Наши земляки — аланы

Наши земляки — аланы

Автор: Валентина СЕРАШ
Еще одним регионом, судьба которого много столетий была тесно связана с землёй Азова — Центральное Предкавказье, район, охватывающий земли в верховьях Кубани и Терека. Произошло это во многом благодаря этносу, чья история, несмотря на многочисленные упоминания письменных источников и данные археологии во многом остаётся загадочной. Это — аланы. Водоворот событий разбросал части этого народа по огромной территории, но здесь в Кисловодской котловине и на Зеленчуке находились земли дольше всего бывшие родиной аланов.
Само рождение этого этноса окутано туманом. Первые же упоминания, датируемые I в.н.э. говорят о них, как о народе воинов всадников, сталкивающихся с римлянами. Вероятно, первоначально аланы были только одним из сарматских ираноязычных племён, отличающихся воинственностью, которые благодаря преимуществу своей организации подчинили себя ряд других племён и создали вождество, простиравшееся от Дона до Кавказа. Позднеантичные письменные источники зафиксировали их название как аланы-танаиты. Они принесли с собой новый погребальный обряд. Умерших хоронили в катакомбах (подземных камерах, к которым вел входной колодец с горизонтальным лазом).
В погребениях по сравнению с предшествующим периодом сарматской культуры было меньше золота, но больше оружия. А ещё они распространили обычай искусственной деформации черепов. Младенцу накладывали давящую повязку, и череп удлинялся, оставаясь таким всю оставшуюся жизнь. Первоначально это было, видимо, признаком принадлежности к аристократии, но затем черепа стали деформировать у большого процента людей.
Вероятно, залогом аланских побед было появление тяжеловооруженной аристократической кавалерии с длинными копьями и мечами, составлявшей ударную силу войска. Немало таких воинских погребений аланов найдено в Низовьях Дона.
В Золотой кладовой Азовского музея-заповедника выставлены находки из тайника одного такого элитного погребения, исследованного на территории Азовского аэродрома. В состав тайника входит конская упряжь с золотыми деталями, украшенными крупными сердоликами и альмандинами. Но в состав аланского союза уже на раннем этапе его истории вошли оседлые племена Северного Кавказа, которые тоже стали называть аланами. Эти земледельцы и пастухи имели свои укреплённые поселения и ремесло. Одним из таких хорошо исследованных аланских городищ являются Зилги, находящееся неподалеку от современного города Беслан. Среди ремёсел было производство керамики, которое имело свои особенности.
В частности, именно аланские гончары первых веков нашей эры стали использовать гончарные клейма. Зная особенности этой керамики, Азовские археологи сумели установить, что поселения алан во II в. возникают рядом с меотскими городищами на территории города Азова — Крепостным и Подазовским. Их площадь даже превышает площадь самих городищ. Здесь на месте они наладили своё керамическое производство. Вероятно, в окрестностях Азова существовало ещё несколько аланских поселений. В отличие от меотов, аланы не покинули Приазовье в начале III века. О многих бурных событиях, связанных с аланским союзом племён, мы можем только догадываться.
Одним из них стала гибель Танаиса в середине III века нашей эры и участие в других драматических событиях кризиса античного мира, захватившего большую часть этого столетия. Аланы-танаиты были хозяевами наших Приазовских степей до 3 четверти IV в.н.э., когда сюда из глубин пришли новые кочевники — тюркоязычные гунны со своими военными изобретениями. Письменные источники особо упоминают разгром около 370 г. гуннами аланов-танаитов. Впервые аланский этнос разбивается на части, у каждой из которых была своя особая судьба. Некоторые группы аланов были унесены бурным Великим переселением народов на Запад вплоть до Франции, Испании и даже современного Туниса.
Древние историки упоминают участие наших земляков аланов в создании варварских королевств на этих землях, а современные археологи находят отдельные погребения с деформированными черепами или аланскими украшениями и зеркалами. Но далеко не все аланы покинули родную землю. Часть из них заняла подчинённое положение в составе гуннского племенного союза и за несколько столетий смешалась с завоевателями, забыла родной язык и стала основой многих тюркоязычных народов Восточной Европы. Но часть алан, живших ближе к горам Кавказа в местах, защищенных от внезапных набегов степняков, сохранила свою независимость и культуру. Они стали даже ещё более воинственными.
