У Зеленского тяжелый период. Все ближе час расплаты за содеянное. Западные союзники откровенно пытаются переложить на президента Украины ответственность за все неудачи на фронте
Татьяна СТАЦЕНКО
На минувшей неделе вышла громкая статья американского журнала «Time»*, которую можно назвать прощанием с президентом Украины Владимиром Зеленским. Если в прошлом году на обложке этого издания он выглядел величественно, его «чеканный» профиль был изображен крупным планом и сопровождался заголовком «Как Зеленский побеждает», то сейчас картина выглядит несколько иначе – над маленькой фигуркой Владимира Зеленского, расположенной спиной к зрителю нависает огромное слово Nobody – то есть – «Никто».
…На самом деле, там приведена цитата Зеленского: «Никто так не верит в нашу победу, как я. Никто». Но очевидно, что такая игра шрифтами, не случайна. Так США прощается со своей марионеткой.
Доигрался
Содержание статьи в «Time» очень любопытно. На первый взгляд написана она по привычному шаблону и рассказывает о «почти победившей Украине». Однако при внимательном прочтении возникает принципиально иная картина: в статье глава киевского режима предстает вовсе не героем – защитником западной либеральной демократии, но отчаявшимся и чуть ли не свихнувшимся человеком, для которого победа над Россией превратилась в разновидность психического расстройства.
Как пишут авторы, из провальной поездки в США, где Зеленский «почувствовал себя преданным», он вернулся другим человеком. У него исчезли оптимизм и чувство юмора, он стал «злым» (раньше, надо полагать, не был?) и перестал демонстрировать личную вовлеченность в военные процессы.
Сквозная линия всей статьи – навязчивое желание Зеленского победить Россию. Судя по многочисленным комментариям украинских источников, ни военные, ни чиновники больше не верят в возможность военной победы. Верит в это только один человек – сам Зеленский. Проблема в том, пишут авторы, что эта вера начала принимать не вполне здоровую форму и уже беспокоит людей из его окружения. В Киеве понимают, что рано или поздно придется садиться за стол переговоров, но в присутствии Зеленского об этом боятся даже заикаться.
Схожая картина наблюдается на фронте: по данным издания, некоторые командиры ВСУ на местах открыто отказываются выполнять приказы Верховного главнокомандующего. В частности, в статье упомянут эпизод, когда в начале октября Киев потребовал начать операцию по захвату Горловки, на что военные ответили отказом. По словам офицеров ВСУ, потенциал ведения масштабных наступательных действий исчерпан: нет ни людей, ни боеприпасов, ни бронетехники. Военные просят о переходе к обороне, но этому мешает маниакальное упорство Зеленского.
В целом статья производит удивительное впечатление. Как известно, западные СМИ начали осторожно писать о проблемах Киева еще летом, когда мир облетели первые кадры горящих колонн натовской бронетехники. Однако эти проблемы объяснялись либо недостаточными объемами западной помощи (виновато НАТО), либо командованием на местах (виноваты советские, «устаревшие» методы ведения войны), либо коррупцией (виноваты продажные военкомы). В особо выдающихся случаях авторы сетовали на возросшую эффективность российской армии (виноваты ВС РФ) и даже на ландшафт (виноваты кусты и деревья). Но никогда подобные статьи не назначали крайним самого Зеленского. И уж тем более не рисовали его сумасшедшим психом, потерявшим связь с реальным положением дел на фронте и в тылу.
Мнение экспертов
Российский военный блогер Михаил Звинчук (ТГ «Рыбарь») пишет: «Главным материалом этой недели про усталость от украинского конфликта в западных СМИ, конечно, стала статья от издания «Time». Там считают, что недавний визит президента Владимира Зеленского в США не принес существенных результатов.
Союзники Киева перестали верить в возможность победы Украины на фоне провального контрнаступления и снижения уровня общественной поддержки военной и финансовой помощи Украине. Существенно изменился и настрой президента Зеленского: в его глазах «пропал оптимизм», а желание победы начинает приобретать «маниакальную форму».
Последнее утверждение является знаковым моментом. Фраза намекает на неадекватность украинского лидера, что закладывает фундамент для будущих отговорок западных руководителей и позволит в нужный момент откреститься от ситуации на Украине, а также ее последствий.
Разумеется, украинский лидер будет цепляться за войну до последнего, так как после ее завершения едва ли на Западе вспомнят о его существовании. В настоящее время уровень жизни населения продолжает падать, а усталость от войны накапливаться, поэтому необходимо напомнить гражданам о причинах сложившейся ситуации.
Такие статьи ускорят формирование негативного отношения к украинцам, а в конечном итоге подготовят почву для того, чтобы обвинить их во всех внутриполитических неудачах. При этом война «до последнего украинца» будет продолжаться.
Украинский политолог Юрий Романенко, считает, что на деле, все гораздо хуже: «Ситуация еще хуже, чем описано в статье «Time». Пора посмотреть правде в глаза, а не делать виновными западных журналистов…У нас не так много времени осталось, чтоб в очередной раз в своей истории не разбиться о каменную стену».
Депутат Верховной Рады Украины Максим Бужанский считает, что Запад умышленно пытается переложить на Зеленского свою вину: «По поводу статьи «Time». 1. Начальник – наш военный лидер на войне. Поэтому все иностранцы, которые хотят сказать плохо, идут …. Нам всем есть что сказать, и мы все обязательно это скажем друг другу, но потом, если останемся живы. А с чужого голоса петь не будем. 2. Не увидел в статье ни слова про ручных грантоедов**, плюшевых активистов, удобных лидеров мнений и прочих, выращенных тут Западом, но как-то не повлиявших ни на что, если следовать выводам автора статьи. То есть Запад изначально ставил не на тех. Ну ок, мы с вами всегда это знали, правда?».
Депутат Верховной Рады Украины Александр Дубинский: «Владимиру Александровичу очень четко указано на то, что США не будут поддерживать его переизбрание президентом. Идет кастинг нового кандидата».
Украинский общественный деятель Татьяна Монтян, вынужденная покинуть пределы своей страны, в свойственной ей экспрессивной манере предупреждает о том, что Запад все равно не откажется от замысла ослабить Россию: «Британское издание констатирует провал наступления, утверждает, что Зеленский постепенно деградирует как личность, что украинский истеблишмент демонстрирует разочарование в западных партнерах, а коррупция зашкаливает. Издание также констатирует, что потери Украины превысили 100 тыс. чел., и из-за дефицита людских ресурсов в армию вынуждены призывать все более и более старших людей, так что в результате средний возраст военнослужащих достиг 43 лет.
Британские журналисты также утверждают, что моральное состояние оставляет желать лучшего и военные на поле боя зачастую игнорируют приказы, исходящие даже непосредственно из Офиса президента.
Цитируя «Time», следует учитывать, что это издание если надо и политически целесообразно, напишет все что угодно. Поэтому, как это вообще достаточно часто бывает, имеет смысл в первую очередь задаться вопросом, зачем там пишут то, что пишут? И ответить на него несложно.
Для Запада Украина и его правители – лишь удобный ситуативный союзник для ослабления и подчинения России, не более того. И поддержка такого союзника имеет смысл лишь до тех пор, пока ослабление России здесь и сейчас имеет какие-то внятные перспективы для Запада.
Год назад эти перспективы действительно были осязаемы и Киев мог рассчитывать на всеобъемлющую поддержку, в том числе и медийную, в связи с чем из украинцев делали чуть ли не марвеловских супергероев, а из того же Зеленского – лидера мирового масштаба вроде какого-нибудь Черчилля.
Однако сегодня уже ясно, что противостояние с Россией является далеко не единственной актуальной задачей, стоящей перед Западом. Героизация Украины в коллективном бессознательном западного избирателя в этом смысле немало связывает руки западным правителям, и статьи вроде той, которую опубликовала «Time», призваны это дело поправить.
Ну, а градус разоблачений указывает на то, что задача избавления от чрезмерных обязательств в отношении Украины стоит все четче. К тому же неадекватностью и невероятной коррупцией можно объяснить своему обывателю отсутствие прогресса в «контрнаступе».
Впрочем, если кто-то надеется, что Запад планирует уже завтра бросить Украину, так же как не столь давно он бросил Афганистан, то советую притормозить. Так не будет просто потому, что это неразумно и нерационально: Украина не Афганистан. Противостояние на этом фланге западной политики носит стратегический характер, и Запад вряд ли откажется от него».
Нам нужна Победа
Очевидно, что Зеленский получил звонкую пощечину от Запада, причем уже не первую. Но он все еще президент Украины, а оболваненный народ этой страны до сих пор верит, что сможет одолеть Россию на поле боя. И даже если Зеленскому придется уйти, кураторы найдут новую марионетку, и не откажутся от попыток ослабить Россию тем или иным способом.
Поэтому нам нужна Победа и мирная, нейтральная Украина. И никакие компромиссы, никакие «Мински-3» уже невозможны. Поскольку все договоры с Западом и подконтрольными ему странами не стоят даже бумаги, на которой они написаны.
«Time»* – название английского журнала. В переводе на русский язык –
«время».
**Грантоеды – сленговое название агентов влияния Запада, работающие на гранты западных фондов.