Ученые Южного Федерального университета разрабатывают новый метод распознавания дронов. Он основан на анализе вихревых и акустических следов, которые беспилотники оставляют в воздушной среде. По словам исследователей, проект может использоваться для обеспечения безопасности, а также откроет новые возможности применения квадрокоптеров.
Текст информационной программы «Вести. Дон»:
На первый взгляд, физика уровня средней школы. Объект, перемещающийся в воздушной среде, создает акустические колебания и вихревые возмущения. Казалось бы, причем тут большая наука. Оказывается, никто и никогда не занимался изучением и систематизацией этого явления относительно миниатюрных летательных аппаратов, дронов, как мы их называем. Ростовские ученые первыми взялись подвести под это теоретическую базу.
«Эти возмущения складываются в пакет, своего рода сигнал, присущий этому конкретному типу летательных аппаратов. Который мы можем поймать, зарегистрировать. И оценить наличие летательного аппарата в воздухе. Где-то в радиусе слышимости», — говорит Евгений Казаков, ассистент кафедры теоретической и компьютерной гидроаэродинамики института математики, механики и компьютерных наук ЮФУ.
Создавать для этого новые сложные аппараты нет необходимости, они уже существуют. Например, всенаправленные микрофоны, регистраторы вибраций, многоканальные и сверхчувствительные. Переводит улавливаемые сигналы на понятный компьютеру язык. А теперь главный вопрос: для чего это нужно? Ученые видят как минимум два прикладных направления. Коптеры, которые стремительно становятся частью повседневности, очень скоро могут войти в систему так называемого «умного города». Видеонаблюдение, доставка товаров, а в будущем, возможно, такси. Все это с большой долей вероятности ложится на плечи, точнее на винты летательных аппаратов. Что бы в небе не было хаоса, упорядочить этот процесс, управлять им, и пригодится эта система. Датчики размещаются, допустим, на вышках связи. Настраиваются на окружающий фон, как на эталон.
«Если мы заметим отклонение от этой картины, мы можем прикинуть: где, кто и в чем не прав. Сбился с пути, заглючил, попал в аварию, потерял груз», — говорит ассистент Евгений Казаков. Для этого, конечно, нужно создать внушительную базу данных с параметрами множества видов дронов. С ней и будет сверяться система, обнаруживая небесный объект.
Другое направление практического применения связано с безопасностью. Не всегда коптеры служат мирным целям. Есть ситуации, когда их появление в воздухе крайне не желательно, а может быть и опасно.
Евгений Казаков: «То есть мы можем поставить одиночный детектор там, где не должен летать вообще никто. И, соответственно, обнаружить чего-то в воздухе. Наш, не наш — разберемся потом». Предлагаемая учеными ЮФУ система весьма эффективна, в отличие, например, от радиолокации, которая практически не видит миниатюрные дроны, зачастую изготовленные из плохо отражающих радиоволны композитных материалов.
Пока процесс на уровне теоретических разработок. Но авторы уже видят далеко идущие перспективы. С развитием технических средств можно будет не просто регистрировать наличие в воздухе дронов, но и рассчитывать их количество, массу и направление движения.
Источник: https://dontr.ru/novosti/uchenye-yufu-razrabatyvayut-novyy-metod-raspoznavaniya-dronov/