Новый учебный год принес немало изменений в наши школы. В расписании появились новые предметы, у школьников – новые учебники, но самое главное – появились законы, защищающие права учителей
Варвара ВЕДЕШИНА
Пожалуй, принципиально важным новшеством являются изменения закона «Об образовании», устанавливающие право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия. До этого такое право было только у учеников.
Закон дополнен положением, которое разрешает школам устанавливать правила поведения в учебном заведении и требования к дисциплине на занятиях.
Это значит, что закон разрешит педагогам делать замечания детям. Ученики на законодательном уровне будут обязаны соблюдать эти правила, а учителя получат законную возможность обращаться к завучу или директору с требованием применить дисциплинарное взыскание к ученикам, нарушающим дисциплину во время уроков.
Запрет на телефоны
Поправки в закон «Об образовании» запрещают использование детьми смартфонов на уроках даже в образовательных целях. Исключение составляют экстренные случаи, связанные с возникновением опасности для жизни и здоровья школьников или преподавателей. При этом во внеурочное время — на переменах или в столовой — доступ учащегося к телефону никак не ограничивается.
Россия не первая страна, где вводится запрет на телефоны во время уроков. Аналогичные меры уже действуют, к примеру, во Франции, Великобритании и еще ряде государств.
Новый курс — «Семьеведение»
В школьной программе появился новый курс — «Семьеведение». Занятия по этому предмету проходить раз в неделю во время «Разговоров о важном».
В рамках занятий детям предстоит изучать общественную роль семьи, ведение домашнего хозяйства, обсуждать преодоление семейных кризисов и отношения поколений.
Курс рассчитан на 34 академических часа, поделенных на пять основных блоков. Для 5–9-х классов это: «Человек, семья и общество» — о том, как и для чего создается семья; «Мои родственники, похожие и разные» — об истории семьи и о том, чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками; «О семейном уюте и не только» — о ведении домашнего хозяйства; «Важней всего погода в доме» — о том, какой должна быть семейная атмосфера и на чем держится семья; «Современная семья и ее право» — о семейном законодательстве.
Темы для 10–11-х классов сформулированы так: «Личностная готовность к созданию семьи»; «Ценность семьи и семейные ценности»; «Возрасты семьи»; «Благополучие и здоровье семьи»; «Поддержка семьи в российском обществе».
Также на занятиях будут рассказывать про семейный бюджет, брачный договор, меры социальной поддержки семей с детьми, материнский капитал и ипотеку для молодых семей
При этом составители выделили темы, которые имеет смысл рассматривать только в 8-9-х классах. Среди них выбор спутника жизни, конкуренция между разновозрастными и сводными детьми в семье, плюсы и минусы проживания молодой семьи с детьми вместе с родителями или родственниками и другие.
Уроки необходимо строить в форме доверительного разговора со школьниками — на них не будет контрольных работ и оценок. В зависимости от темы эти уроки могут вести как учителя истории и обществознания, так и школьные психологи, приглашенные юристы, классные руководители, завучи или священники.
Труд вместо технологии
С 1 сентября вместо предмета «Технология» появился новый предмет «Труд». Главное отличие заключается в том, что девочки и мальчики будут заниматься вместе по одной программе. По словам замминистра просвещения РФ Татьяны Васильевой, мальчикам должна быть предоставлена возможность научиться готовить, обрабатывать продукты питания и знать, как строится рацион, если есть такая потребность.
В начальных классах уроки труда будут проводиться раз в неделю. Программа предмета включает в себя четыре модуля, рассчитанные на каждый год обучения. Среди них: «Технологии, профессии и производства»; «Технологии ручной обработки материалов»; «Конструирование и моделирование»; «Информационно-коммуникативные технологии».
В 5–7-х классах на уроки труда отведено два часа в неделю, в 8-9-х — один. Они включают в себя обязательные и вариативные модули. В число обязательных вошли: «Производство и технологии»; «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»; «Компьютерная графика. Черчение»; «Робототехника»; «3D-моделирование, прототипирование, макетирование».
К модулям по выбору относятся: «Автоматизированные системы»; «Животноводство»; «Растениеводство».
Вместо ОБЖ
Вместо ОБЖ в расписании появился предмет «Основы безопасности и защита Родины». Теперь к обычным темам предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» — экология, ПДД, пожарная безопасность, поведение при чрезвычайных ситуациях, оказание первой помощи — добавились два новых модуля. Они связаны с начальной военной подготовкой. Школьникам расскажут о действиях во время военной угрозы, правилах оказания первой помощи во время боевых действий, положениях воинских уставов и свойствах стрелкового оружия.
Для учеников 10–11-х классов предусмотрены практические занятия, которые позволят им овладеть навыками тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки. Старшеклассникам также будут рассказывать об оружии массового поражения, беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), службе по призыву и по контракту.
ОБЗР проводится раз в неделю в 8–11-х классах. Уроки будут вести школьные учителя и участники специальной военной операции. Ветераны СВО, которые хотят преподавать ОБЗР, должны пройти профессиональную переподготовку.
Новые учебники по географии
1 сентября в школах появились новые учебники и контурные карты по географии — в них добавлены новые регионы и зафиксированы территориальные изменения границ Российской Федерации.
В рамках скорректированной программы школьники дополнительно будут изучать: тему нематериального производства; роль разных видов транспорта в современном мире; вопросы географии международных финансовых центров; современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии); роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале и т. п.
При этом общее число часов, рекомендованных для изучения географии, не изменится. Останется по одному часу в неделю в 10 и 11-м классах.
Новые учебники по истории 5-9 классов
Появились новые утвержденные учебники по истории для 5–9-х классов. В них теперь есть отдельный раздел, посвященный разъяснению причин начала СВО, вхождению новых регионов в состав России, современному развитию страны, формированию многополярного мира. В обновленных учебниках полностью переписаны разделы «70-е», «80-е», «90-е» и «нулевые» годы, а также пересмотрено понятие «империя». Ранее новые учебники были введены для 10-11-х классов.
Новшества в программе по литературе
По учебному предмету «Литература» скорректирован перечень отечественных писателей в рамках изучения произведений XX – начала XXI вв. на тему детства. Из списка исчезли произведения В. Г. Короленко, В. П. Астафьева, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, но добавились произведения А. А. Лиханова. В раздел фольклора вместо баллад включены поэмы народов России и мира и расширен список народных песен.
Из тематического блока литературы XX – начала XXI вв. исключены стихотворения А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Б. Ш. Окуджавы, проза А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак «Правдивая история Деда Мороза», но включен Э. Н. Веркин «Облачный полк» (главы). В числе произведений современных отечественных писателей-фантастов указано «Сто лет тому вперед» К. Булычева.
Исключены произведения современных зарубежных писателей-фантастов (Д. Роулинг «Гарри Поттер», Д. Джонс «Дом с характером»).
Расширен список стихотворений народов РФ – в него добавлены «Журавли», «Мой Дагестан» Р. Гамзатова.
Вместо двух сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина теперь будет достаточно одной. А в поэзию первой половины XX в. включены стихотворения A. А. Ахматовой.
Изменения претерпела и федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литература» (углубленный уровень). В частности, уточнено, что изучение литературы строится с учетом обобщающего повторения ранее изученных произведений, в том числе «Слово о полку Игореве»; стихотворений М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина; комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»; стихотворений и баллад В. А. Жуковского; комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; произведений А. С. Пушкина (стихотворений, романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»); произведений М. Ю. Лермонтова (стихотворения, роман «Герой нашего времени»); произведений Н. В. Гоголя (комедии «Ревизор», поэма «Мертвые души»). А в содержание обучения в 10-м классе дополнительно включены основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века – обобщающее повторение.
Новые модули на физкультуре
На уроках физкультуры добавились 12 новых модулей — например, гольф, биатлон, ушу. Школьники смогут изучать техники фигурного катания, знакомиться с народными танцами и учиться игре в городки. Большинство модулей будет изучаться на усмотрение руководства школы — как часть учебного плана или внеурочно.