Про День рождения нашего города

Про День рождения нашего города

Каждый город хотел бы иметь упоминание в письменных источниках о времени своего рождения, но не всем городам повезло так, как Азову. О том, как зарождался Азов, и в какое время,нам рассказал Андрей Николаевич Масловский.

Автор: Валентина СЕРАШ

19 октября исполнилось 752 года со дня первого упоминания города Азова на страницах истории. В древности и средневековье отношение к появлению нового города было совсем иным, нежели сейчас. Никто не устраивал в начале осени дня города. Исторические хроники не сохранили (за редчайшим исключением) сведений о постройке в такой-то день такого-то года такого-то города. Поэтому в исторической науке принято считать датой возникновения города его первое упоминание в письменных источниках или, что гораздо реже, археологические свидетельства о появлении на данной территории городского поселения.

Что же такое — город

Город – живой организм, поэтому его история — это тот период, когда на его территории непрерывно проживали люди. Поэтому не принято начинать рассказ об истории города с момента первого посещения этой территории людьми. История современного вида человека разумного насчитывает уже 50 тысяч лет, и трудно найти на земле уголок, пригодный для жизни, где бы за многие тысячелетия хотя бы раз не ступала нога человека или не появлялась хижина охотника или пастуха. Поэтому так любимые журналистами фразы «о том, что историю города нужно удревнить потому, что здесь археологи нашли стоянку каменного века», просто лишены смысла.

На территории Ростова обнаружено свидетельство посещения ее человеком 2 миллиона лет назад. Можем ли мы сказать, что Ростов-на-Дону – самый древний город на земле? К счастью, такая мысль не приходит ни в чью голову.

Очень важна преемственность истории существующего поселения. На удобных участках долговременные поселения могли возникать и исчезать неоднократно. Но если жители нового поселения ничего не знали о своих предшественниках, то как можно начинать отсчет истории современного города от древней, укрепленной деревни?

На территории Боровицкого холма, где ныне расположен Московский Кремль, когда-то находилось укрепленное поселение дьяковской археологической культуры, в эпоху раннего железного века занимавшей значительные районы в средней полосе России. Но никто не празднует трёхтысячелетие Москвы.

Не менее важен статус поселения. На протяжении тысяч лет существовало противопоставление города и деревни. В каком-то месте сотни лет могла существовать рыбацкая деревушка из двух-трёх домишек, но история города начинается с того момента, когда какой-то князь или король поставил здесь укрепления, посадил своего чиновника с воинами, или когда здесь поселились ремесленники и купцы или был построен храм, почитаемый жителями целой области.

Город – только часть социально-экономической системы, центр некоторого района. Только в сказках он может находиться в дикой пустыне. Рождению города предшествует длительный период хозяйственного и политического развития данного района. Возрастает численность населения, накапливаются ресурсы, усложняются экономические связи, возникает необходимость в появлении поселения, функции которого сильно отличаются от окружающих деревень. Как правило, город появляется после возникновения государства.

Почему Азов не появился раньше

Чтобы понять, почему Азов не возник ранее 1269 года, надо узнать предшествующую историю нашего региона. В эпоху зарождения производящего хозяйства, когда люди переходили к земледелию и скотоводству, освоение наших степей заметно отставало от более южных и западных регионов. Очень трудно было развивать земледелие на тяжелых черноземных почвах. Поэтому здесь появились пастухи со стадами крупного рогатого скота. Но их было слишком мало, чтобы создать сложную структуру общества.

В конце второго тысячелетия до нашей эры, во время великой засухи, численность населения еще более сократилась. Уцелевшие обитатели степей вынуждены были приспособиться, перейдя к кочевому скотоводству. Стада коров сменились отарами овец и табунами лошадей. Возросла подвижность населения. В течение года люди проходили со своим скотом многие сотни, а иногда и тысячи километров. Такое решение позволило людям уцелеть в степи, но это привело к тому, что хозяйство и общество перестали развиваться.

Кочевое скотоводство было возможно только при очень низкой плотности населения. Не только существование городов, но и просто оседлых поселений в центре кочевой степи стало невозможно. Продуктивность скотоводства была очень низкой, численность населения не росла, а избыток населения поглощался войнами и голодовками. То редкое население, которое проходило через наши степи, вело очень неприхотливую жизнь и не нуждалось почти ни в чем, кроме продуктов своего собственного труда. Ему не нужны были города.

