Заселение русскими Приазовья

Валентина СЕРАШ

Наша история

Причины, по которым прерван процесс развития новой народности в Азаке

Об этом есть красноречивые свидетельства от имени армянского народа. В армянской рукописной книге в 1365 году в городе Крым была сделана запись о том, какая паника царила в этот момент в городе в связи с «нестроением среди земных владык». В венецианском Сенате рассматривалась петиция армянских купцов, которые просили позволения переселиться из городов Золотой Орды на территорию венецианского Крита. Сенат, признавая полезность для республики этих людей и тревожность обстановки в империи Газарии (так в венецианских документах именовалась Золотая Орда), позволил это переселение.

Еще тревожнее было сельским жителям. Хотя среди них были воины, но против многотысячных войск крестьяне были бессильны. Поэтому численность населения и самого Азака, и его округи, стала стремительно таять. Об этом можно узнать из «Хождения» Игнатия Смольнянина, одного из спутников митрополита Пимена, который дал краткое описание путешествия вниз по Дону весной 1389 года. В это время Верхнее и Среднее Подонье были пустыней, где не было видно «ни села, ни человека, а только звери, лоси и медведи». А ведь до этого, как говорят данные археологии, в Верхнем Подонье было немало русских поселений. О том, что до запустения здесь проживало достаточно многочисленное русское население, говорит и известная в исторической науке тяжба между епископами Рязани и Сарая о принадлежности Червленого Яра к той или другой епархии.

Последние русские в устье реки Воронеж…Поход Тимура

Последние русские люди, которые проводили их на пути вниз по реке, был князь Ельца Юрий со своей свитой, которые пришли встретить путников к устью реки Воронеж. Елецкое княжество имело особый статус. Оно не подчинялось князю рязанскому и, вероятно, находилось в непосредственном подчинении у ханов Золотой Орды. В дальнейшем это сыграло в его судьбе роковую роль. И только миновав Великую Луку Дона, путешественники встретили татарские улусы, мимо которых и плыли до самого Азова.

Поход Тимура — среднеазиатского эмира, пытавшегося возродить величие одной из частей монгольской империи — в 1395 году нанес еще один и, возможно, самый кровавый удар по оседлому населению Приазовья. 5 апреля 1395 года на реке Терек он разгромил армию хана Золотой Орды Тохтамыша. В начале сентября 1395 года, после нескольких месяцев преследования остатков золотоордынских войск военачальников, оставшихся верными Тохтамышу, по европейским степям, Тимур перешел к уничтожению еще сохранившихся городов и сел Золотой Орды. И начал он с Азака и его округи.

Вероломство Тимура. Азак 1395 год

14 сентября 1395 года, вероломно нарушив данные им купцам Азака обещания не трогать город, который никак не участвовал в предыдущей войне, войска Тимура ворвались в беззащитный город. Городское население было разделено на мусульман и не мусульман. После этого последовал приказ отпустить мусульман, убить всех не мусульман, разграбить и сжечь город. Об имуществе мусульман ничего сказано не было.

— Это был вовсе не поступок сумасшедшего человека, действовавшего под влиянием импульса. Напротив, это был расчетливый план абсолютно бессовестного человека. Именно в эти дни в Тану должен был прийти караван торговых кораблей из Венеции. Если бы адмирал счел, что обстановка в Тане и его округе тревожная, то, согласно инструкции венецианского Сената, корабли повернули бы назад и, наверное, забрали бы с собой многих купцов Таны с их имуществом, и не только венецианцев, — рассказывает Андрей Николаевич Масловский.

Но успокоенные купцы прибыли в город. Ведь они никак не были вовлечены в конфликт двух правителей, а предыдущая политика монгольских правителей строилась на покровительстве торговли. Однако для Тимура возможность захватить богатую добычу, ну и заодно уничтожить важный торговый центр на территории геополитического противника, была куда важнее божественных заповедей и заветов предков. Более того, в придворных хрониках, написанных по заказу Тимура, разграбление и убийства в Тане были преподнесены как победа в войне с неверными. И так это представляется до сих пор в произведениях некоторых восточных исследователей.

Русские люди, проживавшие в Тане и селах его округи, разделили судьбу своих соседей. Судя по сообщениям итальянских источников, приказ Тимура об убийстве всех не мусульман не был выполнен дословно. Ведь не мусульман можно продать в рабство или получить большие деньги за выкуп, если человек был богат. Большинство итальянцев погибло не при разгроме города, а уже в плену от лишений. Вероятно, такая участь постигла и многих русских людей, живших в Приазовье.

— Тимур разгромил и ряд других золотоордынских городов, а также русский город Елец. Ведь как мы помним, он напрямую подчинялся ханам Золотой Орды, — говорит А.Масловский.

Тимуровский погром не поставил финальную точку в истории Азака и его округи. Немало купцов и других жителей Таны Тимуру не поверили и, сев на корабли, отплыли в открытое море. Часть сельских жителей, умудренных опытом, спряталась или бежала в другие регионы. Кому-то после долгих злоключений в плену удалось вернуться домой.

Только вот дома уже не было. Город был сожжен дотла. Тоже касалось от сел его округи.

Смуты и перевороты

Возрожденный Азак был маленьким поселком с немногочисленными уцелевшими и возрожденными сельскими поселениями. Но гораздо хуже было то, что в государстве не осталось сил, которые могли бы установить порядок и поддерживать спокойную жизнь.

Смуты и перевороты продолжились. Каждый новый претендент на ханскую белую кошму рассматривал Тану и его округу как на законную добычу. Один из таких погромов в 1411-1412 годов привел к выпадению нескольких кладов, что свидетельствует о серьезном потрясении, которое пережили в этот момент сельские поселения округи Азака.

После этого на них исчезает монетное обращение и, вероятно, большей частью сами поселения прекращают свою жизнь. В это же время окончательно гибнет Елецкое княжество, и русские люди полностью покидают территорию Подонья.

— К середине XV века оседлая жизнь в Приазовье ограничилась стенами двух итальянских замков и поселками потомков жителей Азака, ютившимися рядом с ними. Обстановку в степи того времени ярко рисуют письменные источники.

Венецианский купец Иосафат Барбаро, проживавший в Тане с 1356 по 1352 годы, оставил детальное описание прохода большой орды мимо стен замка в 1438 году. Помимо ошеломляющих масштабов самого события, описание сохранило несколько примечательных деталей, которые объясняют, почему к этому времени в Приазовье исчезает оседлая жизнь.

Передвижение орды происходило в летнее время. Десятки тысяч людей и миллионы голов скота переправились через Дон и пересекли дельту со всеми ее рукавами, зарослями камыша и болотами, не сбавляя скорости. Таким образом, от отрядов кочевников в Подонье невозможно было укрыться ни в каких плавнях и поймах рек. Они могли поймать беженцев в любом месте.

Проходящая орда не была враждебной. Ее владыка Кичи Мухаммед был благодушно настроен к итальянским купцам и благосклонно принял их подарки. Тем не менее, пескьеры — места ловли и заготовки рыбы, в окрестностях Таны, принадлежавшие итальянским купцам, были разграблены дочиста. Украли рыбу и икру, хотя кочевники, как говорят источники, рыбу не ели. Унесли соль. Разломали бочки и забрали все доски. Уничтожены были даже мельницы для помола соли, чтобы забрать порхлицы — железные вставки между мельничных жерновов. Не повезло даже купцу, который проявил немало изобретательности, чтобы спрятать заготовленную икру.

XV век — политические усобицы в Орде

Весь XV век не утихали политические усобицы в Орде. Дело дошло до того, что ханы боялись отпустить кланы кочевать отдельно, поскольку они немедленно провозглашали нового хана. Это привело к необратимым разрушениям привычного уклада кочевого скотоводства. Следствием этого стали непрекращающиеся падежи скота и голодовки, о которых рассказывают русские летописи. На окраинах степи: в Крыму, Волжской Булгарии, Буджаке — степях между Днестром и Прутом, Заволжье возникают независимые государства.

Хуже всего было положение кочевников, живших в центральных районах степей. Здесь продолжал кочевать хан Золотой Орды, теперь уже называвшейся Большой Ордой. Его зимовья находились поблизости от Азака. Именно здесь зимой 1481 года погиб сын Кичи Мухаммеда хан Ахмат.

Конец XIV-XVвека стал временем расцвета работорговли в Северном Причерноморье, в том числе в Азаке-Тане. В отличие от более раннего времени, значительную часть рабов теперь составляли именно русские люди, а также черкесы.

Приазовье