Сожжение Тимуром Азака

Сожжение Тимуром Азака

Валентина СЕРАШ

Продолжение. Начало в № 38.

И все же, в Азак-Тану по-прежнему стремились заморские купцы. Несмотря на все смуты и войны, торговые пути продолжали действовать. Об этом сохранились упоминания в архивах Венеции. Например, Пьетро Сторнелло в 1391-1392 проехал из Таны в Хаджи-Тархан — город Золотой Орды, неподалеку от современной Астрахани (то следующий пункт при движении из Таны на восток по Великому Шелковому пути).

 Сохранились документы запутанного судебного дела, в котором говорится о товарах одного купца, оставленных в Тане для продажи и отправки в другие города — 1770 осетров, 24 карателлы меда, 12 тюков бумаги общей стоимостью в несколько сотен дукатов (золотая венецианская монета весом более 3 грамм, своеобразный доллар Европы того времени – ред.).

Даже в апреле 1394 года венецианский нобиль советует своему племяннику везти в Тану сукно, и говорит о торговле в Хорезме другого венецианского купца. И это всего за год до битвы Тимура с Тохтамышем. Помимо товаров из глубин Азии, в Тане можно было по-прежнему купить донскую рыбу, кожи, зерно, рабов, мед и воск.

Венеция, торговля в Тане и купеческие галеи

Чтобы лучше понять дальнейшее, нужно сказать, что Венеция не стала бы таким богатым городом, если бы ее торговцы, среди которых была масса аристократов, не были очень осторожными. Сама организация плаваний в Тану, которая в деталях обсуждалась в Венецианском Сенате, была призвана обеспечить безопасность торговли, насколько это было возможно в это время. Поэтому купеческие галеи, уязвимые для пиратов, сопровождались военным конвоем. Собирались все возможные новости о том, что происходит в местах, куда плыли корабли, и какова там торговая конъюнктура, и о том, не охвачен ли город войной или смутами. Если флот достигали слухи об опасности, то командующий кораблями не должен был продолжать плавание в Тану до проверки информации. Если она подтверждалась, то купцов с их товарами везли в другой порт. Например, в Каффу или Трапезунд.

В 1388 году флот прибыл в Тану только после того, как удалось установить, что слухи об опасностях оказались ложными. Так должно было случиться и в 1395 году. Судьба города не была предопределена. Как бы ни было жестоко средневековье, в нем все-таки действовали некоторые неписаные законы войны.

— В частности, если город изъявлял покорность завоевателю, то его щадили. Азак не имел ни малейших возможностей для сопротивления, да и желания тоже. У нас нет данных о том, что к началу осени Тимур разрушил хотя бы один золотоордынский город, — рассказывает главный археолог Азова Андрей Николаевич Масловский.

Западноевропейские купцы и вовсе не имели отношения к войне, а законы монгольской империи предусматривали неприкосновенность купцов. С другой стороны, Тимур уже заработал репутацию коварного и жестокого воителя. Поэтому горожане Азака (Таны) и пребывали в тревоге.

Сентябрьские дни 1395 года

О том, что произошло в эти сентябрьские дни, ученые знают из двух групп письменных источников, независимых друг от друга. Одна группа – это хвалебные хроники, составленные льстивыми придворными историками Тимура и его потомков. Наиболее ранее изложение событий в Азаке (Тане) сохранилось в «Зафар-наме» — Книга обед, написанной Низам ад-Дином Абд ал-Васи Шами лично по поручению Тимура еще при его жизни. Сам Шами не был участником похода, и составлял свой труд на основе разнообразных записей официальных секретарей и воспоминаний участников, включая самого Тимура.

Его труд необычен для восточных историков тем, что здесь нет обычных цветов красноречия. Автор добросовестно пытался свести воедино разнородные сведения.

— К сожалению, ему это удалось не вполне. Поход Тимура в Золотую Орду описан слишком кратко и сумбурно. У Шами не было перед глазами современной карты, и он слабо представлял себе эту страну. Вопросов к его описанию у историков очень много, — говорит Андрей Масловский.

Следующим историком, сочинение которого в настоящее время используется даже чаще, стал Шараф ад-дин Йазди, который также назвал свою книгу «Зафар-наме».Книга была написана спустя 20 лет после смерти Тимура по заказу его внука. Главным отличием книги стало неумеренное, даже по меркам восточного придворного, использование цветистых и бессмысленных эпитетов и безудержное восхваление Тимура. Яснее от этого рассказ не стал. Позднейшие историографы династии Тимуридов добавляли только домыслы и славословия.

Хроники и документы

Вторая группа известий содержится в хрониках и документах, составленных в Венецианской республике. «Хроника» Антонио Морозини сохранила для нас точную дату событий. Наиболее подробное описание сохранилось в «Хронике Тревизо», написанной канцлером Тревизо, одного из городов Венецианской республики Андреа ди Редузио ди Кверо. Краткие сообщения и домыслы о событиях в Тане сохранили и другие западноевропейские источники.

— Все они написаны с точки зрения западноевропейских купцов, вовсе не причастных к конфликту, и знающих о предшествующих событиях исключительно по слухам, то есть почти ничего. И писали они только о том, что случилось с ними лично. Полной картины событий они не дают, — подчеркивает А.Масловский.

Большинство исторических событий до возникновения книгопечатания известны ученым по таким обрывочным свидетельствам.

— Мы видим контуры большого события, но при попытке приблизиться к нему и прояснить детали, картина расплывается, — сокрушается исследователь Азака Масловский. — Так обстоит дело и с событиями сентября 1395 года в районе Азака. Письменные источники не просто не полны, они во многом противоречат друг другу и согласны только в одном – город был уничтожен. Увы, до нас не дошел ни один письменный источник, который бы рассказывал о событиях с точки зрения жителей Золотой Орды.

В распоряжении ученых есть данные археологических исследований. Иногда они очень яркие. К сожалению, они не позволяют заглянуть в головы участников событий и восстановить последовательность этих событий подобно современным новостным лентам из интернета. Они согласны с письменными источниками только в одном. Город Азак прекратил свое существование.

— Поэтому картина событий, которую могут нарисовать современные исследователи, прискорбно неполна. Многое можно только предполагать, привлекая данные о других событиях той эпохи, — подытоживает Андрей Николаевич.

Согласно хроникам Шами и Йазди

Итак, согласно хроникам Шами и Йазди, упомимающим о движении Тимура к городу Бальджиману, мы можем говорить, что его войска двигались с севера вдоль Дона повторяя все его повороты. Несмотря на все споры современных историков, в одном они согласны, город Бальджиман, Балчимкин, Бельджамен находился в районе максимального сближения Дона и Волги. Дальнейшая информация очень кратка.

Шами сообшает следующее: «Мирза Мираншах, сделав набег на врагов, вернулся со стороны Азака. Тимур, дойдя до крепости Азак, взял всю ту область, и сжег их дома. Выделив мусульман тех областей, он отпустил их, а неверных тех областей всех предал смерти». Рассказ Йезди повторяет своего предшественника почти дословно, за исключением пары нюансов.

Вопросов у ученых к этому короткому отрывку очень много. Для чего вообще упоминать присоединение войска мирзы Мираншаха (одного из сыновей Тимура) именно перед сообщением о сожжении Азака? Откуда собственно Мираншах пришел к отцу? Если он шел со стороны Азака, то почему он сам не сжег город? Или имеется в виду, что его отряд двигался с запада, но по правому берегу Дона?

Это загадочное упоминание породило не одну пространную статью с предположениями, вплоть до самых фантастичных, о таинственных и тщательно разработанных планах Тимура. Шами называет Азак крепостью, и это повторяют позднейшие историки. Ни один другой город Золотой Орды Шами так не обозначен.

— Но мы-то знаем, что город крепостью не был. Укрепления, которые горожане строили в период замятни, были заброшены, а может, и вовсе не были завершены. У замков венецианцев и генуэзцов какие то укрепления были, но они годились для защиты от банды всадников, ищущих легкую наживу, но не от серьезного войска. Забегая вперед, нужно сказать, что венецианцы через несколько лет строили каменный замок Таны с чистого листа. Придворные историографы не знали реальной картины событий или пытались ввести читателей в заблуждение? – Задается вопросом Андрей Масловский.

Говоря об Азаке, почему-то говорят о захвате какой-то области, а затем даже об областях во множественном числе…. Значит речь не только о городе, но и о его сельской округе? Возможно, вводит в заблуждение многозначность восточных слов. Во всяком случае, у Йезди говорится уже только о городе.

Только при описании уничтожения Азака Шами говорит о сортировке жителей по религиозному признаку и уничтожении только не мусульман. Остается много вопросов. Если резня прикрывалась лозунгами священной войны, то почему джихад был объявлен только жителям Азака? Разве в других городах Золотой Орды не было неверных? И если мусульман отпустили, то почему тогда Азак не восстановился после 1395 года? Или в городе и его округе, по преимуществу, и проживали неверные?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому