Музей времен Петра

Музейный объект «Пороховой погреб» — это памятник федерального значения, который является единственным сохранившимся на юге России арсеналом XVIII века. В 2024 году Пороховой погреб отметил свой 225-летний юбилей

Наша история

Валентина СЕРАШ

За свою долгую историю Пороховой погреб стал свидетелем многих важных событий в истории России, произошедших в конце XVIII века. Этот объект — одна из главных достопримечательностей города Азова. Ежегодно его посещают более 70 000 человек.

Об истории Порохового погреба нам рассказала заведующая научно-просветительным отделом Ирина Григорьевна Афанасьева.

Сегодня это музей продолжает выполнять свою функцию — хранить память о важных событиях прошлого. Он напоминает нам об Азовских походах Петра I, о славных временах правления Екатерины Великой, когда Российская империя стала одной из самых могущественных в мире.

После того, как Азовская крепость перестала быть пограничной, Пороховой погреб стал использоваться как арсенал, затем как склад. В советское время он даже служил ледником. В конце концов, он был передан Азовскому краеведческому музею, и стал его первым объектом.

За время своего существования как музея, уникальный фортификационный объект принял более четырех миллионов посетителей. Идея обновления Порохового погреба принадлежит заведующей научно-просветительного отдела Ирине Григорьевне Афанасьевой. Она представила свой проект на Всероссийском конкурсе творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, и он был одобрен. В итоге проект по модернизации экспозиции Порохового погреба стал возможен благодаря финансовой поддержке, полученной в виде Президентского гранта.  

Первыми посетителями обновленной экспозиции стали ученики Азовской школы №15. Некоторые из них сразу же заметили, что темная область с бочками сдвинулась к одной из стен, освободив пространство для обзора, и открыв вид на диораму.

— Ирина Григорьевна, расскажите о Вашем видении нового проекта Порохового погреба.

— Спускаясь в пороховой погреб, можно увидеть его необычную архитектуру, тамбур, ступени, выложенные из огнеупорного кирпича, и вентиляционные отверстия. Каждая ступень пропитана не только порохом, но и историей героического прошлого, которое пережили не одно поколение.

Одной из главных достопримечательностей музея является диорама художника Арсения Чернышева «Штурм Азовской крепости войсками Петра I 18 июля 1696 года». Она радует посетителей уже более полувека.

Задача проекта, которую я поставила, это модернизация экспозиции памятника военно-инженерного искусства XVIII века, который называется «Пороховой погреб».

В рамках проекта предполагалось модернизировать устаревшее выставочное оснащение и установить современное. Также был расширен временной диапазон экспонатов, посвященных реформам и изменениям в военной области в XVII–XIX веках в период правления династии Романовых от Петра I до Александра I. Экспозиция дополнена материалами, связанными с историей Азовской крепости, от ее взятия до упразднения.

Инсталляцию со стеллажами и бочками сократили и переместили, чтобы освободить подход к центральной локации показа — диораме. В ходе реализации проекта был разработан интерактивный ресурс, который предоставляет сведения об истории Азовской крепости в разные исторические периоды. Особое внимание уделено ключевым сражениям русско-турецких войн, которые стали предметом детального изучения. На страницах, посвященных этим войнам, можно найти множество интересных фактов, связанных с выдающимися полководцами и военачальниками, а также с источниками и документами. Для посетителей разработан аудиогид по обновленной музейной экспозиции.

В музее Порохового погреба были созданы специальные зоны отдыха с комфортными банкетками. Экскурсионная программа может быть утомительной для детей, а также в музее бывают посетители с ограниченными возможностями здоровья: дети и пожилые люди.

В вертикальных витринах были заменены манекены, чтобы максимально эффектно представить форму солдат армии Петра I. Кроме того, были разработаны специальные фоны, они помогут воссоздать дух эпохи. В рамках проекта были разработаны, изготовлены и смонтированы актуальные информационные стенды с подсветкой. Они расположены в хронологическом порядке на левой стороне зала и в первом помещении, выполняющем функцию тамбура.

— Каковы были цели проекта?  