В Предкавказье в V-VIII вв. существовали сотни маленьких укреплённых городищ, расположенных на расстоянии всего нескольких километров друг от друга. Судя по размерам и числу жилищ внутри них, в каждой такой крепости проживало по нескольку семей. Эти общины воевали главным образом друг с другом. Только войны эти были большей частью драками из-за украденной коровы. Несмотря на такую разобщенность, письменные источники упоминают царей алан.
Вместо сооружения курганов аланы теперь копали катакомбы на склонах балок. Несмотря на свою раздробленность, они продолжили совершенствоваться в различных ремеслах. Вновь судьба аланов изменилась во второй трети VIII в., когда они были подчинены новым государственным объединением тюркоязычных кочевников — Хазарским каганатом. Им были нужны эти воины, ремесленники, земледельцы.
И вновь аланский этнос оказался разделен. Значительная часть жителей Кисловодской котловины была переселена хазарами на Средний Дон, Донец, Оскол и другие места. При этом люди эти не были бесправными рабами. Большая часть мужчин оставалась воинами. Именно аланы строили белокаменные крепости Подонья и обороняли их. Они составляли немалую часть войска Хазарского каганата. Аланы принимали самое деятельное участие в отражении арабской агрессии на Северный Кавказ в ходе арабо-хазарских войн.
Именно аланские металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары определили облик интернациональной салтово-маяцкой культуры. Немалая часть вещей из погребений в Приазовье была сделана в аланских мастерских. Секреты мастерства были переняты другими этническими группами. В частности, секреты гончарства аланы передали восточным славянам.
В аланских погребениях раннего средневековья огромное количество различных языческих амулетов. VIII-IX вв. — время расцвета языческой аланской религии, центральное место в которой занимало конное солнечное божество, имя которого для нас не сохранилось.
Ослабление Хазарского каганата позволило аланам обрести самостоятельность. В начале X в. аланы Северного Кавказа создают централизованное государство, цари и знать которого принимает христианство. Возникает Аланская митрополия. От этого времени сохранилось пять храмов. Тем не менее, часть алан сохранило языческие верования.
X — начало XIII вв. время расцвета Аланского царства. Оно занимает значительную часть предгорий Северного Кавказа. Здесь возникает несколько крупных городов. Письменные источники сохранили названия двух из них – Магас и Дедяков. Ещё больше городищ известно археологам, которые до сих пор спорят, какое из этих городищ являлось остатками аланской столицы — города Магаса. Цари Алании то воевали, то заключали браки с правителями Грузии. Внучка царя Алании – Мария Аланская — стала византийской императрицей, привившей в Константинополе моду на использование вилок. Аланские наёмники сражались в войнах Византии вплоть до Южной Италии.
Катастрофой для аланского этноса, куда более страшной, чем для многих других народов, стало вторжение монголов. Первые сражения произошли в 1222 г., когда аланы в союзе с половцами приняли бой с корпусом Субэдэя. После измены половцев они потерпели поражение, и это привело к упадку государства. Всего через несколько лет венгерский монах Юлиан отметил, что страна распалась на множество частей, и каждый выходит пахать землю, облачившись в кольчугу.
В 1239 году пала столица Магас. Тем не менее, отдельные группы алан продолжали сопротивление и позже.
Посланник французского короля Гийом Рубрук, проехавший через донские степи, в 1253 году говорит о том, что аланы продолжают вести партизанскую войну. Последний очаг сопротивления «славный ясский город Дедяков» был взят штурмом уже после распада империи Чингисхана в 1278 г. В его завоевании принимали участие русские князья, исполнявшие вассальную службу первому хану Улуса Джучи, основателю нашего Азова – Менгу Тимура. Они забрали из аланской церкви иконы, которые были отвезены в их родной Ростов. Более 50 лет аланы вели борьбу с монгольскими завоевателями. Ни один другой народ не сопротивлялся дольше. С включением аланов в состав Золотой Орды начался последний этап истории их этноса.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому