Сны о Ростове Петра Жайворонского

Так бы я назвала новую выставку художника Петра Жайворонского, открывшуюся в зале «Меценат»

Татьяна СТАЦЕНКО

Правда, сам художник предпочел другое название «Между прошлым и будущем»…Выставка – юбилейная. Третья персональная и одновременно символизирующая тридцатилетие профессиональной творческой деятельности. Дело в том, что в Союз художников Петра Жайворонского приняли сразу после окончания РХУ им. М.Б. Грекова. И было художнику всего 18 лет… В таком возрасте мало кто удостаивается чести оказаться признанным профессионалом. Талант юноши был несомненен, с годами развивался, и продолжает совершенствоваться. Настоящий художник никогда не доволен результатами своего труда, он – всегда в поиске.

Таков и Петр Петрович Жайворонский.

Он – ростовчанин в первом поколении. Его предки – казаки, станичники. Простые труженики. Художников в роду не было. А вот Петя рисовать начал рано. Первое признание получил в пять лет, когда срисовал с открытки «дедушку Ленина». Получилось похоже. Родственники удивились, похвалили. И с тех самых пор Петр Жайворонский стал рисовать постоянно. Увлекался и лепкой. В общем – нравилось ему творить. Стало ясно – нужно учиться «на художника». Педагог в изостудии посоветовал поступать в Ростовское художественное училище, куда принимали после окончания восьмого класса средней школы. И Петр поступил. Без труда. С первого раза (многие годами штурмовали училище – конкурсный отбор здесь всегда очень серьезный).

С учителем Жайворонскому повезло – курс вел легендарный педагог В.И. Мамонтов. А вот время, в которое довелось учиться – было сложным. Тогда училище оказалось под угрозой закрытия. Финансирование было скудным. Нечем стало платить натурщикам, которых и в благополучные годы найти было непросто (профессия «стыдная» и достаточно сложная – высидеть 45 минут без движения не каждый сможет).

Потому приходилось студентам рисовать и писать друг друга. А иногда им позировали сами педагоги. Благодаря этому у Петра появился портрет литературоведа Владлена Яковлевича Котовского (тот преподавал в РХУ русский язык и литературу). Очень зрелая и тонкая графическая работа. Она представлена на новой выставке. Есть там и другие студенческие рисунки и холсты. Глядя на них, понимаешь, что творческую индивидуальность Жайворонский обрел очень рано. У него есть свой неповторимый, авторский стиль, выделяющий его в ряду коллег. Ведь можно безупречно владеть техникой, но всю жизнь искать свой почерк, и так его и не найти…

Жайворонскому и с этим повезло.

После училища Петр поступил на факультет теории и истории искусств в Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Учеба в этом удивительном городе, окончательно сформировала мировоззрение и художественный вкус Петра Жайворонского. Великолепная классическая архитектура, частые лекции в Эрмитаже и других великолепных музеях Северной столицы, углубленное изучение великого искусства – оставили глубокий след в душе ростовского живописца.

Он, реалист, приверженец классицизма. Работы его очень точны, детализированы. Но это не точность фотографии. Это творчески осмысленное, измененное пространство. Эти полотна, и правда, напоминают сны… и дело не только в определенном приеме, именуемом «сфумато» (кстати придуманным и доведенным до совершенства Леонардо да Винчи). У Жайворонского городской пейзаж становится неким высказыванием, смысл которого очень хочется понять. У этого художника не просто изображения конкретных ростовских домов, а скорее – портреты этих зданий. С их историей. Усталостью. Особой судьбой. Такую картину хочется долго рассматривать. Погружаться в нее.

Удивительно, я никогда не была поклонницей академической живописи. Но живопись Жайворонского заставила меня пересмотреть свое отношение к классике.

Сам художник говорит, что человек или пейзаж должен его тронуть, взволновать, задеть за живое. Лишь тогда начинает работать фантазия. И только после – рождается композиция, проявляется образ. Душа пейзажа, или портрета.

Жайворонский свободно владеет всеми жанрами – пейзажем, портретом, натюрмортом. Кстати, интересна история создания натюрморта «Оружие Поля Бородинского». На нем – доспехи, кивер, сабля, пистолет и иные предметы эпохи войны с Наполеоном. Раздобыть все эти вещи, по понятным причинам, художник не мог. Но он провел тщательное исследование, и составил композицию, ориентируясь на различные изображения, найденные в книгах и сети Интернет. А ведь глядя на картину, никогда не догадаешься, что этот натюрморт написан не с натуры. Историческая достоверность полностью соблюдена.

За плечами у Петра Жайворонского – большой творческий путь. Он участник крупнейших межрегиональных и международных выставок. С 2014 года активно выставляется в составе творческой группы «Лунный кот» и участвует во всех его проектах.

Но вот парадокс, — каждая его работа может стать жемчужиной любого интерьера, — картины будут прекрасно смотреться в солидном офисе, украсит кабинет, или зал. Но, вот покупатели появляются у художника совсем не часто. А заказы приходят порой такие, что не каждый художник согласится воплотить фантазию заказчика…

С грустной улыбкой Жайворонский привел несколько курьезных примеров из своей практики. Пожалуй, самый красноречивый и печальный случай — продажа морского пейзажа. Картину захотела приобрести состоятельная молодая женщина. Но с одним условием: через весь холст, прямо поверх волн, художник должен был написать: «С днем рождения, дорогой папа». Петр Петрович еле уговорил барышню сделать дарственную надпись скромной, в уголке картины…

Вот что это такое? Почему в нашем обществе такое странное отношения к художникам? Вот к таким мастерам как Петр Жайворонский? Интеллигентный, тонко чувствующий человек?

Очень жаль, но пока царит слоган: «Любой каприз за ваши деньги», а невежественные люди считают себя вправе рассуждать о высоком искусстве, ничего в нем не понимая…

Печально. Но хочется верить, что рано или поздно ситуация изменится. Просто приобщать к искусству, учить уважать и ценить творчество, понимать этот универсальный язык, нужно начинать в детстве. Как собственно и делается в выставочном зале «Меценат». И спасибо музейщикам за эту благородную миссию.

Выставка «Между прошлым и будущем», на которой представлено 58 работ Петра Жайворонского будет работать до 4 октября. Очень рекомендую зайти в выставочный зал и погрузиться в удивительные миры, созданные талантливым ростовским художником. Вы не пожалеете о потраченном времени. Не сомневайтесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content