Заселение русскими Приазовья

Заселение русскими Приазовья

Продолжение. Начало в №21 от 24.05.2023 г.

Валентина СЕРАШ

Кандидат исторических наук – Андрей Николаевич Масловский продолжает делиться информацией о пребывании русских в Азаке и Приазовье.

Сложно найти более убедительные доказательства назначения сооружения, найденного археологами на Петровском бульваре, как здания главной православной церкви Азака. Здание это было богато декорировано. В ходе раскопок кроме самих фундаментов и прилегающей территории, были найдены обломки каменных архитектурных деталей, оконных стекол, кашинных изразцов и рельеф, вырезанный на мраморной облицовочной плите. К сожалению, археологам не удалось полностью исследовать сохранившиеся части здания. Можно только говорить о его значительных размерах и богатстве. Облик этой церкви заметно отличался от византийских и древнерусских храмов наличием кашинного декора.

– Именно эту церковь, наряду с другими путешественниками, ехавшими с территории Руси в Византию по Дону и Черному морю, должен был весной 1389 года посетить русский митрополит Пимен со своими спутниками.

Ажурная костяная бляшка  

Помимо обычных горшков и предметов культа в Азаке изредка встречались и другие вещи, попавшие сюда с купцами или переселенцами.  Жемчужиной среди них является – ажурная костяная бляшка с изображением фантастического змеиного существа с женской головой и чашей в руке,  найденная неподалеку от столовой № 1 на улице Ленинградской.

Все остальные находки подобных бляшек происходят с территории Новгородской земли. Они украшали сумки, которые брали с собой в дорогу. Даже сейчас их найдено всего около десятка и находка, сделанная в Азове, является одной из самых сохранных. Чаша у губ, является признаком того, что перед нами существо, связанное с водной стихией. По предположению ученых, именно так жители Древней Руси представляли себе русалок. Такая вещь вполне могла попасть в Азак именно с новгородским купцом.

Шумящие подвески из Новгорода

Другая находка, сделанная на месте нынешней школы № 15 более загадочна. До прихода восточных славян, обширные территории Восточной Европы были населены малочисленными финскими племенами. Славяне их не уничтожили, и даже не подавляли. Финские племена, которые славяне часто называли просто чудью, сохраняли и свой язык, и свою культуру. Процесс слияния этнических групп растянулся на столетия, и некоторые элементы культуры финнов прослеживаются в древнерусских городах.

В Великом Новгороде даже один из пяти городских районов (концов) назывался в честь финского племени – Неревский. А одна из  административных единиц Новгородской земли называлась в честь другого финского племени – Водской пятиной. У финских племен были очень распространены всевозможные металлические украшения женского костюма, среди которых металлические пластинки с головками птиц или животных с колокольчиками на цепочках, которые звенели при движении. Эти украшения, которые одновременно служили оберегами, со временем стали делать городские ремесленники.

В Великом Новгороде был создан новый тип подобных украшений, которые производили по более сложной технологии. Сначала изготавливалась восковая модель, которая обмазывалась глиной, а после заливки расплавленного металла воск вытекал наружу, и глиняная форма разбивалась. Это позволяло получать сложные по форме объемные подвески.

Один из типов таких подвесок с двумя головками коней, обращенных в разные стороны, стал любимым украшением новгородских женщин, причем, уже, вероятно, не только финских по происхождению.

– Таких подвесок найдено уже несколько сотен. За единичными исключениями, они обнаружены только на землях Великого Новгорода. Азовская находка, найденная на другом конце пути мехов, удалена от всех других вещей такого типа более чем на полторы тысячи километров.

Использование выплавляемых восковых моделей делало каждую вещь уникальной, тем не менее, азовская находка как брат близнец похожа на другие подвески из экспозиций музеев Новгорода, Старой Руссы, ГИМа. Подобные подвески были принадлежностью костюма женщин Новгорода. Загадкой является, как могла попасть женщина из Новгорода в золотоордынский город Азак.

Поясные пластины из бронзы и свинца

Также к украшениям костюма относятся две большие ажурные поясные пластины из бронзы и свинца, выполненные в разной стилистике. На пластинах представлен фантастический зверь – грифон, крылатый лев с головой орла. Образ грифона в средние века становится одним из символов Христа и в этом качестве он оказывается на стенах соборов Владимиро-Суздальской Руси. И с этих изображений ремесленники копируют этот образ для украшений костюма.

Именно поэтому грифоны из раскопок Азака, так похожи на грифонов со стен Дмитриевского собора во Владимире и их также окружают растительные побеги. Точной копией азакской находки является свинцовая пластина, найденная в Городце на Волге, который в XIV веке был пограничным городом в русских землях на пути по Волге в Золотую Орду. Очевидно, именно с территории Владимиро-Суздальского княжества и были привезены в Азак поясные пластины.

Серьга, перстни, янтарь…

Помимо столь ярких находок с территории Руси происходит еще небольшое число находок – серьга с «кудрявой» насадкой, перстни с небольшим щитком, имеющим несложные изображения типа свастики. Через территорию Руси в Азак поступал и янтарь, украшения из которого изредка находят при раскопках Азака.

Присутствие русских людей в Азаке

Присутствие русских людей, попавших самыми различными путями в многонациональный город Азак, не могло не приводить к этническому смешению и взаимовлиянию. Уже в Codex Cumanicus – словаре половецкого языка, составленном католическими миссионерами в Крыму в самом начале XIV века, встречаются слова древнерусские по происхождению – печь, изба.  Смешанные браки, проживание в иноэтничной среде, принятие новой веры, приводило к появлению людей, национальность которых определить было нелегко. Ведь принадлежность к какому-либо народу определяется не генетикой, а самосознанием и культурой.

Отсюда и появляются на страницах итальянских документов XIV-XV веков диковинные истории и имена. В 1363 году татарка Каразабала крещена и получила русское православное имя Настасья. В 1385 год в Венецию была привезена из Причерноморья татарка с русским именем Ульяна. В Азаке можно было встретить татарку Наталью и черкешенку Настасью. Очевидно, имена эти женщины получили при крещении в русской православной церкви Азака.

С другой стороны, здесь же, в Азаке, помимо рабов, с именами Юрий, Никита, Семен, Федосья, Анка были куплены русские рабы Косхолдин, Котулубога, а также рабыни Чимия, Ковалатх, и Тициана. Кем были эти русские люди с диковинно звучащими именами? Ведь это не мусульманские имена, которые получили бы эти люди при принятии ислама, а обычные языческие имена, которые татары получали при рождении.  

Может быть, это были дети смешанных браков, которые ощущали себя русскими? Ведь итальянские нотарии записывали национальность со слов самого человека. Или это были русские люди, получившие имена от своих прежних хозяев? Рабы обычно принимали еще одно крещение по католическому обряду и получали еще одно имя. Так, русский Иван стал Франциском, а Федосья — Агнетой, татарка Наталья стала Катариной.

– Но, нам известны конкретные случаи смешанных браков и людей со смешанным этническим самосознанием. Русский Федор женится на католичке Марии Грассе среди знакомых которой – Фетинкия – жена еще одного русского, по имени Феодор. Другой русский житель Таны – Куна, брат Минки женится на католичке Катерине Ландо. Но самый выразительный пример дает русский человек, владевший в Тане ремесленной мастерской – Лука Чиврано. Как он получил аристократическое венецианское имя? Загадка.  

Он католик и его жена католичка, но в завещании он жертвует деньги на ремонт православной церкви Таны св. Николая. У него три раба – черкес Иоанн и русская Орина с сыном Костей, которых он отпускает на волю. Возможно, когда-то, и сам Лука был таким рабом, отпущенным на волю, и фамилию он получил от своего прежнего хозяина. Подобные случаи не были исключением.

«Великая замятня»

Процесс развития новой народности в Азаке и его окрестностях был прерван политическими смутами, которые начались в 1359 году и с небольшими перерывами продолжались до самой гибели государства Золотая Орда. Первый этап этой смуты – «Великая замятня» 1359-1381 годов.

– Этот период известен нам по очень скудным упоминаниям письменных источников и выразительным следам погромов и резни, которые происходили в разное время во многих городах Золотой Орды. Не избежал этой участи и Азак. Его черед пришел зимой 1369/1370 года. Здесь было убито, по оценкам ученых, порядка 10-15 тысяч человек, включая женщин и детей.

Погибшие принадлежали к кочевым кланам, потерпевшим поражение в борьбе за власть. Но если кочевые аристократы так относились к людям своего одного народа, то, что могли чувствовать люди других народов?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому