизни. Было ли детство человека безоблачным, много ли травм он перенес, насколько тяжело он работал, — рассказывает главный археолог Азова.

Порой, возможно примерно определить даже профессиональные навыки по скелету. Все это вместе позволяет получить ученым представление об облике популяции горожан Азака. Письменные источники ничего подобного для нас не сохранили. Обработка данных, которые предоставляют человеческие останки, не заканчивается после первичного осмотра. Разрабатываются новые методы. Например, в последнее время все больший масштаб приобретают исследования генетиков.

Влияние религий на обряд

Распространение среди жителей Азака монотеистических религий — ислама и христианства привели к тому, что людей хоронили без вещей. Погребальный инвентарь — один из самых богатых источников информации о жизни людей прошлого, и его исчезновение в городских средневековых некрополях делает их менее интересными. В частности, это снижает точность датировки захоронений.

— В Золотоордынском Азаке был, однако, период, когда погребальный инвентарь еще изредка сохранялся. На данном участке инвентарь был обнаружен в пяти погребениях. Он скуден и ограничен серьгами, бусинами, подвесками из раковин, перстнями. Тем не менее, эти находки позволяют отнести начало использования этого участка под кладбище не позднее первых двух десятилетий XIV века, — говорит Андрей Масловский.

Особенный интерес для археологов представляет собой куриное яйцо в детском погребении. Этот обряд в Азаке встречен всего несколько раз. Гораздо чаще он отмечается в погребениях средневековых черкесов Закубанья. В этот период они были христианами и, вероятно, сочетание новой веры и традиционных представлений привело к распространению этого обряда – помещения куриного яйца в погребение маленького ребенка.

Ислам и христианство строго регламентировали погребальный обряд верующих, и все же есть немало частностей и деталей обряда, которые могут отличаться в разных регионах и городах. Выявление таких региональных вариантов погребального обряда очень важно для изучения эволюции жизни городской общины Азака.

Ислам требует ограничить расходы на совершение погребений. Могила богатого человека не должна быть роскошной. Это установление нередко обходилось. Так, например, появились мавзолеи и дорогие каменные надгробия. К сожалению для археологов, надгробия с центрального могильника Азака исчезли почти без следа. Также не сохранились надземные сооружения типа каменных или кирпичных конструкций.

Существовали и менее очевидные способы продемонстрировать семейный достаток при совершении захоронений. Одним из требований и ислама, и христианства является изоляция тела умершего от земли.

Склепы в Азаке

Этого можно было достичь различными способами. Для богатых людей строились склепы. В Азаке получили распространение своеобразные склепы, которые состояли из двух стенок, сложенных вдоль продольных краев могильной ямы из небольших кусков «рваного» камня и обломков кирпича. Поперечных стенок почти никогда не строили. Перекрытие, очевидно, было деревянным. Стенки могильной ямы обшивались досками, на которые после совершения захоронения укладывалось деревянное перекрытие. Это позволяло совершать в дальнейшем подзахоронения членов семьи в ту же могильную яму. На участке по улице Чехова, 20б было исследовано несколько подобных склепов, в которые были совершены более поздние подзахоронения.

— Интересно, что деревянные склепы встречены в числе наиболее ранних могил на данном участке. Это указывает на то, что данный обычай появился еще до возникновения Азака и люди, его использовавшие, просто привнесли традиции своего родного региона в погребальный обряд нового города, — рассказывает Андрей Николаевич.

Такие сооружения на территории Золотой Орды встречаются почти исключительно на территории Азака. На участке по улице Чехова, 20б, помимо деревянных склепов, встречены и другие виды деревянных конструкций.

— Например, в могильной яме вдоль длинных стенок делались уступы — заплечики, на которые укладывались поперечные деревянные плахи. Иногда использовался деревянный ящик без дна — табут, которым накрывалось сверху тело умершего. Подзахоронения членов семьи, вероятно, основная причина высокой плотности выявленных погребений на данном участке, — продолжает он. — Очень часто можно заметить, что более позднее захоронение старались точно поместить в пределы старой могильной ямы. При этом кости умершего родственника просто сдвигали в сторону.

Распространение ислама и христианства не могло привести к полному исчезновению архаических верований и ритуалов. К числу таких пережитков относится обряд ритуального разрушения костяка. Этот обряд проводился спустя несколько лет после совершения погребения, когда мягкие ткани большей частью уже сгнивали. Он был распространен в разные времена у самых различных народов и приобретал самые разнообразные формы.

Очень разной была и мотивация совершения этих действий. Иногда их целью было обезвредить возможное вредоносное влияние духа умершего, иногда нужно было помочь душе отправиться в загробный мир, иногда могилы вскрывали, чтобы узнать о посмертной судьбе человека. В Азаке подобные захоронения также встречаются, хотя и не часто.

— Отмечены такие захоронения и на участке по улице Чехова, 20б. В нескольких погребениях от скелета был отделен череп или разбросаны шейные позвонки. Эти манипуляции нельзя объяснить ограблением. Люди, вскрывавшие могилы, точно знали, что сколь-нибудь ценные вещи в них отсутствовали, — говорит Андрей Масловский.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому