Племена срубной культуры в Приазовье

Племена срубной культуры в Приазовье

Автор: Валентина СЕРАШ


Мы продолжаем знакомство с историей степей Нижнего Подонья и Приазовья в эпоху энеолита-бронзы с ее населением, культурой и связями с другими регионами.
Пожалуй, в любом научно-популярном очерке можно прочитать о том, что земли Нижнего Подонья являются своеобразным коридором, по которому перемещались столетие за столетием различные племена, и вместе с ними происходили культурные, торговые контакты и не менее часто конфликты. Чаще всего в истории Приазовья новые этносы приходили с востока.
Почему древние племена постоянно перемещались? И почему все новые племена приходили с востока? Эта особенность находит своё объяснение в особенностях хозяйственного уклада племён, проживавших несколько тысячелетий в степях Европы.

Это особый мир
Степной евразийский пояс, протянувшийся от Дуная до Большого Хингана к востоку от Монголии, представлял собой особый мир. Здесь мало рек и лесов, жаркое сухое лето и холодные зимы. Жизнь людей в нём имела свои закономерности. Почти везде занятие земледелием для древнего и средневекового человека с их уровнем развития технологий было затруднено, а часто просто невозможно.
Зато здесь можно было разводить скот. Много скота. Степи Евразии необычайно продуктивны и способны поддерживать жизнь большого поголовья скота. Однако, как и дикие животные, домашние овцы, лошади, коровы должны всё время перемещаться в поисках лучших пастбищ и водопоев. Ведение оседлого скотоводства в больших объемах было невозможно. Степь породила кочевника, проходившего вслед за своими животными реже десятки, чаще сотни и тысячи километров. А это значит, что человек не мог обременять себя громоздким домашним скарбом и не был привязан к какому-то конкретному участку земли. В случае необходимости он без сожалений переселялся на новое место.

Кочевое скотоводство
Но кочевое скотоводство было уязвимо перед природными катаклизмами. Поскольку стадо всё время перемещается, невозможно запасать корма для зимовки. Во всяком случае, их нельзя запасти в большом объёме. Зимой скот добывает себе корм самостоятельно. Именно поэтому так важен для кочевника конь. Он способен к тебенёвке (самостоятельная добыча лошадью корма зимой) при толщине снега до 30-40 см.
При этом он поедает немногие растения. По его следам идут овцы и крупный рогатый скот, которые менее разборчивы в еде. Кочевник должен многое знать и учитывать. Зимние пастбища особо важны. На них не пасут скот летом. Они должны быть на открытых продуваемых ветром участках, где не накапливается снег и где осталось много сухой травы.
Благополучие кочевника, таким образом, во многом зависело от благосклонности погоды. Если зима будет многоснежной и морозной, если во время оттепелей будет образовываться наст, скот будет голодать и умирать. Этот голодный падёж скота зимой называется джут. Даже когда у кочевников всё нормально, джут происходит раз в 5-7 лет.
Бывает, особенно в восточных районах степей, что в морозную зиму снег вовсе не выпадает. И тогда скот гибнет от жажды. Происходит черный джут. За одну неудачную зимовку богатый кочевник, имевший тысячи голов скота, может превратиться в бедняка. И это происходит даже в нормальных условиях. Такой страшной была зима 1847 года, когда на Дону погибло до 90% всего скота. При всей неприхотливости кочевника, который, по словам средневековых путешественников, мог по месяцу почти ничего не есть, джут был серьёзным испытанием.
Но ещё хуже для степного скотоводства было то, что климат подвержен колебаниям, циклы которого растягивались на многие сотни лет. Климат то становится более влажным и прохладным, то более сухим. По меркам истории Земли эти колебания не столь уж велики. Вместо степей появлялись сухие степи. Вместо сухих степей возникали полупустыни. Но для кочевника эти изменения, причин которых он не понимал, оказывались более чем заметны.
Джуты становились всё более частыми, иногда повторяясь год за годом. Площадь богатых пастбищ сокращалась. Степь уже не могла прокормить такое количество стад и их пастухов. И если люди хотели остаться в живых нужно было что-то менять. Поскольку хозяйство в степи было изменить очень сложно, проще было перекочевать на новое место.

Причины миграций
Почему же миграции происходили преимущественно с востока на запад? Дело в том, что чем дальше на восток, тем более суровыми становятся природные условия, и тем более заметно на кочевниках сказываются изменения природных условий. Именно в Центральной Азии у кочевников, в первую очередь, возникала потребность миграций к новым пастбищам. Иногда переселения начинались потому, что, наоборот, всё было хорошо, население и, главное, численность стад росли и, опять-таки, нужны были новые пастбища.
Эти миграции шли в разных направлениях. При движении на юг, восток или север приходилось серьёзно менять хозяйство и образ жизни. Причём, на юге и востоке приходилось сталкиваться с мощным сопротивлением, которое организовывали государства оседлых земледельцев – Китай, Хорезм, Иран. Для борьбы с ними кочевникам приходилось организовывать свои собственные государственные образования. Для тех, кто предпочитал сохранить свой образ жизни, путь на запад был самым предпочтительным.
Сложно сказать, когда произошла первая значимая миграция с территории Нижнего Поволжья в наши Приазовские степи. Эпоха энеолита — бронзы в степях Европы (IV-II тыс. до н.э.) была временем существования пастушеского скотоводства. Население было ещё не столь подвижным. Миграции были не столь масштабными, растягивались на долгие столетия. Об их направлениях в науке ведутся длительные споры. Вероятно, они не были однонаправленными.

Срубная культура
Однако при всех разногласиях представляется несомненным, что одомашненная лошадь появилась в наших степях из Заволжья. И, наверное, она появилась здесь не сама по себе. Более определенно можно говорить об экспансии в Нижнее Подонье и Приазовье племён срубной культуры. Как они называли себя сами, науке неизвестно. От них не сохранилось письменных памятников. Исследователи спорят, говорили ли они на индоиранских или уже на обособленных иранских языках. Возникла эта культура на территории Нижнего Поволжья, и в XVII-XVI веках до нашей эры распространялась на запад.
Как и в более позднее время, расселение скотоводов не сопровождалось полным уничтожением местного населения. Завоевания вели небольшие военные отряды, которые подчиняли местное население, становясь его элитой. Хотя состав населения, возможно, менялся несильно, культура претерпевала существенные изменения, что и фиксируют археологи.
Распространились захоронения, в узких ямах которых человека укладывали в сильно скорченном положении на левый бок с руками, сложенными перед лицом. Погребённого, как правило, сопровождал только один керамический сосуд. Эти сосуды очень единообразны, и имеют несложную орнаментацию или вовсе её лишены. Предметы из металла, украшения и прочие предметы встречаются реже и преимущественно в богатых погребениях. Но погребений, уж очень выделяющихся своим богатством, не встречается. Впервые в степи распространяется столь стандартизированный погребальный обряд. Возможно, это связано с распространением унифицированных религиозных представлений.

Не спаслись от разгрома
Сложно сказать, что привело срубников к победам над их противниками – племенами бабинской культуры. Кажется, и у тех, и у других появляются боевые колесницы, мечи, бытуют возникшие ранее булавы, боевые топоры, копья, луки со стрелами, оснащенными кремневыми наконечниками. Но сам факт существования таких побед наглядно демонстрируют раскопки Ливенцовской крепости, располагавшейся на западной окраине Ростова-на-Дону.
Эта крепость существовала в XVII веке до нашей эры. Она имела площадь в несколько гектаров. Это, конечно, не был город, а скорее укреплённый загон для скота. Подобные загоны широко известны у многих пастушеских племён в разных частях Земли. Массивные каменные стены указывают на наличие у племён бабинской культуры развитой общественной структуры. Однако это не спасло их от разгрома. О том, кто захватил крепость, археологи узнали благодаря находкам сотен наконечников стрел специфической для срубников формы, которыми атакующие осыпали защитников, идя на штурм узкого прохода между стен.
Приазовье на несколько столетий стало местом проживания племён срубной культуры. Именно погребения этого периода являются самыми многочисленными среди подкурганных погребений на территории Азовского района. Заняв новые земли, срубные племена наряду с пастушеским скотоводством занимались и какими-то примитивными формами земледелия. Поэтому они оставили некоторое количество оседлых поселений. Мир срубной культуры просуществовал несколько столетий и сгинул в трагические времена Великой засухи, поразившей евразийские степи ближе к концу II тысячелетия до нашей эры. К концу этой засухи облик людей, населявших наши степи, сильно изменился.
Продолжение следует…


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому