«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Мф.12:25. Это слова из Евангелия известны людям тысячи лет, но люди все равно продолжают совершать ошибки, которые приводят к краху их стран, и рушат человеческие судьбы. Такая трагедия происходит сейчас на Украине
Татьяна СТАЦЕНКО
Украина была богатейшей республикой Советского Союза. Став независимым государством, она имела прекрасные стартовые позиции. Да, ее промышленность была целиком и полностью связана с Россией и другими странами СНГ, поскольку советские станки и оборудование не пользовались спросом на западе, да и сельхозпродукции непросто было попасть на новые рынки сбыта. Но была великолепно развита наука, была возможность искать пути развития экономики. А еще был внеблоковый статус страны.
Он был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете Украины, которая легла в основу украинской Конституции. Кроме того, основной закон этой страны гарантировал свободное развитие русского языка, использование его наравне с украинским в местах компактного проживания русскоязычного населения, в том числе в сфере образования. А согласно ст. 35 Конституции Украины каждый гражданин этой страны имел право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Вот такие условия были у наших бывших братьев в первые годы существования Украины. Независимая демократическая, многонациональная и многоконфессиональная страна.
Но что-то пошло не так
Девяностые годы Украина пережила легче, чем Россия. Да, была и безработица, и бандитизм, но не было военных конфликтов и терроризма, с которыми столкнулась Россия. И, кстати, украинцы этим фактом гордились, поторопившись приписать себе особое миролюбие и толерантность (гордыня эта впоследствии приобрела гипертрофированные размеры). Во всем остальном жизнь в бывших братских странах мало отличалась.
Отличия стали появляться в начале 2000-х годов, когда наша страна завершила военный конфликт в Чечне и занялась обустройством своего дома. Положительные перемены происходили постепенно, шаг за шагом, пока количество не переросло в качество. Россия изменилась. Экономика заработала. Но наши соседи почему-то этого не заметили. Вернее — не хотели замечать, потому что уже тогда, в начале этого века, потянулись к нам «заробитчане» с Украины. Некогда популярный сериал «Моя прекрасная няня» не даст соврать. В поисках заработка ехали украинцы и в Польшу, и в другие соседние страны. А это значит, что в их родной Украине дела шли не так хорошо, как хотелось бы. Там правили олигархи, а под такой феодальной властью особо не заработаешь.
Тогдашние президенты провозглашали многовекторность политики Украины, и собственно, это почти всех устраивало. Почти всех, потому что уже тогда наши западные «партнеры» вели активную работу над проектом «Украина».
Оранжевая революция
Первым тревожным звонком стала «Померанчивая» — то есть оранжевая революция. Это когда во время выборов во втором туре выиграл Янукович, но поскольку это не устраивало запад и ряд местных олигархов, был организован первый майдан. Народ шумел, возмущался. К тому же соперник Януковича — Ющенко был «отравлен», и следы этого отравления обезобразили лицо кандидата в президенты. Заговорили, что к покушению на Ющенко причастен Кремль. В итоге было решено провести третий тур голосования, в результате которого Ющенко провозгласили президентом Украины.
Третий тур голосования — прямое нарушение Конституции Украины. Но на это махнули рукой. Так началось движение страны к краху. Ющенко был ориентирован на запад, кроме того, он попытался легитимизировать Бандеру и его соратников, а также мифологизировал голод 30-х годов, говоря о нем как об умышленном геноциде украинского народа, устроенном русскими большевиками. Но, поскольку под руководством Ющенко экономика страны стала трещать по швам, на следующий срок его не избрали. Победивший, наконец, Янукович вновь вернулся к многовекоторности, и отменил ряд решений своего предшественника — в частности, Бандеру лишили звания героя Украины.
Революция гордости
Сегодня многие украинцы, в том числе и серьезные аналитики, говорят о годах правления Януковича как о потерянном рае. Тогда экономика Украины стала развиваться ускоренными темпами. Правда, и коррупция расцвела пышным цветом, но она на Украине всегда была высокой. А еще Янукович пытался ловчить, и в рамках «многовекторности» вел страну к интеграции с Европой. Опомнился, лишь когда познакомился с условиями договора об ассоциации с Евросоюзом, который оказался абсолютно не выгоден Украине. Янукович попытался отложить подписание этого судьбоносного документа, и это спровоцировало майдан. Слишком долго рассказывали украинцам о том, как славно и богато они заживут, получив безвиз и другие разрекламированные «плюшки». И уже на этом майдане на передний план вышли националисты. А проклятия в адрес русских стали визитной карточкой протеста.
Майдан закончился расстрелом протестующих и «Беркутов» неизвестными снайперами, а Янукович бежал из страны. Власть перешла в руки оппозиции. А Крым моментально проголосовал за воссоединение с Россией. И — взбунтовался Донбасс.
Утрата независимости
Все последующие после революции гидности* годы, Украина шаг за шагом теряла свою независимость.
Президент Порошенко уже был фигурой несамостоятельной. Перед выборами он обещал мирное урегулирование на Донбассе, но вместо этого развернул широкомасштабные военные действия с многочисленными жертвами среди мирного населения. В итоге потерпел ряд военных поражений и был вынужден подписать первые, а затем и вторые Минские соглашения. Впрочем, Порошенко не растерялся, и делал все возможное, чтобы они не вступили в законную силу.
Параллельно был возрожден культ Бандеры, возникли и развивались нацбаты нацистского толка. Мифология о голодоморе вошла в школьные учебники. Активно лепился образ врага — россиянина, а Порошенко подписал долгожданный договор об ассоциации с Евросоюзом. И тарифы резко взлетели вверх, о чем, собственно, и предупреждало свергнутое майданом правительство.
Использование русского языка стало ограниченным. И это было только начало. А еще Порошенко, некогда ярый прихожанин храмов УПЦ Московского патриархата, в лепешку разбился для того, чтобы организовать новую церковь — ПЦУ, подчиненную патриарху Константинопольскому. Так начинался раскол церковный.
На глазах разваливался институт правосудия. Толпы активистов врывались в здания суда и срывали заседания, если судили их «побратимов». Так многие убийцы и экстремисты избежали наказания, а некоторые из них стали впоследствии известными политическими деятелями.
Кроме того, Порошенко провозгласил, что Украина должна вступить в блок НАТО. Президент добился внесения изменений в Конституцию Украины, вписав туда курс на вступление в этот альянс. Так вновь был нарушен основной закон страны. Ведь внеблоковый статус был одним из его краеугольных камней.
Большинство украинцев такое положение в стране не устраивало. Все больше людей уезжали на заработки за границу. Многие покинули Украину навсегда. А в стране все больше и больше притесняли русскоязычное население и прихожан храмов УПЦ. Они становились не просто людьми второго сорта, националисты видели в них своих врагов.
Чудовищный обман
Бездарное правление Порошенко привело к тому, что люди в знак протеста проголосовали за симпатичного клоуна Зеленского, так успешно сыгравшего президента в сериале «Слуга народа». Людям импонировал этот образ, и еще больше нравились обещания этого кандидата в президенты. А говорил Зеленский вещи разумные. И про возвращение прав русскоязычного населения, и про свободу вероисповедания, и свободу совести. Обещал наказать коррупционеров, и главное — обещал мир. И никто не подумал тогда, что этот человек врет. Просто играет роль демократичного и честного парня, но если нужно — быстро вживется в другой образ — безжалостного узурпатора власти.
Еще за год до начала СВО по прямому приказу Зеленского были незаконно, без решения суда закрыты оппозиционные телеканалы, ужесточилась языковая политика, участились захваты церквей и монастырей УПЦ Московского патриархата.
Зеленский перестал скрывать свое истинное лицо. Он официально отказался от выполнения Минских соглашений, да еще заговорил о возможности возобновления ядерной программы Украины. Это вынудило Россию реагировать и начать специальную военную операцию.
Итог
Не стану подробно вспоминать этапы СВО. Упомяну лишь, что военные действия давно могли бы прекратиться, если бы Зеленский не решил отказаться от Стамбульских соглашений. Тысячи жертв на его руках. Гибель людей, разрушенные города, миллионы беженцев — результат его политики, полностью подчиненной повелениям западных кураторов.
На Украине у гражданина нет больше прав. Русский язык запрещен. Захвачена и осквернена Киево-Печерская лавра, а также сотни церквей УПЦ Московского патриархата. Практически запрещен выезд из страны мужского населения. Людей безнаказанно хватают на улицах и неподготовленными гонят на фронт.
Правосудие в этой стране не работает. И это — итог бездумных нарушений основного закона Украины — ее Конституции и безумной попытки превратить многонациональное государство в моноэтническое с единым украинским языком и единым культом героев. А еще — итог церковного раскола.
Эта страна истекает кровью. Украинцы дезориентированы и переполнены ненавистью. И не только русских они ненавидят сейчас. Там ненавидят запад за то, что мало помогает, ненавидят «военкомов» за то, что тащат людей на фронт, а фронтовики ненавидят тех, кто прохлаждается на свободе. Те же, кто еще не попал в лапы «военкомов», ненавидят убежавших за границу.
Это расплата за всеобщее беззаконие, кумовство, воровство и — за гордыню. За то, что однажды почувствовали себя избранными, поверив в посулы «белого господина».
И спасти их может только Россия и покаяние. Многие украинцы об этом уже догадываются, но боятся признаться себе в этом.