Учёные Южного научного центра Российской академии наук (ЮНЦ РАН) провели комплексный анализ потенциальных последствий реализации проекта нового судоходного канала «Стамбул», сфокусировавшись на экологических и геополитических аспектах.
Исследование, проведённое коллективом авторов в составе доктора биологических наук Олега Степаньяна, кандидата политических наук Василия Семёнова и ихтиолога Глеба Гуськова, указывает на значительные угрозы, которые данный проект несёт для морских экосистем.
Запланированный канал, обладающий внушительными параметрами (длина — 50 км, глубина — 25 м, ширина — 150 м), предназначен для соединения Мраморного и Чёрного морей, обеспечив тем самым альтернативный путь в Средиземноморье. Проект, финансируемый Турцией самостоятельно, предполагает последующее сокращение или полное прекращение транзита судов через пролив Босфор.
Ключевой вывод учёных заключается в том, что, в отличие от естественного, извилистого и мелководного Босфора, который является естественным барьером для миграции видов, прямой и глубоководный искусственный канал создаст «коридор» для биологических инвазий. По оценкам исследователей, это может более чем вдвое увеличить вероятность проникновения чужеродных организмов.
Строительство подобной гидротехнической конструкции способно серьёзно дестабилизировать хрупкие экосистемы Азовского и Чёрного морей, сделав их крайне уязвимыми перед натиском средиземноморских и даже трансконтинентальных «вселенцев» из Атлантики и Тихого океана. В группу риска входят инвазивные бактерии, паразиты, токсичные микроводоросли, беспозвоночные и агрессивные виды рыб.
Особую актуальность эта угроза приобретает на фоне наблюдаемого в последние годы интенсивного осолонения Азовского моря. Изменение солёности вод создаёт благоприятные условия для адаптации средиземноморских видов, которые, успешно прижившись, могут нанести необратимый ущерб аборигенной биоте, уничтожая её напрямую или вытесняя в конкурентной борьбе за пищевые ресурсы.
Помимо экологических вызовов, проект несёт в себе и определённые геополитические риски для Российской Федерации, связанные с изменением режима судоходства в ключевом регионе.
Более детально с материалами исследования можно ознакомиться в статье «Судоходный канал «Стамбул» по ссылке www.ssc-ras.ru/uploads/fi…





