Ремесла средневекового Азака

Ремесла средневекового Азака

Андрей Николаевич Масловский продолжает знакомить любителей истории родного края с профессиями, которые были в средневековом Азаке

Валентина СЕРАШ

Мастера, создававшие в средневековье баркасы

Последним среди ремесел, связанных с обработкой дерева в Азаке, упомянем судостроение. О существовании этой специальности нам известно благодаря итальянским документам, которые упоминают о строительстве в нашем городе баркасов. Эти суда не годились для плавания по Черному морю, зато подходили для плавания по мелководному Азовскому морю и реке Дон. К сожалению, никаких археологических свидетельств судостроения в Азаке нам неизвестно.

Следующей отраслью ремесла следует назвать обработку волокон, то, что сейчас составляет львиную долю лёгкой промышленности. Этим видам ремёсел Азака было нелегко. Со всех четырёх сторон света в город ввозили все виды тканей, известных в это время в Старом Свете, из шелка, шерсти, хлопка, льна. В ходе раскопок на территории Нижнего Подонья в погребениях кочевников неоднократно находили образцы китайских и персидских шёлковых тканей.

Ткацких дел мастера

В условиях, когда любой человек даже невысокого достатка мог пошить себе одежду из качественных импортных тканей, у местного ткачества было немного возможностей для развития. Это, однако, не значит, что волокнистые материалы в Азаке не обрабатывали. Ведь в Азаке не могло быть недостатка в шерсти и конопле.

Прежде всего, следует сказать о прядении. Вплоть до изобретения механических прялок в XVII веке, эта работа по трудоёмкости занимала второе место после полевых работ. Прядением занимались все без исключения женщины. Здесь не существовало разницы между беднейшими крестьянками и высокородными дамами, включая принцесс. В средние века для аристократок прядение было даже занятием благочестивым и богоугодным. Не зря прядение было вообще символом женской работы. Девизом народных восстаний этого времени была загадка «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был дворянином?».

По суммарной стоимости пряжа стояла на втором месте после продовольствия. Возможно, большая часть пряжи использовалась в дальнейшем в самих домохозяйствах, но часть её всё-таки поступала в продажу. Существовали купцы, которые скупали готовую пряжу и обеспечивали сырьём работниц. Прядение было самым доступным, иногда, возможно, единственным способом для одинокой женщины заработать на хлеб в городе. И прялка, и веретено изготавливались из дерева и, конечно, не сохраняются в земле,  не говоря уже о самой пряже.

Однако, существовала одна категория вещей, которая позволяет археологам прослеживать занятие прядением. Это напрясла или пряслица — утяжелители, надевавшиеся на веретёна для того, чтобы вращение было более равномерным и долгим. Их могли изготавливать из глины, камня, кости.

— Например, в Домонгольской Руси широко использовались пряслица из розового шифера (поделочного камня, добывавшегося в Овруче). Одно из таких овручских шиферных пряслиц встречено и при раскопках Азака. Несколько пряслиц сформовано из глины или выточено из камня, но чаще всего пряслица Азака изготавливали из стенок разбитых сосудов. Возможно, в качестве пряслиц также использовались так называемые свинцовые «грузики».

Учитывая общую численность населения в Азаке, ученые с уверенностью говорят, что прядением занимались многие тысячи горожанок разных сословий, и для части из них это было способом заработать на жизнь.

Изготовить пряжу было только первым этапом ремесла. Современному человеку сложно себе представить, насколько трудоёмким был процесс ткачества. Профессиональный ткач изготавливал за день порядка 1 квадратного метра ткани. Некоторые дорогостоящие ткани, как, например, тонкие сукна, шелка, с вытканным узором, требовали куда больших трудозатрат. Флорентийский мастер изготавливал за год только один рулон тонкого сукна. Поэтому, если покупка дорогой импортной ткани для парадного костюма была доступна для рядового горожанина, то использование ремесленной ткани для повседневной одежды для очень значительной части населения было невозможным.

— Поэтому, вплоть до XIX века, ткачество было распространено необычайно широко. Ткацкий станок имелся в очень многих семьях, которые довольствовались домоткаными тканями. Не зря русская пословица гласила «На ленивой пряхе — на самой нет рубахи».

…Одно из немногих упоминаний ремесленников Золотой Орды в итальянских документах относится именно к ткачам — изготовителям драпа. Конечно, за прошедшие столетия значение этого термина могло несколько измениться, но, вероятно, имелось в виду толстое грубое сукно, пригодное для изготовления тёплой одежды. Золотоордынские ткачи могли использовать и некоторые виды сырья, упоминаемого в письменных источниках, например квасцы, красители, хлопчатую и шелковую пряжу.

Благодаря находкам из северокавказских могильников, археологам известны особенности тканей, которые изготавливались в этом регионе в домонгольское время. При переселении в Азак новые его жители города приносили и свои трудовые навыки.

К сожалению, земля Азака не способствует сохранению тканей. В ходе раскопок очень редко встречаются крошечные обрывки простых тканей из шерсти или пеньки. Самой впечатляющей находкой стали мешки, в которых хранилась мука, найденные на раскопе по улице Московской, 4, в 2005 году.

— При всём их интересе они не позволяют изучить ткачество, поскольку от нитей сохранилась только форма, но не структура. Увы, археология не в состоянии проследить ткацкое ремесло на территории города.

Если в древности и в раннем средневековье применялся вертикальный ткацкий станок, в котором использовались подвесные грузики, которые сохраняются в земле, то к XIV веку распространяется горизонтальный ткацкий станок. Все его детали изготавливались из дерева. Он буквально создавался без единого гвоздя.

— Нам известно, как выглядели детали ткацких станков из Новгорода, но мы не узнаем, каковы были ткацкие станки Азака. Есть только одна загадочная латунная деталь, которая, предположительно, может быть связана с ткацким станком.

Изготовители полотенец, мешков, тюфяков…

Помимо ткачей, в городе присутствовали изготовители уже упоминавшихся мешков, полотенец, подушек, тюфяков. О двух последних видах изделий упоминает Ибн-Баттута, описывая встречу, которую ему устроили жители Азака. Изготовление готовой одежды и вышивание были одним из занятий, которым занимались все женщины. Вышивание не было зазорно даже для представительниц социальной элиты. Отчасти поэтому крой одежды не менялся столетиями и был достаточно прост. Но это не исключало существование в Азаке некоторого количества портных, белошвеек, вышивальщиц, которые обслуживали нужды социальной верхушки.

Об изготовлении одежды ученым рассказывают также находки железных игл, наперстков, игольников и ножниц разного размера. Железные иглы — редкая находка, поскольку они сильно ржавеют. В отличие от современных игл, их хранили внутри костяных трубочек – игольниц, подвешенных на нити, продетые сквозь отверстия в верхней части игольницы. Только в погребениях за пределами города внутри таких игольниц можно найти полностью коррозированные иглы. Именно в золотоордынский период впервые в Восточной Европе появляются наперстки. От современных они отличаются наличием крупного отверстия в донце и тем, что они изготавливались из медного листа. В Азаке найдены десятки наперстков.

— С обработкой волокон был связан ещё ряд специальностей. Так неожиданно при раскопках городов Золотой Орды встречены свидетельства существования плетения — это тонкие костяные спицы с одним затупленным концом. Второй конец оформлен одним или двумя кольцевыми желобками. Затупленный край носит следы сработанности. Эти изделия похожи, хотя и не 100%, на коклюшки, которые используют современные кружевницы.

Мастера по плетению веревок

Совершенно необходимой в любом хозяйстве вещью, начиная с каменного века, были веревки. Целый клубок обрывков веревки был найден археологами при исследовании сгоревшего жилища на участке по улице Энгельса, 17, в 1998 году. Сырья для плетения веревок из конопляного волокна в Азаке было предостаточно. Приспособления, необходимые для этого, были несложными и изготавливались целиком из дерева.

— И всё же, при раскопках изредка находят свидетельства плетения самых тонких веревок. Для этого использовались костяные юрки. Они представляли собой костяные трубки, на одной стороне которых в ряд было вырезано по три полукруглых отверстия.

Валяльщики войлока

Большое количество овечьей и верблюжьей шерсти использовалось при изготовлении войлока. Он был необходим для изготовления юрт. Об изготовлении войлока кочевниками Золотой Орды сохранились упоминания в письменных источниках. Этот процесс не требовал специального оборудования и также осуществлялся женщинами. Из войлока изготавливались и кошмы, которые заменяли кочевникам ковры.

Учитывая размеры Азака, которые позволяли любому промыслу достигнуть ремесленного уровня, можно не сомневаться, что среди его обитателей были специалисты по выделке войлока и войлочных кошм. Крошечные обрывки войлока изредка встречаются при раскопках


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому