Заселение русским населением Приазовья

— В этой статье мы подходим к теме возникновения донского казачества и — возьмем шире — возникновения казачества на территории Восточной Европы в целом. Следует сказать, что вопреки тому, что часто можно встретить на просторах интернета, никакого особого секрета в процессе возникновения казачества нет. Да, мы не знаем многих деталей, но в целом картина очень отчетливая, — рассказывает кандидат исторических наук Андрей Николаевич Масловский

Наша история

Продолжение. Начало в №21 от 24.05.2023 г.

Валентина СЕРАШ

Во что превратилась степь…

Отряды охотников за рабами, занимавшиеся набегами на земли оседлых земледельцев, стали одной из причин того, почему оседлые поселения отступили далеко под защиту лесов и рек. О столкновении жителей Азака (Таны) с черкесами — охотниками за рабами неподалеку от стен замков, рассказывает Иосафат Барбаро. Он же рассказывает о том, как его побратим татарский аристократ подарил ему восемь русских рабов, взятых во время набега на Русь.

Во что превратилась степь к концу XV века, иллюстрирует рассказ Амброджио Контарини, который был вынужден добираться из Персии в Италию через Астрахань и Москву. За несколько недель пути от Астрахани до границ русского государства он не видел в степи никаких следов жизни человека. Степь стала Диким полем. Именно поэтому ханы Большой Орды Ахмат и его сыновья утратили власть над степью. В 1502 году хан Крымского улуса Менгли-гирей захватил в степях орду последнего хана Большой Орды Шейх-Ахмеда, и увел ее в Крым. После этого дети хана Ахмата еще несколько лет скитались по Восточной Европе, безуспешно пытаясь восстановить свою власть.

О возникновении донского казачества

Происхождение казачества не было секретом для самих казаков XVI-XVII веков. И они откровенно пишут о своем происхождении в различных документах, исходящих от них самих. Однако после того как казачество, начиная с запорожцев, а позднее донцы, терцы, яицкие казаки превращается в военно-служилое сословие Речи Посполитой, Русского царства, Турции со своими привилегиями и обычаями, начинают возникать барьеры между казаками и породившими их народами.

В конце XIX- начале XX вв. возникают разнообразные мифы об особости казачьего народа, который неровня русским или там украинским мужикам, а имеет особое происхождение, очень древнюю историю, культуру и язык. Наивысшее свое проявление эти мифы нашли в брошюрах, написанных министрами нацисткой Германии Альфредом Розенбергом и Йозефом Гебельсом. Суть их концепции состояла в том, что казаки — это особый не славянский народ арийского происхождения, потомок древних готов, и потому вполне достойный стать союзником нацисткой Германии и помогать им истреблять русских унтерменшей. Именно на такой позиции стоял Петр Краснов, повешенный со своими соратниками в 1947 году.

— Нельзя сказать, что такая позиция является исключительной. Рассказы о том, что правители и элита имеют особое происхождение, отличное от основной массы народа, и поэтому имеют особые права и привилегии, в силу своей природной элитарности распространены очень широко. Уж такова природа человеческой психики. Это говорилось и о властителях инков, и о каганах тюрок, и о русских князьях. Иногда это — правда (как о нормандской (французской) знати, захватившей в 1066 году Англию), но чаще это — легенды, которые невозможно подтвердить. Увы, для многих людей принять то, что их кровь не голубая, как у осьминогов, а красная, как у простого крестьянина или рабочего, психологически невозможно. Именно поэтому существует и продолжает увеличиваться масса «исторических» исследований, задача которых запутать простые вопросы, — говорит Андрей Масловский.

Слово «казак»

Слово «казак» по происхождению тюркское. Хотя существуют совсем уж фантастические этимологии этого термина от названия северокавказских племен касогов или названия города Азака, нужно понимать, что лингвистика в реальности является серьезной наукой, которая изучает структуру языка и его обусловленные и долгосрочные изменения во времени. Любое утверждение об этимологии слов должно обосновываться на основе выявленных закономерностей развития языка, а не на игре слов в духе Задорнова или народной этимологии. Примером объяснений может служить то, что река Дон так называется по звону колокольчиков на шее у коров.

Слово «казак» со всеми вариантами его произношения в тюркских языках многозначно. Сейчас любят переводить этот термин как вольный, независимый человек, удалец. Именно в этом значении он стал самоназванием одного из современных тюркских народов — казахов.

Нужно, однако, помнить, что значение слов изменяется со временем. Например, несколько столетий назад слово «живот» обозначало не часть человеческого тела, а, в зависимости от контекста, имущество этого человека или его жизнь. Слово же «стерво», именно так, обозначало падаль либо мертвечину, тухлятину, и при употреблении по отношению к человеку было ругательством. Сейчас же «стерва» — это чуть ли синоним склада личности, к которым должна стремиться «успешная» женщина.

Слово казак в XIV-XVII веках имело много значений, которые, к тому же, еще и менялись, и подобрать современные эквиваленты сегодняшнего дня не так-то и просто. Это было сложно еще в эпоху средневековья. Так Codexcumanicus 1303 года, слово «cosac» переводит латинским термином «стража», «караул». Однако, арабо-тюркский словарь, составленный в Египте в 1245 году, это слово переводит как «бродяга», «скиталец».

— Согласитесь, странно, что у тюркских народов, которые в значительном своем большинстве в это время сами вели кочевую жизнь, было специальное слово для еще каких-то кочевников. Еще более кочевых, чем они сами? – уточняет Андрей Николаевич.

Первое упоминание о казаках в Северном Причерноморье

Первое же упоминание о казаках в Северном Причерноморье встречено в Сугдейском синаксаре — богослужебной книге из греческой православной церкви, где на полях сохранилось много самых разнообразных приписок. В 1308 году была сделана запись о смерти раба Божия Альмальчу, сына Самака, молодого человека, заколотого казаками. Если же посмотреть в письменных источниках случаи словоупотребления слова казак в XIV-XVI веках, то получается следующий семантический ряд: человек, потерявший связь с родом, утративший имущество и положение в обществе, ставший бездомным, бесприютным, лихой человек, искатель приключений, бродяга, изгой, скиталец, разбойник, дозорный в степи, охранник.

Например, русское посольское донесение в XVI веке говорит о том, что один ногайский мирза — представитель правящего рода, «потерял своих улусных людей и скот и ушел казаковать». О Тимуриде Бабуре, который в 1507 году потерял свой удел, сказано, что после этого он стал казаком, и ушел в Индию, где завоевал себе новое государство.

— Сейчас слово бродяга романтизировано. У нас в голове появляется образ человека дороги и песен под гитару у костра. Но слово казак в XIV-XVI веках имело скорее негативную пренебрежительно-сочувственную или опасливо-враждебную окраску. Человек мог побыть казаком, добыть себе каким-то образом имущество, и после этого переставал им быть. Может быть, самым точным эквивалентом слову казак в современном русском языке являются, пожалуй, слова бомж или бич, с той поправкой, что это были опасные люди.

Первое достоверное упоминание не об отдельных людях, а о крупном отряде казаков относится к 1444 году, когда войско московского князя с отрядами мордвы и рязанскими казаками на реке Листани в землях Рязанского княжества разгромило татар оглана или царевича Мустафы. Казаки при этом были на лыжах. В 1490 году речь идет уже, наоборот, о набеге на русские земли азовских татар казаков.

Казаки как особое явление степных народов

Казаки, как особое явление, появились в XVвеке как продукт социального распада Золотой Орды и кризиса хозяйственной системы кочевого скотоводства. Казаками стали называть вооруженных людей, не входивших в состав традиционных племенных или государственных структур, которые на свой страх и риск живут на территории Дикого Поля и вдоль его окраин в эпоху смут и конфликтов. Их можно нанять для дозорной, охранной службы, но они существовали сами по себе.

Естественно, что такая опасная скитальческая жизнь должна была привести к образованию сообществ со своими суровыми правилами. Не менее важно то, что скитальческая жизнь не давала никаких шансов на существование у казаков семей и на естественное воспроизводство популяции. Казак мог бросить свое казачество, жениться и осесть где-нибудь. Но тогда он переставал быть казаком. Вплоть до 1550-х годов ни один источник ни словом не обмолвился ни о каких поселениях казаков.

— Отсутствие семей у ранних казаков делает бессмысленными все рассуждения о казачьем этносе, имеющем очень глубокую древность и отличном от всех других народов. Не важно, на каком языке говорили в первых казачьих общинах. Ведь эти сообщества непрерывно пополнялись и теряли своих членов, — говорит Андрей Николаевич Масловский.

Приазовье