Ремесла средневекового Азака

Ремесла средневекового Азака

Войлочных дел мастера, скорняки, стеклодувы, врачеватели

Валентина СЕРАШ

Чем больше мы узнаем о средневековом Азаке, тем больше открываются разные стороны его экономического развития. Говоря о ремеслах, главный археолог Азова Андрей Масловский находит давно забытые в современном мире профессии.

Войлочных дел мастера

Если существовало производство войлока, то не могло не возникнуть изготовление изделий из него. Конечно, кочевники столетиями сами изготавливали юрты, но само существование городов Золотой Орды во многом было связано с необходимостью удовлетворять запросы кочевников. О существовании среди городского населения изготовителей палаток известно для другого государства, созданного монгольскими завоевателями — державы Тимуридов. Также среди ремесленников Азака не могли не появиться изготовители кошм и других изделий из войлока. Ведь в городе были тысячи домов с постелями и стенами, которые нужно было чем-то застилать и завешивать.

Скорняки Азака

Отдельной, трудно уловимой специальностью, были скорняки. Письменные источники упоминают среди ремесленников Каффы скорняков, которые производили дополнительную обработку мехов, поступавших с Севера перед их дальнейшей перепродажей. Поскольку через Тану-Азак проходил не меньший объём мехов, можно не сомневаться, что в Азаке также существовали скорняки. Андрей Николаевич Масловский очень рад тому, что недавно удалось получить археологическое подтверждение этому:

— На раскопе по улице Ленинградской, 66, была найдена кость ноги волка или крупной собаки с нарезками, появившимися при снятии с животного шкуры. Работа скорняков Азака вряд ли ограничивалась просто дополнительной обработкой мехов, шедших через город транзитом. Ведь тысячи горожан нуждались в тёплой зимней одежде и шапках. Нужно было и удовлетворять спрос городской и степной элиты на изделия, украшенные мехом. Большинство горожан, вероятно, довольствовалось полушубками и шапками из овчины, собак, местных зайцев, лисиц, сурков, но, если у вас были деньги, вы могли заказать что-нибудь из дорого привозного меха.

Ремесла, о которых Андрей Николаевич рассказывал ранее, известны благодаря упоминаниям в письменных источниках или археологическим находкам в Азове. Они точно существовали в Азаке.

Стекловары и стеклодувы

— Вопрос о том, существовало ли здесь стеклоделие, до сих пор до конца не решен. Мы живём в век стекла, и нам сложно себе представить, что стекло может быть предметом роскоши, а украшения из него могут быть не простой бижутерией, стоящей копейки, а дорогим импортным товаром.

В эпоху средневековья дело обстояло именно так. Существовало небольшое число центров по производству стекла. Во всем мире археологами было исследовано не более десятка стеклоделательных мастерских. Может быть, главной проблемой в развитии стекольного ремесла, была редкость сырья. Чистый кварцевый песок встречается далеко не в каждом месте на Земле, но другие компоненты были куда более редкими. Например, для производства стекла могла потребоваться зола определенных растений, растущих в засушливом климате, или соль из озера, расположенного в пустыне. Современные химики легко обойдут подобное затруднение, подобрав замену, но в средние века нужно было либо везти сырьё за тридевять земель, либо покупать готовый товар. К тому же, ремесленники ревностно оберегали секреты своей профессии от посторонних.

Несмотря на кажущуюся простоту, технология варки стекла была занятием непростым. От неё оставалась масса отходов хальмозы – остатки вспененного стекла. Любой оставляемый человеком мусор расползается на большое расстояние, и даже если мы не находим ремесленную мастерскую, находки отходов позволяют выявить средневековое производство. До сих пор в Азаке ни разу не было сделано достоверных находок хальмозы. Только на раскопе по улице Крымской, 17, были найдены куски вспененного вещества. Возможно, дальнейшие анализы подтвердят, что перед нами следы стекольного производства. Из письменных источников известно, что в Каффе работали мастера стеклоделы, приехавшие из Италии.

Но если стекло варить умели не везде, то изготовить предметы из готового стекла было значительно проще. Такие мастерские могли возникнуть за тысячи километров от места производства самого стекла. И вот такие мастерские в Азаке точно существовали. Один стеклянный слиток был найден на улице Мира, 45, в кладе ювелира. Ещё три обнаружены в подвале большого купеческого дома в городском парке рядом с фонтаном. Все слитки имели бирюзовый или тёмно-зеленый цвет. Бирюзовый цвет был, возможно, самым любимым цветом золотоордынских горожан. Из него изготавливали мелкие бусы, перстни, вставки.

Указанием на производство стеклянных вещей из готовых слитков является находка фрагментов нескольких десятков стеклянных перстней черного цвета, найденных в 1990 году на улице Ленина, 46. Возможно, в будущем удастся установить, что в самом Азаке также выдували стаканы с тонкими, как яичная скорлупа, стенками, и маленькие графинчики, похожие на современные лабораторные колбы.

Алхимики и врачеватели

Также неясен вопрос о том, работали ли в золотоордынском Азаке алхимики. Средневековая алхимия — это просто химия с арабским артиклем ал-. При раскопках в городе найдено немало химической посуды. Среди них сфероконусы — сосуды для ртути и других ценных и летучих дорогостоящих препаратов. Найдено уже порядка двух десятков керамических шаров диаметром 9-16 см с толстыми стенками, в которых проделано несколько обычно 1-2 небольших отверстий. Больше всего их встречено на раскопе по улице Ленина, 46, но они были найдены и на улице Ленина, 75 Б, на улице Щорса, 1, и на Петровском бульваре, 5.

В целых шарах внутри находится небольшой глиняный шарик. Если обратиться к средневековым алхимическим трактатам, то узнаем, что такие шары использовались для проведения реакций, требующих длительного нагревания в закрытом объёме, а шарик был нужен для перемешивания жидкости.

— При раскопках Азака найдено несколько сосудов разного размера и очень специфических по форме, которые можно было использовать для нагревания вещества на водяной бане, — рассказывает Андрей Масловский. — На территории Волжской Булгарии известны даже находки настоящих аламбиков. Впрочем, в качестве аламбиков можно было использовать и сфероконусы. Кстати, об алхимических трактатах. Только в позднесредневековой Европе все оказались помешаны на получении золота из свинца и философском камне. Большинство средневековых алхимических трактатов, в том числе и на Востоке, описывали проведение самых обычных реакций, связанных с ремесленным производством.

Примером может служить один рецепт, в котором было описано получение вещества, называемого золотом. Автор понимал, что этот металл только внешне похож на золото, и никого не пытался обмануть. Перед нами рецепт получения латуни. Сложность была в том, что выплавлять чистый цинк средневековые металлурги не умели, и приходилось использовать для добавки в медь различные соединения цинка.

— Очень многие средневековые ремесленники в эпоху средневековья были немного алхимиками — ювелиры, красильщики тканей, фармацевты, кожевники, парфюмеры. Но были ли в Азаке люди, которые занимались химическим производством в чистом виде, например переработкой нефти или изготовители дёгтя? Пока ответа на этот вопрос у нас нет, — говорит археолог.

Врачебное же ремесло в средние века, хотя и преподавалось в высших школах, было мало похоже на современную науку. Знаете ли вы, что врачи делали лекарство горьким и неприятным на вкус, в том числе, и для того, чтобы этот вкус не понравился болезни, и она сбежала из тела пациента? Если сейчас существует непреодолимая стена между дипломированным врачом и «потомственной целительницей», то в средние века разница была не столь уж велика. А поскольку люди болели во все времена, то в городах неизбежно было поле для работы самых разных врачевателей.

Письменные источники называют даже единичные имена врачей. В венецианской Тане жили и работали врачи, окончившие западноевропейские университеты. А на Ближнем Востоке оставил свой след врач, уроженец золотоордынского Болгара. Его имя известно нам благодаря тому, что сохранился написанный им трактат, расписывающий удивительные качества очередного чудо-лекарства от всех болезней. Путешественник Ибн-Баттута упоминает даже больницу в золотоордынском Ургенче.

О врачевателях Азака свидетельствует большое число находок. Прежде всего – это аптечные сосуды — амфоры с широким низким горлышком и двумя ручками-петельками по бокам. Глазурь покрывала не только внешнюю, но и внутреннюю поверхность для лучшей сохранности содержимого. Сходные по форме изделия бытовали в разных регионах.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому