Регуляторов не удовлетворило намерение крупнейших ритейлеров ограничить наценки на социально значимые продукты в размере 10%. Теперь министерства хотят убедить сети снизить предельный уровень наценок на овощи, молочные продукты и хлебобулочные изделия до 5% до 1 июля. Поставщики опасаются, что ритейл компенсирует издержки за их счет.
Минсельхоз, Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерены убедить торговые сети ограничить наценки на часть социально значимых продуктов на уровне не более 5%. По данным «Ъ», этот вопрос обсуждался на совещании с участием главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева и замглавы Минпромторга Виктора Евтухова 3 февраля; в перечень продуктов планируется включить свеклу, морковь, капусту, картофель, лук, питьевое молоко, творог, кефир, сливочное масло, сахар, а также хлебобулочные изделия недлительного хранения.
В Минсельхозе подтвердили «Ъ», что считают целесообразным минимизировать торговые наценки на определенные категории продуктов в организованной торговле вплоть до нулевых до начала нового сельскохозяйственного сезона — 1 июля 2022 года. «Такая практика будет способствовать повышению доступности социально значимых продуктов для населения», — заявили там. В Минпромторге сообщили, что вопрос прорабатывается совместно с Минсельхозом и ФАС. В службе оперативный комментарий не предоставили.
В начале этого года X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнит» сами уведомили ФАС о готовности ограничить наценки не более чем на 10% на социально значимые продовольственные товары. В X5 говорили, что ограничения коснутся более 20 категорий и начнут действовать с 12 января во всех магазинах. В «Магните» уточняли, что наценка будет ограничена примерно на 200 позиций из 25 категорий, включая вермишель, некоторые виды овощей, хлеб, молоко, сливочное масло, гречневую крупу.
По данным Росстата, с начала 2022 года к 28 января:
- сахар подорожал на 0,7%,
- молоко — на 0,6%,
- капуста — на 2,1%,
- морковь — на 1%,
- картофель и свекла — на 0,4%.
Директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков сомневается, что ограничение наценок позволит в краткосрочной перспективе стабилизировать цены на овощи, так как в ближайшие месяцы традиционно будут расти импортные поставки.
По его мнению, более эффективным вариантом решения проблемы могло бы стать субсидирование автомобильных перевозок овощей из регионов, где есть профицит такой продукции. Как отмечает Глушков, значительную часть в конечной стоимости овощей формирует логистика. Но, добавляет он, в долгосрочной перспективе эффект даст только увеличение производства.
Источник: https://news.mail.ru/economics/49896671/?frommail=1