Была еще одна причина, которая препятствовала развитию общества. Для древнего человека скот был богатством. Причем, богатством легко отчуждаемым. Если пахотное поле было нельзя увезти с собой, то скот угнать было очень просто. Скот требовал обширных пастбищ. Это привело к тому, что общество кочевников было обществом воинов. Любой взрослый здоровый мужчина и даже молодые бездетные женщины были вынуждены почти беспрерывно воевать. При этом война друг с другом, а также с окружающим оседлым населением, стала одной из отраслей хозяйства.

Агрессивность кочевников приводила к тому, что вокруг их пастбищ оседлая жизнь исчезала. Ситуация могла измениться только тогда, когда у кочевников возникает государство. Для создания городов кочевники привлекали покорённые ими оседлые народы, представителей которых могли переселить за многие сотни километров. Эти же оседлые люди обеспечивали города продовольствием и были основным населением, которое снабжало своих завоевателей продуктами своих ремёсел и земледелия. Лишь немногие кочевники, главным образом беднота, потерявшая весь скот, становились горожанами и стремились покинуть город и вернуться к кочеванию при первой возможности.

При распаде кочевнических государств города, созданные ими, практически мгновенно превращались в призраки.

Три государства на территории

Приазовья

В истории Приазовских степей у кочевников трижды появлялись государства достаточно мощные и долговечные для того, чтобы создавать города. Впервые это произошло в IV веке до н.э., когда существовавшее в Северном Причерноморье скифское царство на недолгий период стало похоже на настоящее государство. На его восточной границе в дельте реки Дон появляется крупное укреплённое поселение — Елизаветовское городище. Его трудно было назвать настоящим городом, но оно находилось на пути к превращению в городской центр. Здесь появился греческий квартал. Однако первый же кризис и приход новых кочевых племён привел к исчезновению и скифского царства, и Елизаветовского городища.

Второй раз мощное государство создали в середине VII в. хазары. Они контролировали степи от Днепра до Заволжья и подчинили ряд оседлых народов. В Подонье появляется целый ряд укреплённых поселений, заселённых переселёнными с Северного Кавказа аланами. Некоторые из них превратились в небольшие городские центры. Этот период расцвета оседлой жизни продолжался меньше 200 лет. С середины X в. в степях вновь господствовали кочевые племенные союзы, слишком рыхлые, чтобы нуждаться в городах. Именно поэтому ни печенеги, ни половцы в донских степях не создали ни одного города. Все свои потребности в продуктах оседлого хозяйства половцы удовлетворяли за счёт поселений на степной периферии, которые они поставили под свой контроль — Судак в Крыму, Матрега на Тамани, аланские городки в донецкой лесостепи.

Обратный отсчёт времени до рождения Азова начался с момента создания империи Чингисхана и его потомков. Меньше чем за половину столетия монгольская армия покорила огромное пространство степей и сопредельные регионы от Венгрии до Тихого океана, от сибирской тайги до аравийских пустынь. По легендам, некоторые монгольские аристократы хотели уничтожить всё оседлое население на землях, пригодных для превращения их в пастбище. Но их переубедил мудрый киданьский чиновник ЕлюйЧуцай, который поделился с ними китайской мудростью: «Хотя Вы получили Поднебесную, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне». В самом деле, убив и ограбив, можно получить богатства один раз, а наладив управление оседлыми областями можно выкачивать из них ценности постоянно. На первых порах монголы построили с большими затратами только один город Каракорум и просто эксплуатировали уже существующие городские центры.

Но с того момента, когда сыновья и внуки старшего сына Чингисхана — Джучи в 1263 году перестали признавать власть хана, кочевавшего у Каракорума, они стали обустраивать своё новое государство. Оседлое население было источником полезных вещей — шёлковых халатов, вина, золотых чаш и поясов, крепких доспехов и сабель. И хорошо бы иметь эти источники благ поблизости. Эти мысли, наверное, были подсказаны чиновниками первому самостоятельному хану Золотой Орды — правнуку Чингисхана — Менгу Тимуру (1266-1282 гг.). Политику переселения оседлого населения вглубь степи проводили и предыдущие правители Улуса Джучи, но именно при первом хане возникающие поселения стали превращаться в города. Среди новых городов — Солхата, Сарая, Хорезма, Укека — и наш Азов.

Уже через 3 года после начала правления хана, в инструкции от 19 октября 1269 года, составленной сенатом Генуи для своих послов, отправлявшихся на трудные переговоры с венецианцами в Рим ко двору папы, впервые в истории упоминается в качестве важного торгового пункта Тана — европейское название нашего города, которое не сходило из итальянских документов два последующих столетия. Этот день и является датой рождения Азова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content