Русское Приазовье: Забытые страницы Петровской эпохи

Кандидат исторических наук Андрей Николаевич Масловский, опираясь на письменные источники, раскрывает, что происходило до и после Азовского осадного сидения казаков, какие загадочные и яркие драмы разыгрывались на нашей земле в Петровский период, какие силы столкнулись в этом историческом водовороте.

История

Русско-турецкая война 1735–1739 годов принесла России блестящую победу при Ставучанах и временное возвращение Азова с Приазовьем, но из-за предательства Австрии и страшных эпидемий все завоевания были потеряны по Белградскому миру. Несмотря на героические усилия по возрождению Азовской флотилии и восстановлению крепости, чума и дипломатический провал сделали это второе освоение Приазовья трагически недолговечным

Итог сражения при Ставучанах — отступление турецкой армии из своего лагеря, где был брошен обоз и вся артиллерия. Эта битва стала первым генеральным сражением русской и турецкой армий в этой войне, которое русская армия выиграла безоговорочно. В результате она овладела мощной крепостью Хотин, которую некогда годами осаждали поляки. Теперь же гарнизон бежал в Бендеры без всякого сопротивления. 28 августа русская армия подошла к Яссам. Молдавия во второй раз перешла в подданство России. Миних приостановил движение русской армии, хотя турки бежали за Дунай. Фельдмаршал предпочёл не искушать судьбу.

Казалось бы, Россия достигла очень многого. Выход к Чёрному морю, а заодно и к Дунаю был обеспечен. Неприятностью была только эпидемия, которая выкосила гарнизоны Очакова и Кинбурна. В сентябре 1739 года остатки войск были выведены на Украину. К сожалению, исход войны решила не битва при Ставучанах, а поражение австрийской армии 25 июля при Гроцке. Три дня спустя турки осадили Белград. Собственно, битва при Ставучанах произошла слишком поздно. К этому моменту Австрия уже вела сепаратные мирные переговоры с Турцией. В день, когда русская армия вошла в Яссы, был подписан сепаратный мирный договор Австрии с Турцией. Австрия уступила большие территории Османской империи. Это были самые крупные завоевания Османской Турции в XVIII веке.

Возрождение Азовской флотилии

Война 1735–1739 годов стала временем возрождения Азовской флотилии.  

До начала войны было построено несколько десятков судов разного класса. Часть из них была плоскодонной и не годилась для выхода в море. Поэтому уже после захвата русской армией Азова началось строительство новых кораблей. На этот раз не стали тратиться на постройку дорогостоящих больших судов. Было построено несколько сотен мелких лодок и ботов, вооружённых парой пушек. В 1737 г. флотилия под командованием контр-адмирала Бредаля поддерживала с моря поход армии Ласси.  

Помимо выполнения функции транспорта, флотилия противостояла турецкому флоту в Азовском море, который состоял из двух линейных кораблей, 13 галер и 47 полугалер. 29 июня и 29 июля лодочная флотилия дважды принимала бой. Бредаль применил своеобразную тактику: бросив якоря у берега и сняв с лодок пушки, он обстреливал турецкий флот с берега. Большого значения эти бои не имели. Их итогом стал удивительный факт — большой турецкий флот не сумел уничтожить русскую флотилию, которая понесла небольшие потери и ушла из Азовского моря, не добившись никакого результата.

Противостояние флотилии Бредаля и турецкого флота в 1738 году

В 1738 году противостояние флотилии Бредаля и турецкого флота продолжилось. 9–11 июня у Федотовской косы произошли столкновения 16 турецких галер с русской флотилией. И вновь столкновение имело незначительный результат. Несколько дней спустя турки снова блокировали русскую флотилию у Генической косы. Вновь русские применили тактику снятия пушек на берег и стрельбы по турецким кораблям оттуда. Они даже сумели нанести повреждения турецким галерам. Однако стало очевидно, что полноценно противостоять турецкому флоту такая флотилия не в состоянии. В результате пушки были сняты и отправлены в Азов по суше, якоря закопали, а лодки сожгли или порубили. На этом история второй Азовской флотилии окончилась.

Из истории первого Черноморского флота

Вторая Азовская флотилия, которая одновременно стала первым Черноморским флотом России, была построена зимой 1737 года на Брянской верфи. Всего было построено несколько сотен малых судов разного типа. Однако плавание их по рекам до устья Днепра привело в негодность большую их часть. До Очакова доплыло только 76 судов. 

— Однако, как уже отмечалось ранее, они внесли свой вклад в защиту крепости от турецкого флота, — отмечает Андрей Масловский. 

Зимние шторма 1737–1738 годов сделали то, что не удалось туркам — уничтожили почти всю эту флотилию. Взамен на Брянских верфях были построены корабли другого класса — бригантины, но и их довести до Очакова в исправном состоянии не удалось. Новая верфь была основана ниже днепровских порогов на острове Верхний Хортицкий. Здесь собирали суда по частям, изготовленным на Брянской верфи. К весне 1739 года было построено 311 судов разных классов, включая 3 галеры. В деле эти корабли испытаны не были. После заключения мира верфь была оставлена, корабли, пушки, боеприпасы брошены или затоплены.