Разработка дизайн-проекта реэкспозиции музейного объекта «Пороховой погреб» включала в себя создание дизайн-макета информационных стендов, написание и подбор иллюстративного материала с учетом доступности. Также была предусмотрена необходимость приобретения и установки интерактивного комплекса.

В рамках проекта были выполнены следующие работы: демонтаж центральной инсталляции — стеллажей с бочками, которые ранее занимали центральную часть погреба и закрывали диораму; частичный перенос и сборка инсталляции в уменьшенном виде в правой части музейной экспозиции; изготовление подиумов для отдельных напольных экспонатов; обновление двух витрин-ниш, требующих косметического ремонта; изготовление выставочных модулей для представления экспонатов в витринах-нишах; обновление вертикальных витрин с манекенами и изготовление фонов витрин; изготовление 4-х банкеток для создания зоны комфорта посетителей; разработка контента для мультимедийной панели.

— Расскажите о целевой аудитории «Порохового погреба»?

 — Все посетители музейного объекта: от самых маленьких до взрослых. За 56 лет его существования его посетило более четырех миллионов человек. Обновленный объект привлечет внимание не только новой аудитории, но и тех, кто уже посещал его ранее. Благодаря появлению аудиогида, пороховой погреб станет более востребованным среди индивидуальных посетителей.

Более 50% гостей музея — это школьные группы, для которых посещение подобных мест является знакомством с героическими страницами истории страны, своей «малой Родины», территорией славы и силы, где прошлое перекликается с настоящим, где формируется чувство сопричастности к происходящему в современном мире и воспитывается чувство ответственности за судьбу своей страны.

Остальные 50% — это люди, увлеченные историей, многодетные семьи, молодежь, люди среднего и старшего возраста, которые с интересом открывают для себя новые страницы истории.

В чем заключалась актуальность проекта?

— Проект обновления экспозиции в пороховом погребе Азовской крепости своевременен и актуален, поскольку это место является свидетелем воинской славы русского оружия и олицетворяет несколько героических эпох в истории России. Последний раз экспозиция в этом музейном объекте обновлялась 16 лет назад, и сейчас концепция подачи материала уже устарела как по форме, так и по содержанию.

В прежней экспозиции было слишком много деталей. Витрины с миниатюрными скульптурами и образцами огнестрельного оружия выглядели не слишком привлекательно, а их описания были очень скромными. Также устарели стеклянные стенды с чертежами и информационными текстами.

Рядом с репликой мортиры на стене были расположены стилизованные приспособления для чистки и закладки снарядов, которые не соответствовали орудию и не имели некоторых деталей, таких как ядра, пыжи и многое другое. Инсталляция была оформлена просто и не имела сопроводительного текста.

Витрины с репликами обмундирования также были оформлены довольно скромно, без фона и аннотационных текстов. Некоторые экспонаты просто лежали на полу без подставок или подиумов.

Хотелось показать ствол разорвавшейся пушки, чугунные и каменные ядра так, чтобы они отражали эпоху и боль войны. В экспозиции находился старый телевизор и видеомагнитофон, которые показывали один и тот же видеоролик, снятый 16 лет назад.

Время идет, и новому поколению посетителей хочется видеть новый дизайн. Также были недоработки информационного контента, соответствующие другим стандартам. Кроме того, в памятнике военно-инженерного искусства XVIII века не было информации об Азовской крепости в период правления разных правителей, от Петра I, который завоевал крепость, до Александра I, который ее упразднил. Также не было данных о значимых реформах в военном деле и о легендарных полководцах, связанных с Азовом, таких как А.С. Шеин, А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, П.П. Ласси, П.А. Румянцев-Задунайский и А.В. Суворов. Без экскурсии музейный объект не вызывал интереса, и аудиогид также отсутствовал.

Реконструкция экспозиции в пороховом погребе Азовской крепости позволила решить проблемы, связанные с этим уникальным памятником военно-инженерного искусства XVIII века. Благодаря работе современных дизайнеров и новому подходу к представлению экспонатов, Пороховой погреб вновь обрел свое былое величие и новизну.

Приазовье