Когда-то без поздравительных открыток нельзя было представить ни один праздник – будь то День рождения, 7 ноября или – Новый год. Открытки отправляли родственникам и друзьям, их коллекционировали, ими украшали девичьи дневники. А самими любимыми были открытки, созданные Владимиром Зарубиным.
Даже не зная имя художника, его работы узнавали безошибочно
Варвара ВЕДЕШИНА
Открытки Зарубина были очень популярны среди современников: их копировали для стенгазет, срисовывали для витрин, покупали не только для почтовой рассылки, но и в собственную коллекцию. Эти открытки продолжают коллекционировать и сейчас, а в 2007 году вышел целый каталог его почтовых миниатюр. Общий тираж работ Зарубина вместе с конвертами и телеграммами составил 1 588 270 000 экземпляров. Владимир Иванович Зарубин рисовал их до последнего дня своей жизни.
Самый добрый художник страны был, несомненно, очень добрым человеком. Когда у Владимира Ивановича спрашивали, что является главным в его творчестве, он неизменно отвечал: «Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть, это поможет людям стать чуть добрее…».
Художника не стало, а его работы продолжают жить в альбомах, в коробочках и в воспоминаниях. В них по-прежнему тепло и доброта, лукавый взгляд их создателя и добрая улыбка.
Родился Владимир Иванович Зарубин в 1925 году, в деревне Андрияновка Алексеевского сельского совета Покровского района Орловской области. В семье было трое сыновей, и каждый имел в жизни свою страсть. Старшего тянуло к технике, средний любил музыку и писал стихи, а младший – Володя обожал рисовать.
Отец Владимира Зарубина относился к так называемой рабочей интеллигенции – он всячески поощрял стремление своих детей к саморазвитию и, в том числе, тягу младшего к искусству. Первыми, кто оценил рисунки мальчика, были деревенские жители – им он продемонстрировал копию какой-то картины из книги.
Соседи были удивлены тем, что пятилетний ребенок так хорошо рисует, и в деревне стали говорить о Володе как о будущем художнике.
Незадолго до начала войны Зарубины переехали в украинский город Лисичанск, где активно строились химические предприятия. Жизнь здесь сулила большие перспективы братьям – каждый мог развивать свои таланты и выбирать место учебы.
Владимир с раннего детства имел отличную возможность приобщаться к лучшим образцам русской графики. В семье хранилась большая коллекция открыток и книг с репродукциями картин, которые стали отличными примерами для первых творческих работ мальчика.
Но война нарушила все планы – старшие братья пошли на фронт, а Владимир, которому едва исполнилось 16 лет, попал в оккупацию. Вскоре его вместе с другой молодежью угнали на работы в Германию, на завод, расположенный в городе Рур.
В трудовом рабстве у нацистов закончилось Володино детство.
Тяжелый труд, холод, недоедание, издевательства и постоянный страх смерти – все эти постоянные спутники остарбайтеров заставили Зарубина по-иному смотреть на окружающий мир. Именно поэтому, после освобождения американскими войсками, Владимир сразу же отправился служить в советскую армию. С 1945 по 1949 год Зарубин находился на военной службе – в качестве рядового стрелка охранял военную комендатуру.
Демобилизовавшись, Владимир обосновался в Москве, устроившись сначала художником в Министерстве угольной промышленности, а затем на завод.
«Союзмультфильм»
Работая, парень учился – в 1958 году он окончил вечернюю школу, и параллельно курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». После этого Владимир получил заочно высшее образование в Университете марксизма-ленинизма МГК КПСС.
С 1957 по 1982 год Зарубин работал художником-аниматором на студии «Союзмультфильм». За это время он принял участие в создании сотен замечательных мультфильмов, среди которых «Ну, погоди!», «Маугли», «По следам бременских музыкантов», «Тайна третьей планеты».
В конце 70-х годов Владимира Ивановича приняли в Союз кинематографистов СССР.
Открытки
Почтовой миниатюрой Владимир Зарубин занимался параллельно с мультипликацией. В 1962 вышла первая открытка художника с хорошо узнаваемым «фирменным» стилем, которому мастер никогда не изменял. Но даже анимацией и открытками не ограничивались интересы многогранного художника.
Зарубин активно создавал иллюстрации к книгам, которые и сейчас можно встретить на полках любителей литературы. Но, как известно, именно открытки принесли Владимиру Ивановичу всесоюзное признание и любовь.
В советские времена открытки пересылались сотнями тысяч – традиция отправлять поздравления, приглашения или просто короткие послания на красивой почтовой карточке была невероятно популярной на всей территории страны.
В СССР было немало прекрасных художников, рисующих открытки, но Владимир Зарубин считался лучшим.
Его открытки мигом разметались с прилавков почтовых отделений и газетных киосков, а иногда за ними даже выстраивались очереди.
Люди коллекционировали работы художника, с нетерпением ожидая появления новых образцов его творчества, а дети писали ему письма.
Удивительно, но всегда очень занятой Владимир Иванович лично отвечал на каждое письмо от поклонников. Он был очень добрым человеком, и искренне верил, что его открытки помогут людям тоже стать добрее.
Зарубина можно назвать мировым рекордсменом, ведь его открытки, вместе с конвертами и бланками телеграмм были выпущены в невероятном количестве — 1 588 270 000 экземпляров!
Казусы на худсоветах
Сам Зарубин считал, что занялся созданием открыток и конвертов сравнительно поздно: «Знаете, хотелось найти отдушину, ведь работа мультипликатора — изнурительная, нервная. Вот и попробовал силы сначала в «Крокодиле», «Малыше», «Изогизе». Первая почтовая открытка вышла под редакцией Юрия Ряховского. Он помог мне найти себя в почтовой графике. А уж зверушки — медвежата, зайцы, ёжики, а также гномы и другие герои — мои, только мои. Они, в самом деле, узнаваемы, имеют собственное неповторимое лицо. Как раз из-за этой их оригинальности у меня бывали сложности на худсоветах. Ну, это еще в «те» времена. Посмотрят, бывало, эскиз, и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: «А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», или: «Какой же медведь будет кричать в лесу «Ау!»?» Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит Ежихе леденцового петуха. Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку я переделал, но Ёжика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла…. В предыдущие годы немало моих открыток и конвертов, как говорится, распушили почем зря на худсовете».
И тут пришли 90-е…
Трагичными были последние годы известного художника. В начале 1990-х годов Владимир Зарубин начал постоянно работать с одним маленьким издательством. Со временем издательство выросло, преимущественно благодаря работам Зарубина. Но вскоре директор стал задерживать оплату, а затем вообще перестал платить, требуя новых открыток.
Это продолжалось более года. 21 июня 1996 года Владимиру Ивановичу сообщили по телефону, что «фирма разорилась». Через несколько часов художник умер от инфаркта, и сын, который был с ним рядом, ничем не смог помочь 70-летнему отцу…
Знаменитого художника не стало, но его открытки, хранящие тепло и доброту детской сказки, живут до сих пор…