Виктор Иванович Мережко — имя, которое навсегда вписано в золотой фонд советского и российского кинематографа. Сценарист, режиссер, драматург, актер, телеведущий, писатель и народный артист Российской Федерации — его многогранный талант проявился в самых разных ипостасях. Но мало кто знает, что корни этого выдающегося человека уходят в небольшой поселок Южный Азовского района Ростовской области, который когда-то носил название Ольгинфельд, что в переводе с немецкого означает «Ольгино поле». Именно здесь, 28 июля 1937 года, началась история одного из самых ярких творцов отечественного кино
Из Ольгинфельда в Русскую Поляну
Первые годы жизни Виктора Мережко прошли в сложных условиях. Его семья, многодетная и жившая в крайней бедности, пережила оккупацию и радовалась Победе в Великой Отечественной войне. Отец, Иван Мережко, заведовал сепараторным пунктом по перегонке молока, а мать работала там же. Жили они скромно: денег едва хватало, и Виктор, будучи еще ребенком, освоил игру на аккордеоне — трофее отца с войны — и зарабатывал милостыню, исполняя на улице мелодию «Цыганочка».
Кочевая жизнь семьи Мережко стала для Виктора настоящим испытанием. Отец, человек веселый, но порой нестабильный, часто менял места работы: его либо увольняли за мелкие проступки, либо он сам решал уйти. Из-за этого семья постоянно переезжала — Ростовская область, Краснодарский край, Северная Осетия, а затем и село Русская Поляна под Черкассами на Украине. За 18 лет Виктор сменил 20 мест жительства, не имея ни своего дома, ни постоянной школы, ни любимого учителя.
«Жили в абсолютной нищете, потому что все было в узлах, своего дома не было. Приезжали, снимали комнату или часть дома в селах, только раскладывали вещи, начинали приживаться — отца опять выгоняют или он сам увольняется», — вспоминал Мережко.
В Русской Поляне, куда семью перетащила мамина сестра, жизнь не стала легче. Дом, который им продали за символическую плату, стоял на песчаном участке, где картошка вырастала размером с голубиное яйцо. Виктор окончил местную школу, учась на украинском языке, но так и не освоил его в совершенстве. Пытался поступить в Киевский театральный институт, но неудача подтолкнула его к неожиданному выбору — Львовскому полиграфическому институту.
«Сам не понимаю, как поступил, потому что в технических точных науках я абсолютно ничего не понимаю. Но, тем не менее, как-то поступил, конкурс был 2 человека на место, наверное, были ребята глупее меня», — с улыбкой вспоминал он.
После окончания института Виктор получил направление в Ростов-на-Дону, где начал работать в газете «Молот» вместе с другими выпускниками из Львова. Именно в Ростове зародилась его страсть к кинематографу.
Ростовский старт и триумф во ВГИКе
В Ростове-на-Дону Мережко познакомился с энтузиастами из любительской киностудии. Здесь он начал писать свои первые сценарии, которые стали отправной точкой его кинокарьеры. В 1964 году он решился на смелый шаг — поступил во ВГИК, преодолев огромный конкурс и став учеником Алексея Спешнева и Ильи Вайсфельда.
Уже на втором курсе ВГИКа талант Мережко заявил о себе громко: по его сценарию на «Мосфильме» сняли картину «Зареченские женихи». А в 1972 году «Ленфильм» выпустил фильм «Здравствуй и прощай», который мгновенно стал хитом и сделал имя Мережко известным. Эта мелодрама, снятая по его сценарию, открыла дорогу к стремительному взлету его карьеры.
Золотая эпоха: фильмы, которые стали классикой
Сценарии Виктора Мережко легли в основу множества культовых советских фильмов. В 1976 году на экраны вышла комедия «Трын-трава», в 1977 — драма «Трясина», а в 1978 — сразу два знаковых фильма: «Вас ожидает гражданка Никанорова» и «Уходя — уходи». В 1981 году Никита Михалков снял по сценарию Мережко фильм «Родня» с Нонной Мордюковой и Светланой Крючковой в главных ролях.
Особое место в творчестве Мережко занимает картина «Полеты во сне и наяву» (1982), снятая Романом Балаяном. Олег Янковский и Людмила Гурченко создали в этом фильме незабываемые образы, а сценарий Мережко получил Государственную премию СССР в 1987 году. Еще одна жемчужина — музыкальная лента «Аплодисменты, аплодисменты…», где блистала Людмила Гурченко, а компанию ей составили Олег Табаков, Ольга Волкова и Александр Ширвиндт.
В 1980-е годы Мережко продолжил радовать зрителей: «Одинокая женщина желает познакомиться» и «Забавы молодых» стали хитами своего времени. Его сценарии отличались глубоким пониманием человеческой души, тонким юмором и умением показать жизнь такой, какая она есть.
Время перемен: от телеведущего до актера
С распадом СССР кинематограф переживал кризис, но Мережко не сдавался. В конце 80-х — середине 90-х он вел телепередачу «Кинопанорама», а на канале «ТВ-6 Москва» — программу «Мое кино». В это же время он попробовал себя в качестве актера, снявшись в фильмах «Рэкет», «Крот», «Дикий пляж» и «Три женщины и мужчина».
Совместно с Андреем Кончаловским Мережко написал сценарий к фильму «Курочка Ряба» (1994), который стал продолжением истории Аси Клячиной из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Картина вызвала споры, но талантливая игра Инны Чуриковой и смелый сценарий сделали ее заметным явлением того времени.
В 2000-е годы Мережко вернулся к режиссуре и сценариям. Он снял сериалы «Сонька Золотая Ручка» и «Сонька Золотая Ручка. Продолжение легенды», где сам сыграл криминального авторитета Мамая. В 2016 году вместе с сыном Иваном он создал фильм «Найти мужа Дарьи Климовой», а затем написал сценарий к сериалу «Одиночество» и фильму «Рядом с нами».
От пьес до книг
Помимо кино, Виктор Мережко проявил себя как писатель и драматург. Его перу принадлежат книги «Подземный переход», «Крот. Сага о криминале», «Кандидат», «Дед Иван и Санька». Пьесы Мережко — «Пролетарская мельница счастья», «Женский стол в охотничьем зале», «Ночные забавы» — с успехом ставились в театрах России и Украины.
Кроме того, Мережко возглавил фестиваль «Киношок» на Черноморском побережье, который стал важной площадкой для поддержки молодых кинематографистов.
Личная жизнь: любовь, потери и семья
Личная жизнь Виктора Мережко была полна драматизма. Его единственной женой стала Тамара Захарова, которую он встретил еще в Ростове-на-Дону. Их роман развивался непросто: Мережко добивался ее расположения несколько лет. В браке родились двое детей — Мария и Иван. Однако счастье омрачила трагедия: Тамара, которая была младше мужа на девять лет, умерла от онкологии в середине 90-х. Виктор тяжело переживал утрату, и лишь спустя десять лет начал новые отношения, которые, впрочем, завершились через три года.
Дочь Мария пошла по стопам отца, окончила ВГИК и работала на телевидении, а сын Иван выбрал профессию художника-постановщика и режиссера. Впоследствии Виктор переехал в Санкт-Петербург, где живет его сын.
Звезда на аллее славы
Творчество Виктора Мережко получило высокую оценку. В 1987 году он был удостоен Государственной премии СССР за сценарий к фильму «Полеты во сне и наяву». В 1988 году ему присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 2014 — звание Народного артиста Российской Федерации. В Анапе на Звездной аллее киноактеров установлена звезда в его честь.
Виктор Мережко ушел из жизни 30 января 2022 года, оставив после себя богатое творческое наследие, которое продолжает волновать сердца зрителей и читателей, навсегда закрепив его имя среди легенд российского кинематографа.





