«Я часто думаю: как я остался жив?»

Старший лейтенант. Механик 1-го Гвардейского истребительного авиаполка 127-го истребительного авиаполка. Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Герои Приазовья: наш Бессмертный полк

 «Я часто думаю, как получилось так, что я, участвуя в войне с первого по последний день, встретив её у западной границы и завершив под Берлином, остался жив, ведь 97% моих сверстников погибли… Вероятно, так было угодно судьбе… И все же, когда подхожу к братской могиле, я чувствую себя как-то неуютно, вроде бы в чём-то виноватым за то, что вот они погибли, а я живой. Это вроде бы кто-то из них принял на себя пулю или осколок, предназначенный мне. Ведь в той ситуации, которая сложилась на момент их гибели, вполне мог оказаться и я, но не оказался, не было меня там. Кто-то занял мое место и погиб. Он погиб, чтобы жил я, жили мои дети и внуки. Мы, бывшие фронтовики и все живые, в неоплатном долгу перед теми, кто отдал свою жизнь за победу над фашистской Германией», — вспоминал Евгений Николаевич.

Евгений Николаевич родился 21 декабря 1920 года. В 1939 году окончил Покровскую среднюю школу (Неклиновский район) и поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Но учиться ему не пришлось: осенью был призван в армию. По воспоминаниям Евгения Николаевича, он хотел стать летчиком, но был распределен в техническую школу младших авиационных специалистов, которая располагалась под Ленинградом (ст. Горелова). Через 6 месяцев он прибыл в 127 АИП (авиационный истребительный полк) в Западной Белоруссии.

 «Война началась, когда наш полк стоял на полевом аэродроме в 12 км от границы. 22 июня, в воскресенье, в полку должен был состояться спортивный праздник. Поэтому накануне, в субботу, наблюдалось праздничное оживление: наводился идеальный порядок в лагере, личный состав тоже готовился к празднику, все помылись, побрились, приготовили выходную форму с чистыми подворотничками, начистили обувь. Готовились к празднику, а в душе радости не было, что-то взывало тревогу, беспокойство. Хотя всем было понятно, что это была надвигающаяся война, но только никто не знал, когда и в какой день она начнется».

Ранним утром 22 июня немецкие самолеты бомбили наши города и аэродромы. Началось отступление. Из личного состава разбитых частей формировались новые. В 1941 году Евгения Николаевича включили мотористом в состав 1-го АИП, в котором он прослужил до своей демобилизации в 1946 году. Вот как он описывает свои фронтовые будни: «Обязанности моториста простые: поднять, опустить, принести, протереть, смазать и т.п. На строительстве – подсобный рабочий. Постепенно моторист постигает все тайны устройства и работы самолета и становится механиком, то есть первым лицом, обеспечивающим боевую готовность самолета. Меня назначили механиком в 1943 году. Главная забота и обязанность заключалась в том, чтобы обеспечить готовность самолета к боевому вылету в любое время года и суток. Все работы производились под открытым небом. Дождь, мороз – не имело значения. В ненастную погоду над местом работы натягивался брезент, а ночью использовалась переносная лампочка от аккумулятора. Жили в землянках, в теплую погоду ночевали у самолета. Накрывали крыло самолета чехлом, края которого спускались до земли, и получалось укрытие от дождя и ветра. За годы войны мне удалось принять участие в боевых операциях наших войск на многих фронтах. Дело в том, что наш полк (1-й Гвардейский Авиационный  истребительный полк) входил состав 1-го Гвардейского Авиационно- истребительного корпуса, который был в распоряжении ставки верховного командования. Части этого корпуса всякий раз направлялись туда, где нужно было подкрепить наши войска… Только этим объясняется тот факт, что за время войны я побывал на Калининском,  Воронежском,  Брянском,  1-м Прибалтийском,  3-м Белорусском, 1-м Украинском,  Волховском и  трижды на Западном фронтах. Когда полк менял свое расположение и перелетал на другой аэродром, то механики, чтобы не оставлять самолеты без техподдержки, следовали с ним. Мест для них не было, спецам приходилось забираться в небольшой люк в «брюхе» самолета и, сидя на корточках, переносить все трудности перелета.

«Мой скромный труд в войну был отмечен медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За боевые заслуги», — говорил Евгений Николаевич.

После войны начался трудовой путь Евгения Николаевича. В 1951 году он окончил Ростовский университет. 9 лет он работал в Самарском райкоме партии заведующим отделом пропаганды и агитации. С 1961 года возглавил  Самарскую  восьмилетнюю  школу №4,  в  1980 году он вышел на пенсию.

В фондах школьного музея Самарской СОШ №4 Азовского района хранятся фотографии и воспоминания, написанные рукой Евгения Николаевича Троицкого. Со старых снимков на нас смотрит юноша в военной форме возле фюзеляжа истребителя, учитель в окружении выпускников, директор школы на субботнике, пожилой ветеран фронтовик на встрече с ребятней в библиотеке. По этим фотографиям можно увидеть целую жизнь! Жизнь, отданную людям!

Коллектив МБОУ Самарской СОШ №4 Азовского района.

Приазовье