Армянский сын русского народа

Дарья Цыба. Ученица 8»б» класса МБОУ Кулешовской СОШ 16

Наши юнкоры

«Лига юных журналистов» МБУ ДО КЦТ.

Жизнь часто состоит из парадоксов. Один из них озвучил профессор Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова (РГК им. Рахманинова) А. Данилов на юбилейном концерте оркестра народных инструментов «Дон»: «Ровно двадцать лет назад к губернатору Ростовской области В.Ф. Чубу пришёл армянин Хурдаян с призывом поддержать русское национальное искусство и культуру. Этот факт, несомненно, произвел на Владимира Фёдоровича впечатление, и губернатор постановил: «Оркестру – быть!» 

И вот уже на протяжении двух десятков лет профессионалы под управлением КрикораДзероновича Хурдаяна радуют слушателей своим творчеством. Любовь, казалось бы, к чуждой культуре не может не вызывать сначала удивление, а потом и уважение, и признательность. Но в случае с нашим маэстро подобное вполне закономерно – Крикор Дзеронович родился на Донской земле, в селе Чалтырь в семье музыканта-народника 15 июня 1947 года.  С детства его сердце было отдано музыке. В 12 лет будущий профессор РГК стал заниматься в кружке баянистов. В 1964 году молодой музыкант поступает в Таганрогское музыкальное училище. Но учебу пришлось прервать – Крикора призвали в армию, и он продолжил свое обучение после службы. Как и следовало ожидать, выпускник Хурдаян окончил учебное заведение с отличием. В студенческие годы музыкант участвует в художественной самодеятельности и создает оркестр из своих сверстников.  После музыкального училища Крикор Дзеронович начинает свою преподавательскую деятельность в музыкальной школе села Чалтырь и готовится поступать в Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, ныне РГК имени С. В.Рахманинова. Эту ступень образования маэстро преодолел блестяще, с отличными оценками.  Уже на третьем курсе Хурдаяна зовут преподавать в Таганрогское музыкальное училище, где он ведет класс баяна и дирижирования. 

По окончании РГМПИ молодой дирижер становится сначала во главе оркестра Таганрогского музыкального училища, потом возглавляет оркестр Ростовского училища искусств (народный и оркестр баянистов). Коллективы под его руководством не раз занимали первые места на различных конкурсах и смотрах. В 1982 годупостоянным местом работы Крикора Хурдаянастановится РГМПИ. В 1985 году талантливый дирижер поступает в аспирантуру кафедры оркестрового дирижирования музыкально-педагогического института им. Гнесиных. В это время рождается еще один «музыкальный ребенок»- ансамбль армянских инструментов «Ани». КрикорДзеронович не только изучает историю армянских народных инструментов, но и то, как появились армяне на Дону, их традиции и культуру.  Музыкант выступает на фольклорных конференциях как в России, так и за рубежом. 

Некоторым переход от востока к русской культуре покажется странным. Но ничего удивительного, как много раз заявлял маэстро: нет на свете некрасивой музыки, да и нельзя её разделить на национальности. Настоящий музыкант может увидеть красоту не только в музыке своего народа, но и полюбить мелодии того края, где ему по воле судьбы посчастливилось родиться и жить.

Сам Крикор Дзеронович говорит об этом так: «Российская культура в себе объединяет все народы. Даже армянские музыканты-зурначи играют русские мелодии, правда, по-своему. Они стали любимыми для армян Дона. Здесь удивительное сплетение культур разных народов. С Дона выдачи нет! Я — армянский сын русского народа».

Счастье, что в сердце дирижера Хурдаянамирно уживаются русская и армянская культура. Благодарны ему и армяне, и русские. Первые – за создание «Армянского культурно-просветительского общества и ассоциации «Нор-Нахичеван», вторые — за оркестр народных инструментов «Дон». Мы с мамой не пропускаем ни одного концерта этого замечательного коллектива, особенно когда за дирижерским пультом находится главный дирижер оркестра Крикор Дзеронович Хурдаян, остроумный, с искрометным юмором. Фразы профессора Хурдаяна можно разобрать на цитаты. 

«Вы знаете, вот если я сейчас встану за пульт, и вот передо мной лежат ноты — это моя любимая композиция».

«Музыка — международный язык. Он понятен всем».

«Говорят, что Ростов — джазовый бренд. Это все равно, что сказать: «Лос-Анжелес – бренд русской музыки». Бренд Ростова — это казачество, русская культура».

«Я люблю джаз, но, по большому счету, он – третичен. Почему не привозят ни одного русского профессионального коллектива?…Где оркестр имени Осипова, имени Андреева, оркестр России, «Русская песня»? Чему мы учим своих детей? Они не знают своей истории. Вот вы можете пропеть до конца хотя бы одну русскую песню?»

«А вы знаете хоть одного человека — неважно, музыкант он или нет! – который бы не любил песни своего народа? Нет таких! Пусть он слушает ее редко. Но зазвучат первые аккорды, польются слова душевные, и замрет человек: свое, родное, с молоком матери впитанное». 

Сколько мудрости в словах маэстро! Она помогла ему сохранить и приумножить достояние русской национальной культуры. И мы с радостью наслаждаемся его трудами!

Приазовье