Обустройство Азовской крепости

Пока русская армия ходила в походы в Крым и за Днепр, гарнизон с работными людьми обустраивал Азовскую крепость. Гарнизон крепости насчитывал более 3 тыс. человек. Командовали крепостью и оставленными здесь войсками сразу два человека — генерал фон Спарейтор и его помощник полковник Языков. Внутренние постройки крепости были полностью разрушены и, разумеется, их нужно было восстановить в кратчайшие сроки. А было их великое множество. 

— Глядя на сохранившиеся фрагменты крепости, трудно представить, сколько разнообразных укреплений — таких как палисады, брустверы, амбразуры, эскарпы, контрэскарпы, больверки, цейхгаузы, магазины и другие сооружения — требовалось возводить и постоянно ремонтировать на относительно небольшой территории, — рассказывает Андрей Масловский. — Кстати, в это время Алексеевских ворот, которые привычны всем азовчанам, ещё не существовало. Ворота с таким названием находились у реки.

Со строительством возникли сложности. Солдат, которым в скором времени предстояло отправиться в поход, изнурять строительством было нерационально. Был издан отдельный указ о запрете использовать солдат на ремонте крепостей. Нанять работных людей получалось не очень. В итоге вновь пошли в ход принудительные наборы мастеровых в разных губерниях, включая Среднее Поволжье. Основную рабочую силу при ремонте Азовской крепости составляли мужики из Воронежской губернии.

Вторая попытка строительства Адмиралтейства в низовьях Дона

В 1737 году была предпринята вторая попытка строительства в низовьях Дона Адмиралтейства для строительства кораблей с гаванью и магазинами (складами). Теперь для этого предполагалось использовать старую Петровскую крепость напротив Азова, где сейчас расположен хутор Задонье. Было начато строительство и восстановление старых крепостей на реках Кальмиус, Миус, Таганий Рог. Азов стал основной базой снабжения русских войск большого региона. Сюда свозили продовольствие, боеприпасы, строевой лес.

В 1738 году в крепости случился пожар, который повредил многие постройки и уничтожил значительную часть запасов. Их вновь спешно пришлось свозить в Азов. Но и здесь возникала проблема. Грузы просто не на чем было везти. Грузовых будар (больших лодок) в Воронеже было всего несколько штук, и купцы не торопились их продавать или сдавать в наём государству.

Главной опасностью всё же стали не пожар или нехватка работников, а эпидемии. Они опустошали не только ряды действующей армии и гарнизон Очакова, но и Азов. Первая вспышка произошла ещё в 1736 году. В 1738 году началась более опустошительная болезнь, которая с небольшими перерывами продолжилась и в следующие два года. Грузы приходилось сначала доставлять в Черкасск, «чистый» от болезни, и уже оттуда со всяческими санитарными предосторожностями доставлять в Азов после того, как вспышки болезни утихали.

В результате, если верить архивным документам, к моменту подписания мирного договора восстановление Азовской крепости было далеко от завершения. Поскольку война шла далеко от неё, это для военного ведомства было всё же не первоочередной задачей.

Братские могилы — немые свидетели эпохи

Археологические раскопки позволяют существенно дополнить картину, которую рисуют донесения генералов. Ни один отрезок периода русско-турецких войн не оставил столько следов в земле Азова, сколько пребывание русской армии 1736–1742 годах. Вплоть до улицы Осипенко на востоке и до переулка Тургенева на западе в ходе раскопок встречаются разнообразные комплексы и единичные находки этих лет.  

— Возможно, что мы не знаем самых удалённых объектов, — прокомментировал Андрей Масловский.  

Прежде всего это братские захоронения. Не все их можно точно датировать, но именно монетами 1736–1742 годов датируется самое большое их число. Они встречены на раскопах по улицам К. Либкнехта, 66, Чехова, 10 и пер. Тургенева, 16.

На раскопе по улице К. Либкнехта, 66, в небольшой квадратной яме было захоронено 16 тел. Они были уложены в пять ярусов. Об обстановке, в ходе которой совершалось погребение, говорят находки 131 серебряной копейки, спрятанных в одежде, и серебряного перстня-печатки.

— При исследованиях по переулку Тургенева, 16 для погребения была использована уже полузасыпанная осадная траншея. Было расчищено 16 скелетов, но траншея с захоронениями уходила за пределы раскопа в обе стороны, — сожалеет Андрей Масловский, — и кто знает, сколько ещё скелетов скрывает земля рядом с новым жилым домом по этому адресу.

Позы похороненных также говорят о спешке могильщиков. Один из умерших был священником. Об этом свидетельствует наперсный крест, найденный вместе с ним. Захоронение на раскопе по улице Чехова, 10 было повреждено. Тем не менее здесь археологами найден кошель с 7 медными пятаками, которые немало весили. Этим же временем датируется целая группа братских захоронений, обнаруженных в районе перекрёстка улиц Васильева и Куйбышева, а также в ряде других мест.

Продолжение следует…

Приазовье