Заселение русскими людьми Северного Приазовья

Заселение русскими людьми Северного Приазовья

Продолжение. Начало в №21 от 24.05.2023г.

Валентина СЕРАШ

Кандидат исторических наук – Андрей Николаевич Масловский продолжает тему «Заселение русским населением Приазовья». Здесь любопытный читатель узнает о русских людях много нового, интересного. Познакомится с бытом то возникающих, то исчезающих поселений славян.

Когда Тмутаракань перестала быть русской

Древнерусская керамика встречена археологами, включая сам город Тмутаракань, примерно на двух десятках поселений Таманского полуострова. Это говорит о том, что, помимо князя с его дружинниками, в далекую страну последовало и обычное русское население, которое занялось на новом месте рыболовством. Конечно, его было немного по сравнению с местными старожилами. Русским людям приходилось здесь взаимодействовать с касогами, греками, хазарами.

Интересно, что время прекращения жизни этих поселений совпадает со временем, когда Тмутаракань перестала быть русской. Благодаря амфорным находкам нам известно, что в XII веке эти поселения уже не существовали.

XI век в истории Причерноморских степей был особенно беспокойным. Печенеги не сумели создать прочного объединения, и поэтому потерпели ряд поражений от Киевской Руси, Византии и своих восточных соседей огузов. Они не исчезли, но хозяевами степей быть перестали. Теперь они удерживали небольшие районы вдоль границ степей. Их победители огузы недолго владели степью. В русских летописях огузы получили название торки (несомненно, искаженное тюрки, самоназвание этой группы племен). Уже в 1060 году они потерпели поражение от русских князей и от нового и куда более грозного соперника, вновь пришедшего с востока с территории Восточного Казахстана.

У берегов Дона…

Это был осколок одной из кочевых империй — Кимакского каганата, но именно эти племена на длительный срок оказываются хозяевами степей, раскинувшихся между Иртышем и Дунаем. У разных народов они получили разные названия — кыпчаки, команы, куны, половцы. Именно под последним названием они упоминаются в русских летописях. Они были многочисленны и воинственны. Хотя и не создали единого государства, у половцев существовало несколько крупных объединений. Одно из них кочевало вдоль берегов Днепра, второе — вдоль берегов Дона.

— Судя по концентрации половецких святилищ и погребений знатных половцев, центр Донского объединения находился именно в Северном Приазовье. Здесь помещались их зимники. Если кочевник и считал какую-то землю своей родиной, то это именно земли зимника.

Первые несколько десятилетий жизни половцев в Причерноморье были очень неспокойными для Древней Руси. Почти ежегодные масштабные набеги половцев на южнорусские земли требовали общегосударственных мер, а Киевская Русь уже находилась в состоянии распада на отдельные феодальные княжества. Но, все же, русские князья сумели заключить союз, и в первые два десятилетия XII века нанесли половцам ряд тяжелых поражений.

— В результате сложилась система, просуществовавшая до монгольского нашествия в целом мирного сосуществования половцев и русских, которая прерывалась короткими периодами столкновений. Причем, не всегда столкновения происходили по инициативе половцев. Нередко русские князья использовали половцев в качестве своих союзников против других русских князей, а изредка и против других государств.

Как степи Приазовья стали «землей незнаемой»

Именно господство половцев в степях привело к тому, что Тмутаракань была оставлена русскими князьями и населением. Чуть позже была оставлена Белая Вежа. Русская летопись сообщает об этом коротко. В 1117 году «пришли беловежцы на Русь». Небольшой русский город, затерянный в степях, не мог существовать после поражения своих союзников — кланов печенегов и огузов (торков). Так неудачей закончилась вторая попытка русского населения закрепиться на берегах Азовского моря. Для русских летописей степи Приазовья стали «землей незнаемой».

Однако незнаемой она стала для русских князей, но не для русского населения. После побед русских дружин к 1120 году в степях воцаряется относительное затишье. И это привело к тому, что вдоль берегов рек в степях возникают маленькие поселения с русской керамикой. Наиболее изучены памятники, вытянутые цепочкой вдоль берега Северского Донца вплоть до самого его устья.

— Вторая, известная группа поселений, изучена учеными в устье Дона и на Северном берегу Таганрогского залива. Нам неизвестно точно, когда появляются все эти поселки. На них немного датирующих находок, особенно вдоль берегов Северского Донца. Можно только сказать, что к 1150 году эта система расселения уже существовала.

Шаткий мир степей

Для того, чтобы русский крестьянин на свой страх и риск отправился жить в половецкую степь, даже не нужно было усиления феодального гнета на Руси. Достаточным оказывалось установление в степях шаткого мира, когда у кочевников складываются стабильные маршруты перекочевок. Быт населения этих поселений был скромен. Люди проживали в очень небольших, обычно не более 15 кв. метров, постройках с турлучными стенами, глинобитными печами или открытыми очагами.

Большая часть археологических находок — обломки древнерусских горшков, изготавливавшихся на месте. Наряду с ними, найдены сосуды, изготовленные представителями других этносов — тюрок, алан, северокавказских племен. О том, что в степных поселках проживало смешанное население, известно благодаря надписям граффити на стенах храма Софии в Киеве. Свои отметки здесь оставили и жители Белой Вежи: тюрки христиане и жители Тмутаракани: касоги христиане.

— В дельте Дона, на территории хутора Рогожкино, известно поселение огузов, на которых наряду с их традиционной лепной керамикой отмечена и древнерусская керамика. Лучше всего на поселениях фиксируются следы рыболовства. Это и рыболовные каменные грузила, и крючки разного размера, кости и чешуя рыб. Судя по составу костей домашних животных, жители поселков занимались и скотоводством. Следов земледелия не отмечено, но, возможно, это просто следствие слабой изученности этих памятников.

Рыболовство и торговля в устье Дона

Развитие рыболовства в устье Дона не осталось незамеченным Византией. У одного из самых ученых людей того времени — архиепископа Евстафия Солунского отдельно отмечена донская рыба и икра. В XII веке Азовское море было под безраздельным контролем Византийской империи. Византийские торговцы наладили торговлю с устьем Дона. Главным товаром, который поставлялся сюда в обмен на рыбу, являлось вино. Осколки винных византийских амфор являются самыми многочисленными находками на поселениях дельты Дона. Наряду с вином привозили, конечно, и другие товары — поливные сосуды, ткани, стеклянные бусы и браслеты, изделия из металлов. Сохранялись связи и с территорией древнерусских княжеств. Известны находки поливных сосудов древнерусского производства на поселениях вдоль Северского Донца, а также каменных иконок и медальонов.

— Население степных поселков было христианским. Помимо находок предметов культа, включая штамп для просвир, обнаружен могильник на территории Кобяковского городища. Мы никогда с точностью не узнаем, какова была политическая организация этого древнерусского населения. Разноязыкие письменные источники упоминают загадочное население степей Северного Причерноморья XI I- начала XIII веков — таинственных бродников, которые жили от Дуная до Дона и Северного Кавказа.

Само их название указывает на преобладание среди них славян. Некоторые исследователи связывают название со словом брод, другие со словом бродить. Но если и можно найти археологические следы жизни этих самых бродников, то древнерусские поселения Северского Донца и устья Дона подходят на эту роль лучше всего.

Известно, что бродники были христианами, и что среди них немало воинов. Именно в качестве воинов они и упоминаются письменными источниками. Но они слишком малочисленны, и всегда действуют в союзе с какой-нибудь другой военной силой. В описании событий первой русско-монгольской битвы на реке Калке в 1223 году упоминается воевода бродников — Плоскиня. Следовательно, бродники не были совсем уж анархической силой.

— Но нам неизвестны упоминания князей бродников. Непонятно также, как население этих маленьких поселков, затерянных на просторах степей, сосуществовало с воинственными кочевыми кланами.

Один из ответов состоит в том, как считают ученые, что они имели среди этих кланов союзников. Это, прежде всего, были печенеги и огузы (торки). Эти некогда грозные противники русских в XII- начала XIII веках стали их союзниками. Особенно мощой силой становятся полуоседлые племена, ставшие вассалами киевских князей и поселенные ими в Поросье. В летописях они получают название Черные Клобуки. Их называли также «свои поганые», то есть, свои язычники.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому