Писатель Артур Конан Дойл, придумавший гениального сыщика Шерлока Холмса и дедуктивный метод расследования, был удивительно наивным человеком, склонным верить в чудеса. Настолько наивным, что однажды его сумели одурачить две обычные девочки из английской деревушки Коттингли
Варвара ВЕДЕШИНА
Конан Дойл верил в существование мира духов. Был постоянным участников спиритических сеансов, и даже выступал с лекциями о спиритизме. Неудивительно, что он стал одним из тех, кто безоговорочно поверил в мистификацию двух девочек, которые говорили, что общаются с феями. Тем более, они смогли предоставить доказательства – фотографии, на которых они запечатлены в окружении маленьких крылатых человечков.
Виновато…испорченное платье
Деревушка Коттингли, расположенная в графстве Йоркшир, была бы ничем не примечательным местом, если б не шестнадцатилетняя Элси Райт и ее десятилетняя кузина ФрэнсисГриффитс. Летом 1917 года Фрэнсис с матерью, незадолго до того вернувшиеся в Англию из Кейптауна, жили в семье Райтов в Коттингли.
Кузины Элси и Фрэнсис не смотря на разницу в возрасте любили вместе играть у ручья на опушке леса. Однажды, Фрэнсис поскользнулась на камнях и упала в воду. Она опасалась, что мать будет ругать ее за испорченное платье, и попыталась пробраться в дом незамеченной. Но это ей не удалось, и в ответ на упреки девочка со слезами объяснила, что упала, «когда играли с феями». Ей было велено идти наверх в спальню, которую сестры делили на двоих, и носа оттуда не показывать. Девочки были наказаны не столько за намокшую одежду, сколько за вранье про фей. Но вместо того, чтобы признать свою неправоту, сестры решили защищать свою сказочную версию. И придумали как это сделать.
Элси предложила Фрэнсис сфотографировать фей, ибо что могло бы лучше убедить ее недоверчивую маму? Элси любила фей, притом она же была ученицей художественного колледжа в Брэдфорде, и, как говорили, очень талантливой. Кроме того, отец Элси, Артур Райт увлекался фотографией и у него была фотокамера.
Воплощение замысла
В богато иллюстрированном издании «Книга подарков принцессы Мэри»девочки отыскали картинку с изображением фей. Элси мастерски их скопировала, после чего сестры наклеили их на картон. Оставалось главное – сделать снимки. Фотокамеру раздобыть оказалось очень легко: ее с готовностью предоставил отец Элси. Он не знал о готовящейся мистификации – дочь сказала ему, что хочет сфотографировать Фрэнсис у ручья.
Придя на место, девочки расположили «фей» около Фрэнсис, которая украсила волосы цветами, подперла ладошками подбородок и мечтательно уставилась в объектив. А феи весело порхали перед ней, размахивая крылышками.
Когда Артур Райт проявил фотографию, он принял было фей за обрывки бумаги, но Элси пояснила ему, что это их «подружки», они часто играют вместе у ручья.Райт не поверил дочери, убрал пластину и забыл о ней. Но месяц спустя девочки сделали еще одну «волшебную» фотографию. На сей раз позировала Элси: она сидит на холмике и протягивает руку к маленькому, ростом около фута, гномоподобному созданию. Райта возмутило, что девчонки не желают признаться, что просто пошутили, и в наказание он запретил им брать фотоаппарат. Но они продолжали с горячим упорством утверждать, будто все это чистая правда.
Рождение легенды
Но если отец Элси не поддался розыгрышу кузин, то ее мать Полли Райт, и ее сестра Энни Гриффитс, увидев фотографии, не стали с ходу отметать рассказ дочерей. Обе дамы интересовались теософией. Весной 1919 года Полли Райт присутствовала на заседании Брэдфордского теософского общества. Там миссис Райт сообщила, что у нее есть фотографии фей, и по просьбе теософов, предъявила их уже на следующем заседании. Большинство присутствовавших пришли в неописуемый восторг от фото.Ведь это было первое «беспристрастное» свидетельство существования фей.
Фотографии из Коттингли мгновенно стали известны. В мае 1920 года они попали к Эдварду Л. Гарднеру, знаменитому лондонскому теософу. Он написал Полли Райт и попросил переслать ему пластины, с которых сделаны снимки. Получив пластины, он отправил их на экспертизу своему приятелю X. Снеллингу, спиритуалисту и фотографу. Тот сделал заключение, что снимки не подделка. Поскольку оригиналы не отличались высоким качеством, Гарднер попросил Снеллинга сделать их четче, и в результате следы того, что феи были вырезаны из бумаги, окончательно исчезли.
Вдохновленный Гарднер отправил исправленные негативы на экспертизу в фирму «Кодак». Там дали уклончивый ответ: никаких доказательств подделки нет, но и утверждать, что фотографии подлинные, тоже нельзя. Один из руководителей фирмы предположил, что это фотомонтаж, отметив, при этом, что работа мастерская.
Вот за эту фразу и ухватился Гарднер. Как могла шестнадцатилетняя девочка проделать такую искусную работу, если даже профессионалы из «Кодака» не решаются твердо заявить, что это фальшивка?
Великан с душой ребенка
Вскоре о фотографиях узнал Конан Дойл. Он списался с Гарднером и попросил прислать ему копии снимков,а после лично встретился с теософом в Лондоне. Там Гарднер предоставил в распоряжение писателя фотопластины.
Стоит отдать должное Конан Дойлу – он отнесся к ним с осторожностью и решил посоветоваться с «экспертами». Художница МэйБоули изучила снимки под лупой и не сказала ничего определенного. Зато друг Дойла Оливер Лодж, физик, активно увлекавшийся парапсихологией, решительно заявил, что фотографии – очевидная подделка. Он посоветовал Дойлу не связываться с этим делом, но тот никак не хотел верить, что две юные барышни могли быть замешаны в беспардонном надувательстве.
30 июня писатель отправил два письма, одно Артуру Райту, а другое его дочери Элси, с одной и той же просьбой – предоставить ему право опубликовать снимки за достойный гонорар, при этом гарантируя, что семейство Райт будет фигурировать под вымышленными именами, «дабы никто вас не потревожил».
Дойл хотел лично познакомится с семьей Райт, но должен был уехать по делам в Австралию.Вместо него к ним направился Гарднер и был очень впечатлен простотой семьи Райт: они явно не гнались ни за славой, ни за деньгами. В итоге заключили сделку: Конан Дойл согласился заплатить каждой из девочек по 20 фунтов, о чем 3 августа написал мистеру Райту, упомянув, что в статье дети будут фигурировать как Айрис и Алиса.
Между тем Гарднер вознамерился раздобыть новые фотографии. Девушки, которым в то время было уже девятнадцать и тринадцать, ничуть не возражали и согласились попробовать сделать новые снимки. Для этого Гарднер снабдил их двумя заряженными фотокамерами и отбыл в Лондон. Через некоторое время пришло сообщение от Полли Райт – удалось сделать еще три фотографии! Как и договаривались, мистер Райт тщательно упаковал их и отослал в Лондон. Гарднер тут же отвез снимки «эксперту» Снеллингу, который признал их несомненную подлинность.
6 сентября Гарднер отослал Дойлу в Мельбурн восторженное письмо, к которому приложил копии снимков. Дойл был в восторге!
Наконец, вышла его статья в журнале «Стрэнд» проиллюстрированная первыми двумя фотографиями фей. Заголовок извещал: «Феи сфотографированы – эпохальное событие, описанное А. Конан Дойлом!».В статье автор заверял читателей, что он «подверг снимки долгому и серьезному изучению», рассматривая их под очень сильным увеличительным стеклом, «на манер Холмса», и убежден в их подлинности. Он также заверял, что вскоре появятся новые фотографии «маленького народца».
Этот номер журнала разошелся за три дня. Конан Дойл очень рассчитывал, что статья станет сенсацией, и не ошибся – вокруг нее разгорелись самые ожесточенные споры. Спорили, разумеется, не о высоких материях, а о том, фальшивые снимки или нет. Многие удивлялись, что подобного рода информацияопубликована в респектабельном «Стрэнде».
Дойлоставил критику без внимания и опубликовал еще одну статью, «Очевидцы о феях», снабженную тремя новыми фотографиями. Она вышла в марте 1921 года и изобиловала свидетельствами тех, кто лично встречался с представителями «маленького народца».
В 1922 году Дойл выпустил книгу «Явление фей», где категорически утверждал, что есть «целый народец, возможно столь же многочисленный, как и человеческий род». Эта книга окончательно убедила многих читателей, что сэра Артура Конан Дойла более нельзя воспринимать всерьез. Некоторые даже решили, что он потерял рассудок.
На самом деле Конан Дойл был исключительно доверчив. Коллеги, которые безмерно уважали его за абсолютную честность, огорчались: «Бедный, славный, милый, доверчивый Дойл! Великан с душой ребенка».
Молчание кузин
…Споры вокруг фей из Коттингли не утихали еще десятки лет и после смерти Конан Дойла. Артур Райт умер в 1926 году, изумляясь, как его дочь Элси сумела вызвать такую шумиху.
Девочки выросли, прожили долгую жизнь. В 1966 году журналисты из «Дейли экспресс» уговорили Элси, дать интервью. Она согласилась, но она отвечала довольно уклончиво. Сказала, что, возможно, на фотографиях удалось запечатлеть «плоды ее воображения».
Потом еще не раз кузины выступали по телевидению, всякий раз давая неопределенные ответы. И лишь в марте 1983 года семидесятишестилетняяФрэнсиссказала в беседе с корреспондентом «Таймс»: «Я сыта по горло этой историей. Ненавижу эти фотографии… Я думала, что это была шутка, но нас не хотели оставить в покое. Эту историю следовало предать забвению еще шестьдесят лет назад».
Френсис умерла в1986 году. Элси пережила ее на два года. Под конец жизни она говорила: «Шутка была рассчитана на пару часов, а продержалась семьдесят лет».