Успех Анны Барсуковой: режиссер триумфально шествует по фестивалям

Фильм «Между отчаянием и надеждой» режиссера-документалиста Анны Барсуковой, сотрудницы отдела культуры администрации Азовского района, триумфально шествует по фестивалям, собирая главные призы

Жизнь

Татьяна СТАЦЕНКО

«Между отчаянием и надеждой» – третий фильм Анны. Предыдущие короткометражные фильмы – «Ты не один!» и «Голос за безгласных» – были высоко оценены кинематографическим сообществом, стали лауреатами и призерами престижных региональных, всероссийских и международных конкурсов. Новый фильм стал не менее успешным.

На индийском фестивале ROYAL SOCIETY OF TELEVISION&MOTION  PICTURE AWARDS (RSTMPA)*, проходившем в Индийском штате Западная Бенгалия в городе Калькутта, фильм получилсразу четыре награды: стал победителем в номинациях «Фильмы о правах человека», «Документальный фильм», «Фильмы, посвященные проблеме инвалидности», «Лучшая операторская работа».

На фестивале научного и индустриального кино Сибири «Кремний», проходившем в Новосибирске, фильм победил в номинации «Лучший индустриальный фильм».

В Мурманске на фестивале «Северный характер» картине «Между отчаянием и надеждой» присудили приз с формулировкой «За отчаяние и надежду» в номинации «Лучший документальный фильм до 60 минут».

Фильм получил главный приз на фестивале «Святой Владимир», проходившем в Севастополе в октябре 2023 года.

И совсем недавно фильм «Между отчаянием и надеждой» был награжден призом «За лучшую режиссерскую работу» на первом Международном фестивале документального кино и медиапроектов «Линия фронта 2023», проходившем в Ростове-на-Дону.

На этот фестиваль, проходивший с 28 ноября по 1 декабря, свои работы прислали журналисты, волонтеры и кинорежиссеры из 11 стран мира. Всего было подано 287 фильмов и телепередач, из которых в шорт-лист вошла 51 работа.

Так, фильм Анны Барсуковой, рассказывающий о реалиях жителей колымского поселка Синегорье, заслужил признание и высокую оценку зрителей, проживающих в самых разных регионах России и даже – в далекой Индии. Это – настоящий успех.

Слово – режиссеру

Автор ленты Анна Барсукова рассказала нам о том, почему решила снять этот фильм и о дальнейшей судьбе документальной драмы.

– Анна, расскажите, почему Вы решили снять свой фильм «Между отчаянием и надеждой» на Колыме, как родилась идея?

– Фильм «Между отчаянием и надеждой» – очень правдивый фильм, честный. Реалии жизни без прикрас. Сложное, но правдивое кино. Мы поняли важность создания такого фильма и осознали, что откладывать не стоит. Напротив, нужно привлечь внимание к поселку сегодня, чтобы получить позитивные изменения в будущем. Вся наша команда искренне верит, что улучшения в поселке произойдут в ближайшее время! И начало этому положено – спустя 22 года самолет прилетел в Синегорье. Значит, есть надежда, что интерес к этому поселению вернётся, и его значимость возродится.

– Несмотря на сложную тему, лента снята очень красиво. Каждый кадр выглядит как отдельная картина. Впечатляют колымская природа, заснеженные сопки и «гало» вокруг солнца! Расскажите, пожалуйста, как Вам удалось снять это редкое природное явление?

– Природа на Крайнем Севере, действительно, потрясающая! Такое место – просто подарок для любого кинооператора, фотографа, художника… Я увидела множество оттенков постельных тонов: серого, синего, голубого, бежевого, белого, желтовато-бурого… Сопки окружают поселок, как стражники, словно стараются защитить его от невзгод….  Вечером все преображается: и снег, и горы кажутся синими. Не зря же поселок назвали «Синегорье»! Даже река Колыма, которая стала украшением нашей картины, в определенное время суток приобретает темно-синий цвет. А вот снять «гало» нам, действительно, повезло, потому что съемки фильма проходили в апреле. По словам местных жителей, такое явление чаще всего бывает, когда солнце уже начинает пригревать, но в морозном воздухе еще присутствуют мелкие льдинки. Свет преломляется об эти ледяные стекляшки, и получается вот такой эффект. В реальности этот ореол вокруг солнца выглядит еще ярче!

Ну, а вообще снимать было сложно….  Мороз сильно осложнял процесс, заставляя нас периодически покидать неотапливаемые заброшенные дома, чтобы погреться в тёплом помещении. Какое-то время наша съёмочная группа вела себя неправильно, поскольку не умела определять опасность обморожения. Но местные жители подбадривали нас, отпаивали чаем, настоятельно рекомендовали долго не задерживаться на холоде. Однажды они даже помогли мне выбраться из сугроба, в который я неожиданно провалилась.

– Многих зрителей восхищают кадры поселка, снятые с высоты. Как осуществлялись съемки этих кадров?

– Кадры с применением квадрокоптера нам помогли снять местные жители и гости поселка. В благодарность за это мы опубликовали их имена в титрах фильма. Синегорцы проявили себя как отзывчивые, добрые и гостеприимные люди.

– В своих фильмах Вы часто поднимаете социально-значимые вопросы на злободневные темы: «Ты не один!» о приёмных семьях, «Голос за безгласных» о девушке с диагнозом ВИЧ, теперь «Между отчаянием и надеждой» о демографии на Дальнем Востоке. Как Вы находите героев для своих фильмов?

– Я снимаю то, что меня саму волнует. А героев не всегда нужно искать специально. Иногда подсказывает сама жизнь или обстоятельства, что или кого нужно снять. Я отзываюсь на те запросы, которые сейчас волнуют общество, и принимаю решение снимать кино на остро социальные темы. Герои, в этом случае, находятся сами собой…

–  Ожидали ли вы, что Ваш фильм с таким теплом будут принимать зрители?

– Я предполагала, что из-за особенности темы мое кино может стать нишевым, то есть «кино не для всех…». Но оказалось – зрители готовы смотреть и обсуждать сложное социальное кино. Они воспринимают документальное кино как материал, помогающий размышлять о проблемах общества, ждущих своих решений. Меня, как автора, очень радует неравнодушное отношение наших граждан.

– Помогает ли Вам ваш жизненный опыт в создании документальных фильмов? Какую цель вы преследуете, снимая фильмы на социальные темы?

–К кино я отношусь с большой самоотдачей. В процесс погружаюсь полностью, и многое пропускаю через себя. Каждый фильм – это мое образование, попытка найти ответы на мои собственные вопросы. И, вместе с тем, я стремлюсь вести беседу со зрителем посредством киноискусства.

Через художественное произведение мы доносим до сознания молодого поколения информацию об опасных заболеваниях, о демографии, о необходимости возрождения больших русских семей. Информация, поданная в кино, гораздо охотнее воспринимается подростками, они начинают понимать, что территория большая, и для её обслуживания нужны люди. Человеческий ресурс – сама главная ценность в наше время.

Совместный просмотр фильма в кинозале вызывает у зрителей чувство сопричастности к героям. Например, в конце фильма на показе в Мурманске у некоторых зрителей непроизвольно лились слезы из глаз от того, что самолет все-таки долетел до этих труднодоступных мест. По словам зрителей, во время просмотра фильма они испытывали яркие эмоциональные переживания, переходящие от грустного состояния к более светлому, наполненному надеждой. Люди ждут чуда, надеясь на лучшее!

– Как встретили фильм в Ростове-на-Дону?

– На показе фильма «Между отчаянием и надеждой», проходившего в рамках фестиваля «Линия фронта» присутствовало примерно 45 человек – это полный зал зрителей. Зрители активно обсуждали картину, и здесь также многие говорили о том, что смотрели фильм со слезами на глазах: «С самых первых кадров фильма я поняла, что у меня из глаз градом льются слезы и очищается душа…», – сказала зрительница Ирина Гондарь.

На показе присутствовали не только простые зрители, но и представители профессионального сообщества, в том числе Алена Иваниченко – президент Крымского фестиваля «Святой Владимир», на котором мой фильм получил Главный приз в номинации «Документальное кино». Алена еще раз подчеркнула значимость фильма «Между отчаянием и надеждой» и отметила великодушие социальных работников, показанных в фильме.

Участник фестиваля, режиссер Максим Кузнецов оценил профессиональную работу оператора и звукорежиссера, а также выразил уважением к героям фильма и пожелал посёлку Синегорье развития и процветания.

Завершая обсуждение, модератор предложил мне сказать несколько слов. И я сказала: «Линия фронта у каждого своя: и у синегорцев, и у вас – людей, сидящих в зале, и у меня…  В науке, спорте, в киноиндустрии – да в любой сфере все мы, так или иначе, – «на передовой». Но какой бы суровой не была борьба, даже в самых отчаянных жизненных ситуациях в сердце человека должно оставаться место для надежды».

* ROYAL SOCIETY OF TELEVISION&MOTION PICTURE AWARDS (RSTMPA) – Премия королевского общества телевидения и киноискусства.

Приазовье