Проект «Акунин»

Проект «Акунин»

Японское слово «Акунин» переводится как «негодяй, злодей», но исполинских масштабов. Это слово избрал в качестве псевдонима Григорий Чхартишвили, ставший одним из самых известных беллетристов в России. И – последовательным ее противником

Татьяна СТАЦЕНКО

Сегодня я планирована написать материал об иностранных агентах. Подробно разобрать деятельность самых известных из них, чтобы стало понятно, за что они получили свой статус. Но планы пришлось подкорректировать. Потому что в списках иноагентов я не увидела давнего и последовательного русофоба – писателя Григория Чхартишвили, пишущего под псевдонимом Борис Акунин. Оказывается, этот человек по-прежнему гигантскими тиражами издается в России, более того, недавно вышел очередной телесериал о похождениях Эраста Фандорина – одного из главных персонажей, созданных Акуниным.

И да, получается, что с формальной точки зрения Григорий Чхаришвили – не иноагент, ведь официально он живет за счет прибыли, получаемой в нашей стране (а его финансирование иностранными фондами еще нужно доказать).

С творчеством Бориса Акунина я знакома не понаслышке, знаю, как увлекательно и мастеровито он пишет. Было время, когда я перечитала почти все вышедшее из-под его пера, потому и решила сегодня разобрать его творчество. Чтобы вы, беря с полки книжного магазина очередную поделку этого писателя, обратили внимание на смыслы, тонко вплетенные автором в канву повествования. Чтобы не отравились тем ядом, которым Акунин пропитал свои книги. Так что этот материал – своеобразный антидот. Как говорится – предупрежден, значит – вооружен.

Секрет успеха

Слава пришла к Борису Акунину в конце 90-х годов. До этого, получив отличное филологическое образование, он занимался литературными переводами с японского и английского языков и работал заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература». Когда вышел его первый роман «Азазель», некоторое время держалась интрига – даже в литературных кругах мало кто знал, что за человек скрывается под псевдонимом Акунин. Раскрытие личности автора стало небольшой сенсацией. Вообще, шума вокруг «Азазеля» было много. Роман получился удачным.

Писатель сумел интегрировать жанр детектива и исторической саги, дополнив их элементами мистики и «плутовского» романа. И после первой книги последовала целая серия о приключениях Эраста Фандорина.

Но, отметившись в самом начале своего творческого пути идеологически нейтральным криминальным романом «Азазель», к концу 1990-х годов Акунин в практически завершенном виде сформулировал собственную русофобскую доктрину. Случайно или нет, но девальвирование национальных символов России в произведениях Акунина совпало во времени с тесным сотрудничеством писателя с подразделениями фонда Сороса в Российской Федерации. При преобразовании литератора в «болотного» активиста, а затем и в лондонского изгнанника, для многих откровением стали нападки Акунина на суверенное право России вершить свою внешнюю политику. Однако задел для антироссийских эскапад любимца столичной публики был заложен намного раньше.

Идеологическая концепция писателя отражена в литературных произведениях о приключениях Эраста Фандорина и его многочисленной родни, трех книгах о монахине Пелагее, а затем и в цикле «История Российского государства». Если последний цикл подвергся сокрушительному разгрому со стороны профессиональных историков, то художества Б.Акунина на ниве литературы и кинематографа практически не получили объективной оценки.

Технология лжи

Когда я увлеченно читала книги Акунина, по случаю приобретенные за гроши в букинистическом отделе книжного магазина (а было это лет 15 назад), меня раздражали некоторые антироссийские пассажи автора, и еще – излишний натурализм при описании преступлений. Даже досадно было от того, что талантливому автору изменяет вкус. На самом деле, если задуматься, и русофобия, поданная через гиперболизированное описание российской действительности и реплики разных персонажей, и патологически детальное, вызывающее тошноту описание злодеяний – не случайны. Это всего лишь инструменты манипуляции, которыми умело пользуется автор.

На самом деле, все, что происходит на страницах художественных произведений Б. Акунина, является отражением взаимоотношений, преимущественно конфликтных, между ведущими мировыми цивилизациями – западноевропейской, российской, арабо-мусульманской, буддистско-конфуцианской. В перечисленном ряду именно российский цивилизационно-исторический код представляется тупиковым и губительным не только для нашей страны, но и для «просвещенных» и «культурных» народов планеты.

Словом, все культуры хороши, кроме нашей.

«Ваша огромная держава сегодня представляет главную опасность для цивилизации. Своими просторами, своим многочисленным, невежественным населением, своей неповоротливой и агрессивной государственной машиной Россия таит в себе страшную угрозу для цивилизации», – заявляет Акунин устами одного из своих персонажей в романе «Турецкий гамбит».

