Азовская кампания 1735–1736 годов  

Кандидат исторических наук Андрей Николаевич Масловский, опираясь на письменные источники, раскрывает, что происходило до и после Азовского осадного сидения казаков, какие загадочные и яркие драмы разыгрывались на нашей земле в Петровский период, какие силы столкнулись в этом историческом водовороте.

Наша история

Сегодня мы расскажем о стратегических решениях, неудачах и триумфе России в борьбе за укрепление позиций в Приазовье

В 1735 году разразился новый военный конфликт. На этот раз формально войну объявила Россия. Однако у неё был более чем веский повод для этого. Крымские татары двинулись в поход на Персию через русские земли. Вообще, проход войск через чужую территорию всегда был делом щекотливым и требовал долгих и изматывающих переговоров. Крымцы решили обойтись без них и спровоцировали войну. Хватало и других нарушений условий мирных договоров со стороны турок. К тому же в этот момент Россия была союзником Персии и должна была объявить войну Турции в этой ситуации.

Однако с началом реальных военных действий пришлось немного обождать. Основные силы русской армии в это время находились в Польше. Россия вмешалась в очередную здешнюю междоусобицу. Уже немолодой Станислав Лещинский, которого мы уже упоминали ранее, ставший к тому времени тестем французского короля Людовика XV, второй раз попытался захватить престол. И вновь поляки, выбравшие сына Августа II с тем же именем, с помощью России сказали теперь уже французскому ставленнику «нет». Для России это оказалась достаточно лёгкая победа, которая привела к упрочению фактического российского протектората над слабеющей Речью Посполитой.

Походы, не увенчавшиеся успехом

Летом 1735 года генерал-фельдмаршал Миних прямо из Польши двинул русскую армию к Азову. Начинать военные действия в середине года было не самым удачным решением. Армия достигла Дона только в августе. Осадная артиллерия и вовсе не успевала. Миних быстро понял, что времени на полноценную осаду Азова нет. Но, чтобы не терять времени, он решил организовать поход на Крым, пользуясь тем, что крымская армия ушла в поход на Персию.

— Миних, как и многие другие, заразился инфекционным заболеванием. Это было предвестником несчастий, о которых мы ещё не раз вспомним, рассказывая об этой войне, — отмечает Андрей Масловский.

В самом начале всё складывалось благополучно. На Конских Водах произошло сражение с ногайцами, которые не предполагали, что встретят столь решительный отпор на свои набеги. В результате было убито около тысячи ногайцев. Однако затем, как и следовало ожидать в это время года, начались продолжительные дожди. Температура резко упала. Люди стали болеть, а лошади — умирать. Уже 16 октября на военном совете было принято решение об отступлении.

Русская армия на «зимних квартирах»

Это, вероятно, спасло армию. К концу ноября она разместилась на зимних квартирах. К этому моменту армия потеряла 9 тысяч человек и столько же лошадей. Это гораздо больше, чем потери русской армии во время Прутского похода. И ведь практически все эти потери — не боевые. Большинство умерло от голода. За столь явную неудачу генерала Леонтьева предали суду. Но это было скорее для видимости. Ведь не генерал предложил план этого запоздалого похода.

Наконец, поражение заставило Миниха обратиться к местным жителям за информацией о том, когда лучше всего отправиться в поход в Крым. Было рекомендовано начать поход 10 апреля от реки Орель, когда в степи будет достаточно растительности и воды. Однако главной целью оставался захват Азова. На этот раз Россия тщательно подготовилась к операции.

Подготовка к походу на Азов

Прежде всего, был взят под контроль Дон, что позволило безопасно переправлять войска и припасы. Кроме того, в 30 верстах от Азова была создана военная база — крепость Святой Анны. Хотя её расположение было не самым удачным, она стала отправной точкой для сосредоточения осадной артиллерии и войск, что произошло осенью 1735 года.

— Был тщательно продуман план действий, который учитывал все возможные неблагоприятные ситуации. В частности, для доставки припасов необходимо было восстановить старую пристань на Скопине. Поскольку пристань находилась на расстоянии 12 вёрст от осаждённого лагеря, дорогу защищали от атак татарской конницы шесть редутов с постоянными гарнизонами и артиллерией, — отмечает Андрей Масловский.

Для блокады крепости со стороны моря предполагалось использовать не только флот. Ниже Азова должны были быть сооружены батареи. Заранее позаботились о строительстве переправ. Не забыли и про внезапность. Русских купцов предупредили о необходимости покинуть Азов. 12 марта были арестованы турецкие купцы. За границу больше никого не выпускали. Согласно донесениям русских купцов, уехавших из Азова, турки о скором походе русских войск не знали и не готовились к обороне.

Начало операции

С 13 марта казаки, переправившись на левый берег Дона, начали операции против татар, отгоняя их от Азова и препятствуя их организоваться для атаки на русский лагерь. Основная часть армии начала скрытное передвижение и 17 марта заняла Скопинский форт напротив Каланчей. Разведка доложила, что укрепления Каланчей обветшали.

Уже 17 марта к армии присоединился Миних, который выдвинулся из крепости Святой Анны к Азову. Ночью 19 марта началась неожиданная для турок атака: отряд в тысячу человек под командованием генерала фон Шпарейтера без потерь захватил обе каланчи выше Азова. 24 марта этот же отряд штурмом взял форт Лютик на реке Мёртвый Донец.

Прибыв под Азов 20 марта 1736 года, Миних первым делом стал строить укрепления против турецкой крепости — контрвалационную линию и оборонительный рубеж — циркумвалационную линию, окружающую осаждённую крепость, предназначенную для защиты от войск, которые могут прийти на помощь осаждённым.

Отчасти были использованы старые сооружения осадного лагеря времён Петра I. С 25 марта начались обстрелы крепости. Пока из полевой артиллерии. 26 апреля Миних покинул осадную армию, оставив её под командованием генерала Левашова. К 5 апреля крепость Азов была обложена со всех сторон.

Не стоит полагать, что турки бездействовали в ожидании своей участи. Как отмечает Андрей Масловский, 2, 4 и 24 апреля гарнизон предпринимал попытки прорваться, которые были успешно отражены русскими войсками. В начале апреля разведка сообщила о том, что из Стамбула на помощь осаждённым направляется флот.

Новый командующий — фельдмаршал Ласси

4 мая в Азов прибыл новый командующий, фельдмаршал Пётр Петрович Ласси. Обстоятельства этого события ярко иллюстрируют обстановку в степи. Его конвой был атакован татарами. Фельдмаршал едва успел ускакать верхом. Ещё 28 апреля к крепости стали подвозить осадную артиллерию. Несмотря на все приготовления, лошадей для её транспортировки от Скопинской пристани оказалось недостаточно, и она растянулась до конца мая. Всего было доставлено 133 орудия. Несмотря на всю долгую подготовку в армии, как всегда, ощущалась нехватка денег, провианта, лошадей, дров, обмундирования.

12 мая к Азову подоспел русский галерный флот под командованием контр-адмирала Бредаля. Чуть позже к Азову подошли прамы (плоскодонные баржи, использовавшиеся как плавучие батареи). Они были установлены поперёк фарватера. Крепость начали бомбардировать и со стороны реки.

Как вскоре выяснилось, прибытие флота было очень кстати. На помощь Азову пришла турецкая эскадра во главе с самим капудан-пашой. Из-за того, что глубина устья Дона в этот момент составляла немногим более метра, большие корабли не могли подойти к Азову. Наличие же русского флота между Азовом и морем делало бессмысленной попытку послать на помощь крепости небольшие плоскодонные суда. Правда, и русский флот не мог выйти в Азовское море для атаки.

Крепость без поддержки

Вокруг Азова быстро строились всё новые и новые линии укреплений, редуты и батареи, которые всё ближе и ближе подходили к турецким укреплениям. 16 мая, после того как русские захватили одно из передовых укреплений турок, началась самая крупная вылазка осаждённых. В многочасовом бою участвовало несколько тысяч человек. 6 июня от одного из попаданий взорвался пороховой погреб. От взрыва погибло около 300 турок. 18 июня русский отряд под командованием полковника Ломана штурмом взял палисад — передовые укрепления, состоявшие из деревянной стены и рва.

Войска осаждающей армии подошли к основным укреплениям главной линии обороны и приступили к возведению «бреш-батареи» — артиллерийского орудия, которое должно было пробить брешь в обороне и позволить штурмующим проникнуть в город.

Приазовье