Азовчанка Юлия Максименко – волонтер группы «Транспортный эскадрон» движения «Рука помощи Донбассу (команда Деда)». Вместе с кулешовцем Виктором Колтаковым она возит гуманитарный груз в зону СВО. Они часто бывают в местах, куда не рискует добираться большинство волонтеров. И не видят в этом ничего героического…
Татьяна СТАЦЕНКО
Юлия Максименко спокойная, уверенная в себе женщина. И, кажется, – совершенно бесстрашная. Нет, она учитывает риски, с которыми сталкивается, но относится к ним как к неизбежности.
– Мне, как водителю, постоянно приходится проезжать по 350-400 километров в день. А дорога – это всегда опасность. Вне зависимости от того, где она проложена – в нескольких километрах от линии соприкосновения с противником, или – в глубоком тылу, – рассудительно говорит она.
Просто, так получилось
Юлия родилась и живет в Азове. Окончила школу №9, затем – один из ростовских вузов, получив профессию модельер-конструктор легкой промышленности. По специальности работала недолго. На несколько лет уезжала в Москву, а вернувшись оттуда, вышла замуж. Вместе с супругом воспитывает троих детей. Работала в строительном бизнесе, затем стала водителем такси. «Таксовала» на собственной машине, работая на небольшие местные и крупные всероссийские компании по предоставлению услуг такси, а когда условия, предоставляемые работодателем, стали совсем невыгодными, вместе с Виктором Колтаковым, тоже таксистом, решила заняться собственным бизнесом, создав небольшую транспортную компанию, занимающуюся междугородними перевозками. Было это лет пять назад. Бизнес развивался успешно. Компаньоны возят различные грузы по области и России, до начала СВО работал постоянный пассажирский маршрут в аэропорт «Платов», кроме того, по контракту уже несколько лет доставляют в Азов из районных сел пациентов на процедуру гемодиализа.
Волонтерской деятельностью Юлия занялась в прошлом году. Сначала вывозила беженцев из Мариуполя и других освобожденных городов Донбасса, потом помогала перегонять автомобили в новые республики, а после частичной мобилизации появились другие задачи. В первый раз Юлию просто попросили доставить посылки бойцам. А потом поездки в зону СВО стали повседневностью.
– Бывает, что в поездках «за ленточку» я провожу две трети месяца. Мой муж шутит, что пойдет добровольцем на СВО, чтобы чаще меня видеть, – улыбаясь, говорит Юлия.
На вопрос, что привело ее в ряды волонтеров, она невозмутимо отвечает:
– Как-то не задумывалась об этом. Просто так получилось. Как говорится – кто, если не мы?
Встречи в пути
Каждая поездка – непредсказуема, несмотря на то, что напарник Юлии Виктор Колтаков тщательно выстраивает маршрут, четко оговаривая с получателями груза место встречи. Может случиться все, что угодно. От поломки автомобиля до сбоя навигатора, как случилось однажды.
– Как-то возвращались из-под Артемовска, и навигатор выстроил такой странный маршрут, что мы оказались в непосредственной близости от передовой. И никто нас не остановил, не предупредил. К счастью, мы встретили машину, которая везла наших раненых ребят в госпиталь. Вот они-то нас и «развернули», – рассказывает Юлия.
Вместе с Виктором они берутся возить грузы в те места, куда редко добираются волонтеры.
– Мы ездим по всем направлениям, это зависит от того, кому предназначается груз. Бывали везде. Но, по возможности, стараемся доставлять груз в самые труднодоступные места, где нас очень ждут. На Донецкое и Луганское направление ездят многие волонтеры, и там нет дефицита гумпомощи, как на других направлениях. А ребятам на передовой нужно все. Начиная от техники – разных видов дронов, до еды быстрого приготовления, сухих душей, окопных свечей и масксетей. Окопные свечи и масксети очень и очень востребованы. Любят бойцы получать письма и детские рисунки, которыми украшают свое жилье. А еще ценятся небольшие игрушки-сувениры. Их закрепляют в танках и БТРах, прикрепляют к рюкзакам и оружию. Эти игрушки – как напоминание о доме и мирной жизни, – говорит Юлия.
Посылки, письма, подарки – все это укрепляет дух наших бойцов.
– Поражаюсь настрою наших ребят на передовой. Шутят, смеются, как ни в чем не бывало. Вот только глаза у них серьезные и усталые, – рассказывает Юлия.
Часто приходится общаться с местными жителями. Настроения там разные. Кто-то лоялен и искренне поддерживает наших, кто-то открыто проявляет ненависть. Таких меньшинство, но они есть и, заметьте, не боятся высказывать свои мысли.
– Люди всякие встречаются. Помню, когда еще беженцев вывозили, удивлялась, насколько разные и неожиданные мнения и настроения бывают. Одну семью везли из Мариуполя. У них домовладение было разрушено обстрелами, но глава семьи был настроен пророссийски. Говорил, что если Мариуполь станет русским городом, то он вернется в него, а если, не дай Бог, вновь украинцы придут, будет обустраиваться в России.
А потом везла женщину, которая, судя по возрасту, родилась и долго жила в Советском Союзе, но она мне всю дорогу про «великих укров» рассказывала. Очень она меня удивила, – вспоминает Юлия.
Большая стройка
Впервые побывав в Мариуполе, Юлия была поражена. Страшен был город, опаленный войной.
– Мы оказались там в последних числах декабря, перед Новым годом. Город был разрушен и казался безлюдным. Много разбитых и сгоревших машин на обочинах, черные кварталы, граничащие с руинами «Азовстали» и комбината имени Ильича…. Но мы не зря привезли этот груз. Жители Мариуполя готовились отмечать новогодние праздники. Даже в таких страшных условиях они старались не падать духом, что заслуживает бесконечного уважения, – подчеркивает Юлия.
Сейчас Мариуполь не узнать. Преображается, хорошеет на глазах. На Донбассе капитально отремонтированы основные дороги и кипит большая стройка. Эти места не видели такой созидательной деятельности со времен Советского Союза. Но чем ближе к фронту, тем хуже дорожное покрытие, страдающее и от обстрелов, и от тяжелой техники.
– Наши минивэны – «Соболь» и Honda — быстро изнашиваются. Покрышки рвутся, порой, и диски не выдерживают. Бывают дороги с мелкими ямами, но у этих ям – очень острые края. Так что колеса у нас часто «горят», – рассказывает Юлия.
Когда-нибудь и эти трассы приведут в порядок. Но как скоро это произойдет, зависит от мужества наших бойцов и мудрости их командиров…
Горизонтальные связи
Команда Юлии и Виктора входит в состав движения «Рука помощи Донбассу (Команда Деда)», но тесно сотрудничает и с другими волонтерскими организациями не только Азова и Азовского района, но и с волонтерами из разных городов и районов Ростовской области. Все эти связи, основанные на взаимопомощи ради общей цели, позволяют работать с большей отдачей и эффективностью. Еще больше друзей – на фронте и в прифронтовой зоне. Именно у наших бойцов принимаются заказы на необходимое им оборудование, продукты, медикаменты. Таким образом, помощь становится адресной и не приходится нагружать машину вещами, которые в данный момент не нужны.
– У нас с Виктором традиция. Мы собираем шевроны, полковые и личные знаки отличия. Нам их дарят бойцы. Ими мы украшаем салон машины. У нас их уже более двухсот. Есть шевроны с автографами, а есть и те, чьих владельцев уже нет в живых…. Это очень дорогая коллекция для нас. По сути, она — бесценная, – говорит Юлия.
Как правило, поездка «за ленточку» занимает сутки. Их хватает, чтобы отвезти груз и вернуться обратно. Едут напарники, по очереди сменяя друг друга, но на самых опасных, прифронтовых участках, за баранку садится Виктор. Хотя и самообладания, и опыта у Юлии тоже хватает.
– Виктор человек справедливый, надежный, с быстрой реакцией. Моментально оценивает обстановку, находит оптимальное решение в любой сложной ситуации. Он более критичен, чем я, и лучше разбирается в людях, – рассказывает Юлия Максименко.
Не раз они бывали в прифронтовой зоне, в населенных пунктах, находящихся всего в нескольких километрах от линии соприкосновения. Там пришлось надеть и бронежилет, и каску, хотя обычно Юлия и Виктор ими не пользуются.
–Да. Опасно. Но зато мы точно знаем, что груз попал точно по назначению, – говорит Юлия.
Волонтеры, «зрители» и «ждуны»
Несмотря на то, что волонтерское движение охватило очень многих жителей города и района, есть и те, кто равнодушно наблюдает за событиями, не желая и пальцем пошевелить. А есть и скрытые враги. И они не бездействуют. Ищут шанс навредить нашей Родине, нашим бойцам, волонтерскому движению.
– Нужно быть бдительными. Проявлять осторожность не только в прифронтовой зоне, но и у нас, в глубоком тылу. Не поверите, но был вопиющий случай, кода среди писем, написанных в рамках акции «Письмо солдату», нашлись послания с проклятиями и угрозами. С тех пор, если мы беремся вести бумажные письма на фронт, мы их просматриваем, читаем. Я этого не скрываю. Не хочу допустить, чтобы в руки бойцов попала такая отравленная ненавистью бумажка, – признается Юлия.
Волонтеры не жалеют своих сил и средств, чтобы помогать фронту. Но им необходим приток свежих сил. Нужны руки. Нужна поддержка.
– К сожалению, мы далеко не всегда находим понимание и поддержку. Проблем хватает. Вот, например, сейчас нужно срочно искать помещение для цеха по плетению маскировочных сетей. Полгода площадка безвозмездно предоставлялась владельцами, но сейчас она им понадобилась. Владельцев понять можно, мы им очень благодарны, ведь они могли бы использовать эти квадратные метры под торговую точку, но отдали ее нам, теряя прибыль. Однако у нас теперь проблема. Мы очень надеемся, что нас услышат и помогут. Ведь в городе есть немало пустующих помещений, – убежденно говорит Юлия Максименко.
В начале сентября она оправляется в очередной свой рейс «за ленточку». Такие поездки давно уже стали ее буднями. Она не считает себя героем. Просто делает то, что считает должным. Рискует, тратит время свое, не считается с убытками. Вот таких потрясающе цельных, красивых людей проявляет новая эпоха.
Спасибо вам Юлия и Виктор, за то, что вы есть. За ваш бескорыстный труд и веру в нашу правду. Такие, как вы, приближают нашу победу.
Дорогие наши читатели! Присоединяйтесь к движению «Рука помощи Донбассу (команда Деда)»! Не оставайтесь в стороне. Работа найдется для всех!
Контактный телефон: 8-908-506-95-98 (Вера Алексеевна Германовская – координатор групп волонтерского движения «Рука помощи Донбассу (команда Деда)».