И таких цитат, рассыпанных по многочисленным произведениям Акунина – тысячи. Но и это не главное. Ведь, в конце концов, читая про огромность и опасность России, даже возгордиться можно. Дело в том, что везде и всюду автор протаскивает мысль, что в любую эпоху Россия – гиблое место с убогим населением, во всем проигрывающая и Западу, и Востоку.

Центральная фигура «фандоринского» цикла – это представленный многими поколениями род фон Дорнов-Фандориных. Помимо главного персонажа Эраста Петровича Фандорина, жившего во второй половине ХIХ– начале ХХ столетий, в романах цикла активно действуют предтеча героя – выехавший в Россию накануне петровских реформ Корнелиус фон Дорн и его современный наследник – Николас Фандорин. Все представители фамилии обладают наследственными чертами родового характера. Это благородные, верные слову и долгу, способные на поступок люди. Самое главное качество Фандориных – безупречный профессионализм, уровня которого не могут достичь как их коллеги по службе, так и высшие должностные лица.

Очевидно, что названное семейство являет собой обобщенный тип «европейца». Важно понять, что речь идет не об этнической, а о культурной принадлежности Фандориных, поскольку они, будучи во многих поколениях уроженцами России, оказались последовательными приверженцами западного пути развития.      

На примере розыскных дел Э. Фандорина доказывается превосходство западноевропейского образа жизни, когда все успехи в развитии страны следует считать результатом приобщения к передовому культурному наследию Европы. Фон Дорны-Фандорины способны нести добро, «окультуривая» несовершенное окружающее пространство; они протягивают руку помощи всякому страждущему. Род фон Дорнов-Фандориных проявляет себя адептом просвещенной государственности, а также олицетворяет связь между Россией и европейской цивилизацией.

Между прочим, вот этот вот тезис о превосходстве обрусевших немцев над россиянами, ни что иное как прямые отголоски нацистской пропаганды. В недавнем прошлом руководство гитлеровской Германии прямым текстом заявляло, что все успехи России связаны с благотворным немецким влиянием. Начиная с прихода Рюрика и заканчивая этнической принадлежностью русских царей, среди которых после Петра I чистокровных русских практически нет.

Таким образом, Акунин ненавязчиво встраивает в сознание читателей комплекс неполноценности перед западными соседями. Впрочем, не только перед западными (один из главных персонажей фандориского цикла – японец Маса – человек честный, преданный, практически без недостатков).

И это я вкратце разобрала только серию книг о роде Фандориных, тогда как Чхартишвили автор невероятно плодовитый – он издал более шестидесяти книг. Из них – 15 под своим настоящим именем, 49 – под псевдонимом Борис Акунин, и по три книги под псевдонимами Анатолий Брусникин и Анна Борисова. 

Цель проекта «Акунин»

«Акунин» – ни что иное, как проект. Проект не столько литературный, сколько идеологический. Российский писатель Павел Басинский как-то сказал: «Я знаю Акунина-Чхартишвили. Он стопроцентный западник, стопроцентный глобалист и стопроцентный праволиберал. Все его романы – я уже писал об этом и настаиваю на этом сейчас – насквозь идеологичны. В гораздо большей степени, например, чем сентиментальная «Мать» Горького или наивный роман-предупреждение Кочетова «Чего же ты хочешь?». Это тем более любопытно, что на сегодняшний день Акунин – единственный реально удавшийся «либеральный» проект». И я со словами писателя Басинского совершенно согласна.

Писатель Чхартишвили – серьезный боец идеологического фронта. Он долго и упорно пытается деформировать историческую память российского народа, внедрить в массовое сознание комплекс неполноценности, сформировать стереотипы поведения, чуждые национальным традициям.

Если перекодировка исторического сознания современных украинцев осуществляется за счет создания псевдогероической мифологии, сочинения несуществующих достижений, триумфов и побед, то в массовое сознание россиян внедряется ощущение ущербности избранного исторического пути.

Духовные ценности, которыми гордились многие поколения, преподносятся в качестве чего-то недостойного и опасного для окружающего мира, тогда как явления, однозначно осуждаемые, ретушируются и представляются в выгодном для восприятия и воспроизведения свете.

Именно этим и занят на протяжении десятилетий беллетрист Акунин. Поэтому не устану повторять, слово – это оружие. И наш противник отлично им владеет. Помните об этом, когда захотите погрузиться в увлекательный мир приключений Эраста Фандорина и его компании.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому