Старший сержант Николай Романович Криворучкин — профессиональный воин. Он был одним из тех, кто отражал натиск противника в самом начале специальной военной операции. Воевал более двух лет. Получил тяжёлое ранение. Вернувшись домой занялся общественной деятельностью. Недавно Николай Романович стал гостем нашей редакции
На встречу с героем СВО Николаем Криворучкиным, пришли ученики восьмых классов Пешковской школы — активисты «Движения Первых», Юнармейцы и «Волонтеры Победы». Им была предоставлена уникальная возможность присутствовать на интервью и самим задавать вопросы бойцу. Ребят сопровождали директор Пешковской школы Елена Александровна Олейник и социальный педагог Любовь Евгеньевна Фоменко. Встреча получилась тёплой, неформальной, живой. Этому способствовал неподдельный интерес ребят и открытый, прямой характер героя — Николая Романовича Криворучкина. На вопросы он отвечал с предельной честностью, без прикрас. Будто, он только вчера вернулся домой с поля боя и рассказывает о том, что пережил своим родным.
Путь солдата
Николай Криворучкин родился в Ростове-на-Дону 14 мая 1993 года. Учился в Красносадовской средней школе. В пятом классе поступил в Аксайский казачий кадетский корпус им. Данилы Ефремова. Там увлекался спортом, особенно — рукопашным боем. В годы его учёбы в кадетский корпус приезжал Владимир Владимирович Путин и присутствовал на экзамене кадетов по физической подготовке. После окончания кадетского корпуса Николай учился в Ростовском мореходном училище им. Седова, но не окончил его. Был призван на срочную службу в армии. Сначала служил в Волгограде в воинской части № 22220, затем был переведён на 102 военную базу в городе Гюмри (Республика Армения). После армии проживал в городе Сочи, подписал контракт с Росгвардией. Затем был подписан контракт с Министерством обороны РФ. Служил в Абхазии, позднее был в командировке в Нагорном Карабахе.
Николай Романович — многодетный отец. У него есть сын Марк от первого брака. Во тором браке с супругой Ириной у него трое детей — Лев, Варвара и Роман. Семья проживает в посёлке Красный Сад Азовского района.
В зону СВО старший сержант Николай Криворучкин прибыл 19 марта 2022 года.
— Нам сказали, что это командировка на две недели, но мы быстро поняли, что задержимся надолго, — вспоминает боец.
Командировка на пару недель
Николай участвовал в боевых действиях на Донецком направлении. Сначала был водителем. Работал на «Урале», затем на «КамАЗе». Доставлял личный состав и вооружение на передовую. Был под Красной поляной, Волновахой. Потом — на херсонском направлении и в самом Херсоне. Не раз попадал под вражеский огонь, но из переделок выбирался благополучно. Через некоторое время, Николай Криворучкин был направлен в Персиановку, где прошёл обучение, стал штурмовиком, после чего был направлен под Бахмут.
— Мы были под Клещеевкой, это рядом с Бахмутом. На фронте везде тяжело, но там особенно. Эту Клещеевку наши два года пытались взять. Там одни руины, лесополосы выгорели. Очень страшная картина, — рассказывает старший сержант Криворучкин.
В его группе было двенадцать человек. По словам Николая это было настоящее боевое братство.
— Мы все были как одна семья. В нашей группе было два ингуша, татарин, три дагестанца, трое русских, два калмыка. И мы были как братья. Все безусловно доверяли друг другу, — говорит Николай Романович, и горько добавляет: — Сейчас нас осталось трое в живых. Я, Стас из Екатеринбурга и Дмитрий с позывным Малой, из Калмыкии. Стас и я отвоевались, а Малой продолжает воевать на Бахмутском направлении.
Потому что сыну обещал…
9 июля 2024 года Николай Романович Криворучкин получил боевое задание выдвинуться в определённую точку и ждать дальнейших приказаний.
— Мы выдвинулись вместе со Стасом, вдвоём. Я шёл первым. У каждого была своя точка, которую нужно было занять. Я скрытно двигался через поле, достиг цели, занял позицию. Через некоторое время по рации поступил приказ двигаться дальше. Прошёл ещё километра четыре, когда мне сообщили, что в моём направлении движется противник. И в этот момент я попал под вражеский огонь. Сразу получил три пулевых сквозных ранения в правый бок. К счастью, внутренние органы были не задеты. Я стал отходить на более удобную позицию. Противник начал забрасывать меня гранатами с дронов. Потом ещё и дрон-камикадзе атаковал. Ноги посекло осколками. На левой ноге была раздроблена большая берцовая кость, во вторую ногу вошло несколько осколков. В левую руку тоже попало, — рассказывает Николай.
Боец сумел найти удобную позицию, где провёл четыре страшных дня. Очень быстро стало понятно, что к нему невозможно будет добраться эвакуационной группе. Значит, нужно выбираться самому.
— У меня с собой в рюкзаке была полторашка воды, сухарики и три шоколадки. Лето, жара. Вода быстро закончилось. Спасибо нашим, они сбрасывали мне с беспилотников воду и обезболивающие. А первую помощь я себе сам оказал, у меня с собой жгуты были, турникеты, лекарства. Отлежался, собрался с силами и двинулся к своим. Иногда полз, иногда вставал на ноги. Левая нога страшно опухла и почернела. Противник периодически атаковал. А я продолжал идти к своим. Шёл, потому что сыну, Лёве обещал, что обязательно сам отведу его в первый класс. И дошёл! И ничего не потерял — всё — автомат, бронежилет, разгрузку — всё сдал командиру, как положено, — с гордостью говорит Николай.
Сначала он оказался в Бахмутском госпитале, который организовали в подземельях старинного вино-водочного завода, затем был ещё один полевой госпиталь, потом на вертолёте Николая доставили в Ростов-на-Дону. Там удалили часть осколков, но большинство убирать не рискнули. Зато — ногу сохранили. На реабилитацию Николая направили в Анапский госпиталь.
Когда Николай проходил лечение, 19 июля пришло страшное известие — погиб младший брат — Даниил. Он воевал под Новомихайловкой и пал в бою с французским легионом. Посмертно Даниил Криворучкин награждён орденом Мужества.
Сейчас в зоне СВО воюет отец Николая — Роман Викторович. Ему 57 лет, но он не смог сидеть дома, и пошёл вслед за сыновьями. Он воевал под Херсоном, а потом освобождал Суджу в Курской области. Вот такая боевая семья Криворучкиных.
— На войне, конечно, очень страшно, но когда нужно выполнить боевую задачу, о смерти не думаешь. Война это тяжёлая мужская работа, — говорит Николай Романович Криворучкин, и признается: — Когда меня ранили, я только о своей семье думал, о том, как им трудно будет без меня. И я счастлив, что выжил, и сдержал своё слово. Отвёл своего сына в первый класс.
Вот уже больше года Николай дома. Он прошёл обучение по президентской программе «Время героев», вместе с супругой Ириной стал инициатором создания территориального общественного самоуправления в посёлке Красный Сад. Вступил во Всероссийскую партию «Единая Россия». Кроме того, недавно стал заниматься доставкой гуманитарной помощи на фронт.
— Совсем недавно в первый раз отвёз гуманитарку своим друзьям. Неравнодушные жители Красного Сада смогли собрать всё, что просили ребята всего за сутки. Там нужны сейчас электро и бензопилы, бесшумные генераторы, много чего. И, честно говоря, поездка произвела на меня гнетущее впечатление. За год отвык от этого. Так больно видеть сожжённые, разрушенные сёла! Мне даже физически плохо становится там. Но ничего. Выдержу. Ведь мы так порадовали ребят. Теперь будем помогать на регулярной основе. На днях я был на приёме у Дениса Васильевича Бурыка, депутата Законодательного Собрания Ростовской области. Он обещал помогать нашей группе, — рассказывает Николай Криворучкин.
Спрашивают дети
Вопросы ребят касались самых разных тем. Их интересовало, каким видом спорта занимался Николай Романович, что нужно знать и уметь, чтобы успешно воевать, кем в детстве мечтал стать герой, как выбирают позывной.
— В детстве я мечтал стать военным и, как видите, мечта моя сбылась. Чтобы успешно воевать, нужно много тренироваться, чтобы быть выносливым. Что касается спорта, то я увлекался рукопашным боем. Это тоже важный навык. Но самое главное, что нужно знать и уметь всем — оказывать первую медицинскую помощь. Это и в обычной жизни может пригодиться, а на фронте без этих знаний не выжить, — отвечал боец.
По его словам, позывной каждый выбирает сам. У Николая был позывной Абхаз — в память о службе в Республике Абхазия. Были среди его однополчан ребята с позывными Ёжик, Медведь, Ворон, а некоторые предпочитали, что бы их звали по имени, как, например его друг Стас.
На вопрос о том, что радовало Николая на фронте, он сказал:
— Там может порадовать простой глоток воды. Огромная радость — возможность позвонить домой, услышать родные голоса. А ещё, радовали детские письма. Те, что присылают школьники со всей России. Я все их сохранил.
Отвечая на вопрос, почему украинцы стали нашими врагами, Николай сказал, что произошла большая трагедия. Всё это — результат целенаправленной работы западных спецслужб, которые за три десятка лет, промыли мозги бывшему братскому народу.
— Они забыли о наших общих корнях, им внушили, что мы, русские, низшая раса. Но, знаете, далеко не все поддались пропаганде. Многие дезертируют или просто прячутся от призыва. На самом деле, сейчас нашим всё чаще приходится сталкиваться с иностранными наёмниками, — сказал боец.
Он не смог ответить на вопрос, когда закончится СВО, но сказал, что мы обязательно победим, а потом предстоит большая работа.
— Нужно восстанавливать разрушенные сёла и города, разминировать поля и населённые пункты, возрождать эту землю, и мы это сделаем, — убеждён герой СВО Николай Криворучкин.
Врезка. Старший сержант Николай Криворучкин отмечен наградой — Чёрным Крестом «За службу на Кавказе». Представлен к награждению медалью «За храбрость» II степени.





