Секреты акварели

Татьяна СТАЦЕНКО

Очень давно хотела написать об азовской художнице Наталье Андрусенко, но сделать это оказалось непросто. Причина – не «звездная болезнь», как вы могли бы подумать, а как раз – невероятная скромность акварелистки. На интервью она согласилась с третьего раза и лишь тогда, когда я пообещала, что говорить будем не столько о персоне художницы, сколько о любимой ее акварели.

Но, все-таки несколько слов о Наталье я должна сказать. Она – азовчанка. После восьмого класса неожиданно для себя с первого раза поступила в Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. Училась в группе выдающегося донского графика Анатолия Федоровича Петухова. Диплом защитила с похвалой. Затем с красным дипломом окончила Кубанский государственный университет, где училась у лучшего на Юге России акварелиста Георгия Михайловича Кошельникова. Кроме того, по направлению Азовского музея-заповедника получила дополнительное образование в Москве, в мастерских Российской государственной библиотеки, обретя профессию художника-реставратора документов и произведений графики на бумажной основе.

В 2019 году Наталья Андрусенко была принята в творческий Союз художников России. Активно участвует в выставочной деятельности в составе группы художников «Лунный кот».

Берите акварель в соавторы…

— Наталья, когда я думаю об акварели, мне в первую очередь вспоминается Михаил Врубель и Максимилиан Волошин, чьи работы произвели на меня огромное впечатление, когда я увидела их «живьем» в Коктебеле. А для вас, кто из акварелистов послужил ориентиром, кто наиболее близок?

— Если говорить о Врубеле и Волошине – то это как два полюса. Волошин использовал минимальные средства, писал локальными пятнами, создавал четкие, простые, на первый взгляд, композиции. Врубель же был фантастически щедр, вкладывая в свои акварели весь арсенал изобразительных средств, которыми он владел в совершенстве. Мне же лично ближе Александр Бенуа с его многофигурными композициями, доброй улыбкой автора. Он повествовательный. Мне тоже нравится «рассказывать» истории о людях, добавлять немного иронии в свои композиции.

— В детстве первая краска, которой мы учимся пользоваться – это акварель. Понимание, насколько это сложный материал, приходит с возрастом. Для меня акварельная живопись – высший пилотаж. Особенно – многослойная академическая живопись. А в какой технике предпочитаете работать вы?

— Обычно я использую технику «А ля-прима» — то есть в один прием, без перекрытия. Предпочитаю писать по влажной бумаге. Работаю я в двух направлениях – создаю многофигурные, сюжетные композиции и много пишу с натуры.

На композиции уходит не так много времени – примерно три подхода, каждый — по часу. Конечно, необходима предварительная подготовка. Нужно продумать композицию, сюжет. Первые два подхода – пишешь на адреналине. Последний подход самый сложный. Здесь испортить лист очень легко. Чаще всего работы губятся этими «последними штрихами».

Зато писать с натуры – в независимости от результата – настоящее наслаждение. И это просто. Все перед глазами. Не нужно ничего придумывать.

— На фоне режима самоизоляции очень популярны всевозможные Интернет-трениниги, с помощью которых обещают научить всему на свете, и технике акварели в том числе. Как вы к этому относитесь?

— Скорее положительно. Сейчас модно заниматься самосовершенствованием и я не вижу в этом ничего плохого. А изучая акварель, люди приобщаются к высокому искусству или хотя бы просто получают удовольствие, что тоже неплохо.

— Поделитесь своими секретами с начинающими художниками?

— Технику акварели можно совершенствовать всю жизнь. Не так давно в Таганрогском музее изобразительных искусств я увидела старинные акварели. Они размером с открытку. Это прозрачная, многослойная живопись, с четким рисунком, преимущественно – портреты. К сожалению, имени автора я не запомнила. Оно не из известных. Скорее всего, это кто-то из «Передвижников». Так вот, я так и не поняла, как это было сделано…

Что же касается советов, то – прежде всего, скажу, — с акварелью нужно дружить и брать ее в соавторы. Акварель нельзя принудить. Если акварель у меня потекла, я стараюсь оставлять как есть. Лучше этот фрагмент как-то обыграть. Когда с акварелью начинаешь «воевать», работа моментально теряет лучшие качества: легкость, непредсказуемость, прозрачность.

Недавно открыла для себя, что большое значение имеет состояние атмосферы. В тот день я писала донские этюды прямо с борта лодки. Была очень большая влажность. Наша лодка – голубого цвета, но она казалось темно-синей, почти черной. Оказалось, что такое состояние атмосферы позволяет работать более спокойно. Вдумчиво двигать красочную массу. Я получила огромное удовольствие.

Поэтому, если большая влажность – работа пойдет по одному сценарию. Если сухо, жаркое солнце, то быстро теряет влажность бумага, и нужно призывать на помощь скорость реакции, предельную концентрацию внимания, чтобы держать в голове тысячу мелочей. Но, в тоже время нужно быть раскрепощенной. Противопоказано слишком серьезно относиться к творческому процессу. В нашей работе, как и у актеров, бывает «зажим», и когда ты внутренне зажат, к работе акварелью приступать бесполезно.

Очень важна быстрота. Пока бумага сырая, нужно сделать основную работу. И не ждать рождения шедевра. Обязательно разочаруешься в этом случае.

Кстати, обратила внимание, что знания художника-реставратора помогают мне в творчестве, и наоборот – акварельная живопись, работа с разными типами бумаги, позволяет углубленно изучать ее свойства и реакции.

То есть основная работа и увлечение дополняют друг друга. И мне это нравится.

— Что вы хотите рассказать миру своими работами. Какой основной посыл?

— Сложно сказать. Я достаточно просто отношусь к жизни. Думаю, что в ней не так много вещей, к которым нужно относиться чересчур серьезно. Мне нравится радоваться простым вещам. Забавным и добрым историям, которые с нами происходят. Вот примерно это я и пытаюсь передать.

— Когда ждать персональную выставку Натальи Андрусенко?

— Непростой вопрос. Сейчас у меня около пятнадцати больших творческих композиций и около двадцати пяти пейзажей, написанных с натуры. Надо еще потрудиться, чтобы заполнить своими работами такой зал, как «Меценат».

Кстати, то, что моя реставрационная мастерская находится в этом выставочном зале – тоже большая удача. Тут постоянно новые выставки, общение с коллегами, невольно обогащаешься новыми идеями, заражаешься вдохновением.

— Спасибо большое за интервью, Наталья. Очень познавательно и «заражает» желанием испытать себя в качестве акварелистки. С наступающим праздником Вас! С нетерпением ждем открытия вашей первой персональной выставки!

Приазовье