Обратный путь в Тану. Из воспоминаний Пьетро Миани

Обратный путь в Тану. Из воспоминаний Пьетро Миани

Валентина СЕРАШ

Продолжение. Начало в № 38.

К сожалению, венецианец Пьетро Миани не знал вельмож Тамерлана. Так это были или нет, но Пьетро постарался передать свои чувства и события этих дней:

«И этот, последний из вельмож Тамерлана, в пути всячески демонстрировал свое благорасположение и пожелал увидеть все галеи (быстроходное весельное судно для дорогостоящих товаровавт.), навы (парусное судно более тихоходное, но и более крупное по размерам для более дешевых товаров, типа кож или зерна и товары купцовавт.), некоторые из которых он купил и продал им кое-что из своих драгоценностей.

Увидев все это, и обследовав местность, он вернулся к Тамерлану. И спустя немного времени все им увиденное было захвачено. Но еще ранее некоторые купцы, не доверяя Тамерлану, вместе со своими товарами предусмотрительно сели на корабли, и тем самым спаслись и сохранили товар и деньги».

— В этом тексте в комментариях нуждается очень многое. Ограничимся минимумом. Город не сопротивлялся и не мог быть разграблен по праву захвата в бою. Тимур не был в состоянии войны с государствами, к которым принадлежали купцы, и поэтому разгром города нельзя было оправдать даже весьма растяжимыми законами средневековой войны, — поясняет главный археолог Азова Андрей Масловский.

Правители и их покровительство торговым людям

Очень многие правители, включая и самого Тимура, декларировали свое покровительство торговле. Вспомним, что война Чингисхана с хорезмшахами началась после разграбления в 1219 году в пограничном Отраре купеческого каравана. Жаль, что за спинами итальянских купцов не стояла многотысячная кованая рать!

— Как уверяют сегодня нас многие современные историки, особенно из Узбекистана, Тимур вообще был душкой, и покровительствовал торговле, ремеслам, наукам и искусствам, а также очень заботился о духовности. Торговые пути, которые он, забегая несколько вперед, пытался поставить под контроль, ведь, в конечном счете, вели на родину этих самых западноевропейских купцов. Почему же он не боялся того, что из чувства самосохранения купцы из этих стран больше не появятся в его землях и торговые пути схлопнутся? Конечно, не Тимур выдавал европейским купцам ярлыки на право торговли в Тане и, наверное, действие этих ярлыков заканчивалось после прекращения существования властей Золотой Орды, но существовали пусть и не писанные, но законы международного права.

Не объявленный «джихад» — война за веру против «франков»

Нигде в рассказе Пьетро Миани не говорится о предложениях принять ислам. Вообще Тимур не объявлял «джихад» — войну за веру против «франков». Из письменных источников узнаем, что рядом с ним находились два католических монаха. Мог ли он в такой ситуации вдруг внезапно объявить об уничтожении христиан, как о том говорят его придворные историки? Ведь неверному, прежде всего, предварительно должны были предложить сменить веру. Была ли эта резня вообще, и касалась ли она только не мусульман? Вопрос становится еще более запутанным.

Из воспоминаний Пьетро Миани, Тимур предложил еду и питье послам. Угощение человека правителем, а особенно предложение питья, да еще из чаши самого правителя, по нормам средневековой дипломатии было однозначной и недвусмысленной гарантией милости и безопасности. Правда, в источниках ничего не говорится о каких-то клятвах, но слово правителя не может быть пустым звуком. Правда, Тимур и до этого заработал славу коварного человека.

Вероятно, этим объясняется осторожность «некоторых купцов», которые сели на корабли со своими товарами. И в некоторых случаях речь тоже шла о немалых суммах. Уроженец Мессины Пино ди Альдоино спас таким образом два фарделла, а это около 160 кг бархата и шелка. Даже сейчас это немалая ценность. Что уж говорить о тех временах.

Таким образом, Тимур сделал все для того, чтобы обмануть бдительность осторожных купцов и захватить город именно в тот момент, когда в нем будет масса ценных товаров и денег. Но зачем это человеку, который, судя по описанию Миани, просто купался в сказочной роскоши?

Фрагменты погрома Таны

В ходе погрома Таны значительная часть венецианцев была захвачена в плен воинами Тимура. Многие затем были освобождены за выкуп, который заплатили захваченные в плен или их родичи. Те, кто такой возможности не имел, были уведены в рабство и погибли от холода и лишений.Среди выкупленных из плена были и три сына венецианского подеста Тревизо Джованни Миани, упомянутые в хронике ди Кверо. Среди них был и Пьетро, который и поведал о событиях в Тане. По сообщению хрониста, семья потеряла в Тане 12000 дукатов.

Когда галеи Линии в декабре 1395 года прибыли в Венецию, то «были встречены там в большом горе, так как многие венецианские семьи были разрушены». Само поселение было предано огню, в котором погиб и архив фактории с ханскими ярлыками, оформлявшими ее статус.

Убытки, которые понесли купцы и многие другие жители

Итак, венецианцы понесли большие материальные потери, но нет никаких упоминаний о массовых убийствах. Да, многие погибли, но от лишений, а не от меча джихада. Собственно, чтение рассказов итальянцев рождает три основных вопроса. Почему осторожные венецианцы, генуэзцы и прочие европейцы поверили Тимуру? Почему некоторые купцы ему все же не поверили? Для чего надо было жечь город? Одно дело ограбить. Деньги, как известно, не пахнут. Но какая выгода от сожжения города, если город не был военным центром и не сопротивлялся?

— Может, Тимур был просто маньяком-поджигателем? Но маньяки не достигают таких высот. Следовательно, в уничтожении Тимуром города был расчет, — рассуждает Андрей Масловский.

По подсчетам самих венецианцев, их убытки составили 120 тысяч дукатов. Понятно, что эти оценки очень приблизительны. Купцы могли прибедняться или привирать, преувеличивая свои потери. С другой стороны, венецианские суды признавали только те суммы, которые можно было подтвердить документально. Минимум столько же могли потерять и генуэзцы. А еще были ведь местные купцы, торговцы из греков, армян, евреев, арабов. Ограбить можно было и не только купцов.

В городе ведь проживали зажиточные ремесленники, чиновники, аристократы. Можно было ограбить церкви и окрестных крестьян. В общем, если мы предположим, что войско Тимура увезло из города ценностей на 500 тысяч дукатов, то вряд ли мы сильно преувеличим. Много это, или мало? Пересчет на реалии современного мира всегда сложен. Если перевести в золото, то это будет около 1 750 кг. Даже сейчас это много. В средние века, до открытия рудников Америки, Южной Африки, Австралии, Сибири золото стоило гораздо дороже, чем сейчас. Но как это соотносится с простым человеком или, наоборот, с богатым?

По подсчетам современных историков среднее семейство египетского крестьянина в домонгольское время в год имело доход порядка 18 динаров, это несколько меньше 80 г золота. То есть, добыча Тимура составила стоимость продукции 22 тысяч крестьянских хозяйств. Годовой доход Египта от международной торговли был в два раза меньше. С другой стороны, Тимур ведь не присвоил всю эту сумму себе. У него были дети, жены, прочие родственники, нужны были деньги на строительство, на одаривание духовенства, на щедрые подарки военачальникам и простым воинам.

Большая часть добычи и так попала в седельные сумки воинов многих тысяч бахадуров Тимура. А ведь организация военной кампании само по себе дело не только хлопотное, но и очень затратное не только в наши дни, но и вдревности. Так что Тимур лично получил, вероятно, не так и много.

— Может, ограбление Таны — это просто проявление государственной мудрости и стремление удовлетворить своих воинов, рисковавших жизнями за своего вождя? Несомненно, найдутся современные историки, которые так и скажут. Но нас такой ответ не удовлетворяет, — говорит Андрей Николаевич.

Археологические подтверждения гибели Азака-Таны

К сожалению, венецианцев интересовали только венецианцы. О местных жителях их хроники не сообщили нам ничего. А ведь большинство пострадавших были подданными Золотой Орды. В результате, практически единственным источником, который позволяет узнать о событиях 14 сентября 1395 года, с точки зрения простых горожан золотоордынского города Азака, являются результаты археологических исследований современных азовских археологов.

— Источник этот имеет свои недостатки. Одним из них является то, что не так-то просто выделить объекты, которые относятся именно к какому-то конкретному событию. В случае с Азовом, как и с некоторыми другими городами Золотой Орды, все казалось очевидным. Мы знаем из письменных источников, что город был сожжен Тимуром. О других трагических событиях в истории города из письменных источников нам неизвестно. Значит, все зафиксированные в ходе археологических исследований пожары и следы убийств мы записываем в свидетельства Тимуровского погрома, — говорит Андрей Масловский. — Так и делали четверть века назад азовские археологи. Однако позже археологам стало ясно, что история города просто переполнена драматическими событиями. Как уже говорилось ранее, зафиксированы следы массовых убийств, совершенных на городских окраинах зимой 1369-1370 года в период внутренней смуты. С ними следует связывать сокращение размеров города. Помимо этого, ученые выделяют комплексы, связанные с другими драматическими событиями. Один из погромов, еще в начале смуты, до того, как Мамай провозгласил ханом Абдаллу — свою первую марионетку, привел к забрасыванию сожженного дотла квартала, исследованного в 2008 году на улице Привокзальной, рядом с железнодорожным вокзалом.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому