Судьба «Генуэзских» ворот


Рядом с забором Азовского морского порта, вдали от туристических троп, застыла в одиночестве каменная стена, за которой закрепилось название «Генуэзские ворота». Она стоит на этом месте сотни лет. За это время исчезли окружающие ворота валы, исчезла северная стена, утрачен свод. Как же этот памятник будет выглядеть хотя бы через десять лет? Об том нам рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии АМЗ – Андрей Николаевич Масловский.

В народе и среди ученых конца 19 века и первой половины 20-го бытовало мнение, что это ворота Генуэзской крепости. В записках тех, кто видел эти ворота 150 лет назад, отмечалось, что их украшала плита со львом или с двумя львами. В ходе раскопок в 1935 году Борисом Владимировичем Луниным (одним из первых археологов, который в течении ряда предвоенных лет, проводил археологические исследования в разных частях Азова), были обнаружены мостовые, которые находились на глубине более одного метра от поверхности. Также найдены деревянные сваи, которые забивались в болотистый грунт, перед началом строительства. В ходе раскопок была найдена и поливная керамика, которая, по мнению Лунина, датировалась генуэзским периодом.

За следующие 80 лет историческая наука сделала немало. Были обнародованы планы Азовской крепости, хранящиеся в Российских архивах, на которых были запечатлены различные этапы перестроек крепости. В том числе, на этих планах была нарисована и старая генуэзская крепость Таны, которая в свою очередь стала частью турецкой крепости Азов. На этих планах никаких ворот в этой части западной стены не отмечено. Зато здесь отмечены Верхне-Таганрогские ворота, появившиеся после строительства русской крепости Азов.


Также науке известно, что изображения львов не встречаются на закладных плитах в стенах генуэзских крепостей. На гербе Генуи изображен крест, а лев был эмблемой врагов Генуи – венецианцев. Поливная керамика, которую упоминает Борис Владимирович Лунин, как теперь установили археологи, появляется только в турецкий период и выпускается до конца 18 века.
На старой довоенной фотографии запечатлены Верхне-Таганрогские ворота, на которых сохранились ещё обе стены и даже часть свода, но уже снесены валы, проход через которые замыкали ворота. Затем кому-то пришло в голову снести северную стену ворот. На её месте появилась проселочная дорога. Почему возникла необходимость прокладывать дорогу именно в этом месте, а не в трех метрах в стороне? Загадка.
Шли десятилетия, прогремела Великая Отечественная война, уцелевшая южная стена Верхне-Таганрогских ворот медленно теряла камень за камнем. В 1960 году Постановлением кабинета министров СССР она была принята на государственную охрану, как остатки стен генуэзской Таны. Спустя еще какое-то время, появились «заезжие горе-реставраторы». Они замазали трещины цементом и «восстановили», отрезки, отходящие от прямой южной стены ворот. Эти отрезки должны были когда-то не допустить оползание вала, но были утрачены. Теперь их «восстановили» из пиленных блоков другого цвета, сложенных на цементном растворе.
И вновь, для древних остатков крепости, начали мелькать десятилетия, в течение которых на камнях медленно нарастал слой мхов и лишайников. Пока в 2020 году Российское правительство не решило установить точные границы охранной зоны вокруг сохранившегося фрагмента «генуэзских стен» — Верхне-Таганрогских ворот. В августе этого года археологи Азовского музея-заповедника провели рядом с ними разведочные раскопки. Перед историками стояли следующие задачи. Во-первых, проверка данных, полученных в ходе раскопок 1935 года. Во-вторых, поиск уцелевших фрагментов северной стены и мостовой.


Под полуметровым слоем современного мусора, археологами были обнаружены остатки северной стены Верхне-Таганрогских ворот. Там, где в 18 веке по мостовой проезжали телеги, во второй половине 20 века было проложено две траншеи для прокладки коммуникаций. К счастью, они не затронули самую нижнюю мостовую.
На глубине двух метров стали выступать почвенные воды. Был расчищен небольшой участок фундамента стены. Если сама стена была возведена из тесанных блоков светло-серого ракушечника, то фундамент состоял из бутового камня с кусками кирпича и турецкой черепицы 17-18 веков. Последние находки, — самое яркое и наглядное подтверждение того, что Верхне-Таганрогские ворота были возведены в 18 веке. На мостовой была обнаружена курительная трубка, произведенная в Турции 18 века.
Редкий турист, добравшийся до этого объекта, не подозревает, что стены ворот более чем на метр засыпаны землёй. Вот, если бы, произвести раскопки, расчистить все сохранившиеся части стен, мостовую, перенести куда-нибудь в сторону современные коммуникации, то Верхне-Таганрогские ворота приобрели бы куда более внушительный и вместе с тем, более понятный вид. Возможно, в будущем так и произойдет, если это будущее у Верхне-Таганрогских ворот будет.

Вечером, 7 сентября, анонимные «добры молодцы», при помощи излюбленных русских инструментов – кувалды и лома, пытались разломать фрагменты Верхне-Таганрогских ворот. Больше всего, в глаза бросается зияющая пустота на месте каменного блока, который находился рядом с табличкой с надписью «охраняется государством». Этот блок «удальцы» оттащили от стены на 15 метров. Его с трудом смогли поднять два здоровых мужика. С тыльной стороны стену пробовали «на зуб» сразу в нескольких местах. В одном месте они выломали около кубометра каменной кладки. Такая тяжелая работа утомила храбрых борцов с историческим прошлым.


И напоследок, разбросав, выбитые из кладки камни по ближайшей округе, анонимные Геростраты 21 века, удалились. Хотя у нашихх туристов принято оставлять памятные записи «здесь был Вася», в данном случае, своих автографов вандалы не оставили. Также они не поделились с восторженными поклонниками своими дальнейшими планами. Являлась ли их выходка однократным молодечеством или в их намерение входит полное разрушение безобидного, никому не мешающего памятника азовской старины.
Заинтересует ли правоохранительные органы поиск самородков, повредивших стену, простоявшую 300 лет?!

Приазовье