Купцы и розничная торговля в средневековом Азаке

Купцы и розничная торговля в средневековом Азаке

Валентина СЕРАШ

Монеты и торги

Неподалеку от перекрестка улицы Ленина и переулка Социалистический найдено целое ожерелье из шести хулагуидских монет. Реже встречаются монеты, отчеканенные в Византийской и Трапезундской империях, среднеазиатском улусе Чагатаидов (другом осколке империи Чингисхана), бейликах (осколках Румского султаната в Малой Азии). Очень редки монеты Генуи, государства Иоаннитов на Родосе и других государств Запада.

Самое большое количество монет обнаружено в полосе шириной примерно 300 метров, протянувшейся с севера, на расстоянии около 1 км, примерно в районе современной улицы Толстого. В этом месте и проходила главная улица города. Именно здесь вели свой торг розничные торговцы. Иногда археологам удается точно установить, где находилась торговая точка XIVвека. Так, например, в 2018 году, в ходе раскопок, на месте сооружения фонтана на Петровском бульваре было обнаружено пятно площадью около 10 кв. метров, где археологами обнаружено несколько сотен медных монет. В 2000-2001 годах такие же скопления медных монет фиксировались в нескольких десятках метров к северу, на участке по улице Толстого, 41.

Купцы-оптовики и дорогие товары

На другом полюсе торговли располагались купцы, оптом продававшие и покупавшие дорогие товары. Здесь расчеты велись в золотых монетах и серебряных слитках. Эти названия упоминаются в нотариальных актах и постановлениях Венецианского сената. Вес серебряного слитка, как денежной единицы, составлял чуть более 200 граммов. В разных регионах их называли по-разному. В Азаке их называли соммы. В Золотой Орде не чеканили золотую монету. В качестве платежных единиц использовали венецианские дукаты или танки из Делийского султаната, либо серебряные слитки в форме палочек и золотые монеты, последние изредка находят в крупных кладах на территории Золотой Орды. Но еще ни разу их не нашли в Азове даже случайно.

Инвентарь торговцев разного уровня

В торговле не обойтись без весов и гирь. Их в Азаке найдено уже несколько десятков. Принадлежали они торговцам самого разного уровня. Торговцы дорогими товарами использовали бронзовые гири, иногда фигурные со знаками кратности или европейские гирьки в виде чашечек, складывающиеся подобно матрешкам. Купцы попроще использовали более тяжелые железные гири разной формы. Наконец, мелкие торговцы использовали простецкие гири из свинца. Тем, кто торговал тяжелыми товарами, и гири нужны были побольше. В Азаке найдены две гири из свинца для весов типа кантар. Вес одной из них составляет более 7 кг. Но вот сами весы в Азаке найдены только однажды. Зато неоднократно находили медные чашечки от этих весов. Эти весы мало чем отличались от аптекарских весов, которыми пользовались еще пару десятилетий назад.

Есть только один тип весов, который встречен в Азаке в большом количестве. Это костяные весы для монет с вертикальной штангой и перекладиной с небольшой лопаточкой. С их помощью можно было только проверить полновесность монет. Монета, имевшая стандартный вес соскальзывала с лопатки, а слишком легкая монета оставалась лежать. Судя по числу находок, такие весы были совершенно необходимы очень большому числу торговцев. В Азаке даже существовали мастерские изготавливавшие подобные весы.

Священнослужители Азака

Последней профессией жителей Азака, о которой следует сказать, были священнослужители. Увы. Как бы ни хотелось ученым рассказать подробно, но о них сохранилось слишком мало информации. В городе существовали десятки мечетей и церквей различных конфессий, а также католические монастыри и мусульманские ханака.

— Наверняка, была и синагога. Следовательно, в Азаке жила не одна сотня священнослужителей: мулл, муэдзинов, священников, монахов, шейхов, имамов. В Азаке даже существовала католическая епископская кафедра. Известны имена более десятка католических епископов Таны. А вот православную общину возглавлял священник в чине протопресвитера. Сам Азак входил в Аланскую митрополию, — рассказывает главный археолог Азова Андоей Николаевич Масловский. — Об этом нам известно благодаря документам Константинопольского патриархата, в которых отразился многолетний конфликт между священниками Азака и митрополитом Алании. Мусульманскую общину Азака возглавлял шейх. В 1333 году им был араб по имени Реджеб из Ирака, который встречал арабского путешественника Ибн-Баттуту.

Немногие находки связаны со священнослужителями. Среди них кресты-энколпионы древнерусского типа. Они представляют собой кресты из двух створок с внутренней полостью. Эта полость использовалась для хранения реликвий. Найдено два целых и один фрагментированный энколпион.

—  Все они происходят из центральной части города. Есть еще одна уникальная находка — каменная вставка с изображением богоматери с младенцем. Она была найдена в кладе ювелира на раскопе по улице Мира, 45. Это часть панагии, которую носили православные епископы, но как уже было сказано, в Азаке не было православного епископа. Как она могла оказаться в городе – загадка, — говорит Андрей Масловский.

Подмастерья и разнорабочие

Все занятия, о которых Андрей Николаевич рассказал ранее, и почтенные и не очень, с помощью которых жители Азака зарабатывали себе на жизнь, были доступны не для всех. Как и в любом крупном городе, с глубокой древности и до наших дней, в Азаке существовала масса людей, жизнь которых была скудной, готовых работать за еду и одежду. Среди них было несколько категорий. Прежде всего, это всевозможные подмастерья и разнорабочие.

Хотя средневековая ремесленная мастерская была небольшим предприятием, часто она все же использовала наемную рабочую силу. Иногда подмастерье становился в конце концов самостоятельным ремесленником, но с течением времени все чаще появлялись вечные подмастерья. Каково было положение подмастерьев в Азаке, мы никогда не узнаем. Есть лишь единичные упоминания учеников и подмастерьев ремесленников в итальянских нотариальных актах. Наемные работники могли работать и в тавернах, и в банях.

Слуги, разнорабочие и нищие

Другой категорией были слуги. О некоторых из них, которые работали на купцов, уже упоминали. Но была масса других слуг, работавших у богатых горожан: духовенства, чиновников, богатых ремесленников.

Еще ниже находились немалое количество народа, перебивавшегося случайными заработками. Некоторые из них занимались нищенством. И в исламе, и в христианстве раздача подаяний считалась богоугодным делом. С другой стороны, к нищим могли относиться с подозрением. Если молодой и здоровый человек вместо того, чтобы искать работу, просил милостыню – это не могло не вызывать отрицательного отношения. Усадьбы этой городской бедноты располагались на городских окраинах.

Криминальные структуры средневекового города

Наконец, был и криминалитет. Его просто не могло не существовать в большом и богатом торговом городе, где постоянно прибывали и уезжали новые люди. Средневековые источники на редкость единодушны в оценке Золотой Орды как государства со строго соблюдаемыми законами, где не может быть воровства, а тем более разбоя.

— Тем не менее, известны упоминания письменных источников об ограблении и даже убийствах итальянских купцов и просто горожан, хотя они не привязаны к самому Азаку, — говорит Андрей Николаевич Масловский. — Как ни удивительно, некоторые свидетельства о преступниках Азака у нас все же есть.

Прежде всего, это уже неоднократно упоминавшийся клад ювелира с раскопа по улице Мира, 45. Богато украшенный сундук содержал инструменты, некоторые образцы продукции и сырья, но в нем не было ни драгоценных металлов, ни монет, хотя известно, что мастер обрабатывал золото.

— Выброшен был сундук в уличный туалет, а не спрятан. Конечно, его могли выбросить в ходе погрома Азака зимой 1369-1370 годов. Однако, почему воины, захватившие город, выбросили сундук? Даже если их не интересовали инструменты, сам сундук тоже представлял ценность, и проще было забрать его со всем содержимым. Другое дело — преступник, забравший самое ценное, и избавлявшийся от приметных вещей. О том, что сундук был обыскан второпях, говорит то, что в нем осталось около 20 жемчужин, — рассказывает А.Масловский.

Другой такой находкой стал набор из клейма для скота, ножа, кресала и ключа, найденные в хозяйственной яме на улице Привокзальной, 12. Все эти вещи должны были висеть на поясе человека, надзиравшего за ханскими стадами. Их не могли просто выбросить. И где кошелек, висевший на этом же поясе? Очевидно, и здесь преступник избавлялся от опасных улик.

Подделка монет каралась очень жестоко. Тем не менее, находки фальшивых монет в Азаке не единичны. Наверняка существовали игорные притоны и шулера.

Наконец, следует сказать о продажной любви. Любой средневековый город, тем более богатый торговый центр, не мог обойтись без нее. Если вы думаете, что в исламском мире дело обстояло иначе, то вы ошибаетесь. Только организована она была иначе. Но в Азаке существовала не только одноразовые ее формы.

— Пеголотти советует купцу, направляющемуся из Таны на Восток, взять с собой женщину, чтобы обеспечить ему уважение. Речь шла не о служанке. Мы знаем об этом благодаря судебному делу, в котором купца обвиняли в растрате денег компаньонов на такую слишком дорогую сожительницу, — рассказывает Андрей Николаевич. — Итальянцы даже оформляли нотариально договоры купцов с местными женщинами о сожительстве на долгое время. И если купец мог нанять женщину на долгий срок, то, значит, в Азаке существовала и такая профессия.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому