Судьба художника: Светлана Гупал о верности искусству вопреки обстоятельствам

Как стать художником? Очень просто. Нужно им родиться. В семье Светланы Гупал (в девичестве — Назарько) художников не было. Простая крепкая советская семья, в которой никто не интересовался живописью. Вот только Света с самого детства не могла жить без карандашей и красок. Ее первые рисунки, созданные в ранние годы, уже показывали необыкновенный талант, который проявлялся в каждой линии и штрихе

Люди искусства

Татьяна СТАЦЕНКО

Светлана родилась в 1970 году в Азове. Она окончила восьмилетку в школе №9 и детскую художественную школу, где ее способности начали раскрываться. Собралась поступать в Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова. Родители были против, особенно мама, работавшая во вневедомственной охране и регулярно читавшая страшные криминальные сводки. В конце 1980-х годов в Ростовской области орудовал маньяк Чикатило, а с началом перестройки уровень преступности стремительно рос. Родители боялись отпускать Свету в Ростов-на-Дону, но все же решили пойти ей навстречу, возможно, втайне надеясь, что она не пройдет конкурс и вернется в родную школу. Тем более, подготовительные курсы при училище Светлана не посещала, а в РХУ всегда был огромный конкурс. Но Света всех удивила. Она спокойно сдала экзамены и была зачислена на отделение «Художественное оформление». Уже на первом курсе ее ждал первый успех. Светлана приняла участие в конкурсе автопортретов, который проводился среди учащихся всех курсов училища. И неожиданно заняла третье место. Работа первокурсницы составила достойную конкуренцию старшекурсникам.

— Это был рисунок простым карандашом, — вспоминает Светлана Гупал. — Приехала домой в Азов, села перед зеркалом, встроенным в старый шкаф, и на вдохновении сделала автопортрет. Без прикрас, без ресничек, как девочки любят рисовать. Просто «лепила» форму штрихами. Получилось похоже. Победа в конкурсе вдохновила меня, придала уверенности в своих силах.

Твердая рука

Педагоги отмечали, что рука у юной, хрупкой девушки была твердая, неожиданно «мужская». Света хорошо чувствовала форму, линию, прекрасно видела цвет. Ее работы отличались точностью и выразительностью, что сразу привлекло внимание преподавателей.

— Живопись у нас преподавал Феликс Эдмундович Доманский. Его уроки запомнились на всю жизнь. Он говорил: «Живопись — это просто: берете нужную краску и кладете в нужное место», — с улыбкой рассказывает Светлана.

Она полюбила пленэры, писала этюды быстро, уверенно, нередко используя мастихин. Получалось живо, без фальши — тон, цвет, все гармонично. Учителя прочили девочке большое будущее, говорили: «Света — светлая голова». После третьего курса учащихся РХУ повезли в Ленинград на две недели. Студенты жили в общежитии Академии художеств на Васильевском острове. Северная столица ошеломила Светлану своей фантастической архитектурой, богатством Эрмитажа и Русского музея. Она впитывала это культурное наследие с благодарностью, как человек, восприимчивый к подлинной красоте.

«Меценат»

С успехом окончив РХУ, Светлана по распределению пришла работать в детскую художественную школу города Азова, но проработала там всего один год. Вскоре ее перевели в выставочный зал искусств «Меценат», который готовился к своей первой выставке. Света активно участвовала в подготовке, изготавливала сувенирную продукцию — календарики, вымпелы, открытки. Директором «Мецената» был Олег Семенович Донцов. Шел 1990-й год, и тогда казалось, что искусство, освобожденное от госзаказов, будет востребовано. Светлану назначили руководителем художественного салона при выставочном зале — она принимала картины местных художников, предназначенные для продажи, вела простую бухгалтерию. Но вскоре выяснилось, что азовчане не торопятся украшать свои дома произведениями местных мастеров.

Помимо прямых обязанностей, было много других: участвовать в развеске новых выставок, начищать стеклянные витрины до хрустального блеска, а иногда и мыть полы в зале. В то время никто не протестовал против таких «нагрузок» — советское воспитание не позволяло.

Но в какой-то момент «Меценат» оказался на грани закрытия. Картины в салоне продавались редко, билеты на выставки стоили дешево, и собранные суммы не могли окупить содержание зала. В этот тяжелый момент реорганизации Светлану перевели на должность смотрителя в филиал музея «Пороховой погреб». Там она получала мизерную зарплату, но терять работу боялась.

— Часто приходилось убирать территорию музея, работать метлой, — говорит Светлана. — Я тогда шутила, что метла — это моя большая кисть.

Это был непростой период в ее жизни. После развода Светлана одна воспитывала дочь Машу. Было не до искусства, но новая работа выручила.

Не говори: «Не могу»

Подруга помогла Светлане найти работу в одной из ростовских дизайнерских фирм. Платили там хорошо по азовским меркам, но и работа была нелегкой. Зато творческой.

— Владельцы фирмы покупали старые квартиры, делали дизайнерский ремонт и продавали их. Там я многому научилась: настенным росписям, натяжным потолкам. Хозяйка часто бывала за границей, привозила интересные идеи, новые техники, материалы, и мы все это осваивали. Она говорила: «Забудьте слова «не могу»». Было трудно, но интересно. Жаль, что я работала там всего четыре года — владельцы по каким-то причинам приостановили деятельность. Но с напарницей мы еще брали заказы. Например, мы полностью расписали гостиницу «Извольте» на улице Чехова. Это был запоминающийся заказ, мы работали с удовольствием, — вспоминает Светлана.

Снова в Азовском музее

Быть фрилансером сложно, особенно женщине, воспитывающей ребенка в одиночку. Всегда хочется стабильности. Светлана вернулась в Азовский музей-заповедник, которому требовался художник в отдел археологии. Работа оказалась непростой: нужно было освоить компьютер и фотошоп, выполнять точные изображения археологических находок в разных проекциях — сбоку, сверху, снизу. Светлане приходилось многократно переделывать и уточнять рисунки. После нескольких месяцев она поняла, что технический рисунок — не для нее. Поработала немного в «камералке», разбирая «черепки», а затем ей предложили создавать сувенирную продукцию музея: рисунки для раскрасок, календари, открытки. Светлана с радостью согласилась. Это позволило ей проявить свои способности. Сначала она работала в музее, затем ей выделили помещение в родном «Меценате». Комнату, использовавшуюся как склад, Светлана привела в порядок и сделала своей мастерской.

Ничего не бойся

Вот уже пять лет Светлана Гупал работает художником Азовского музея-заповедника. Она — автор многих центральных афиш музея, соавтор музейных экспозиций. Оформление и логотип этнокультурного праздника «Загадки древнего Паниардиса» — ее работа. Она участвует в оформлении выставок «Мецената», в том числе в развеске картин.

— Я работаю под руководством старшего научного сотрудника музея Надежды Суворовой, которая тонко чувствует живопись и гармонию. Каждая новая выставка — это новая творческая задача. Нужно правильно организовать пространство, развесить картины так, чтобы они не мешали друг другу, чтобы зритель мог оценить каждую, — говорит Светлана.

Вернувшись в «Меценат», она оказалась в вдохновляющей творческой атмосфере. Начала экспериментировать, изучила технику темперной яичной живописи и итальянской фрески на курсах у таганрогской художницы Анастасии Воскобойниковой. Для музейной экспозиции создала портреты Суворова и Екатерины Великой в смешанной технике — роспись по текстурной штукатурке. Затем увлеклась созданием декоративных портретов из пуговиц. Портреты Петра I, Фриды Кало, «Джоконды» Леонардо да Винчи и «Девушки с жемчужной сережкой» Яна Вермеера стали украшением выставок в «Меценате».

Недавно, к выставке «Великая Победа, священная война», Светлана написала портрет земляка, героя СВО, старшего лейтенанта Игоря Гарая, награжденного орденом Мужества и медалью «За отвагу».

— Это муж моей подруги. Он был мобилизован на специальную военную операцию, воюет достойно, настоящий герой. Портрет я писала по фотографии. Очень старалась. Игорь приезжал в отпуск, видел свой портрет на выставке. Я сильно волновалась, но ему понравилось. Эта работа экспонировалась на многих выставках юга России, — рассказывает Светлана.

Работая в «Меценате», она стала членом творческой группы «Лунный кот» Творческого союза художников России под руководством Юрия Шевченко. Благодаря гранту от Натальи Егоровны Бреус, руководителя фонда «Будущее — детям», вместе с Юлией Маер Светлана открыла новый талант — работу с особенными детьми.

— Это было прекрасное время. Дети такие разные, открытые, талантливые. Я учила их смелости в творчестве, не бояться испортить картину, экспериментировать с красками и цветом. Мы выходили на пленэры. После была выпущена серия открыток, которую можно назвать «Азов — глазами детей», — делится Светлана.

Проект завершился, но на волонтерской основе она продолжает заниматься с талантливой девочкой Александрой Бакуменко каждую субботу в своей мастерской.

— Я счастлива, что моя жизнь связана с «Меценатом». Я пришла сюда юной, наивной девчонкой. И сейчас, как в юности, заряжаюсь здесь творческой энергией, новыми идеями. У нас замечательный коллектив. Люди интеллигентные, деликатные, с ними приятно общаться. Это счастье, когда работа приносит столько позитива, и я благодарна судьбе за это, — говорит Светлана Гупал.

Приазовье