Маргаритовской школе — 135 лет!

Недавно в результате длительных историко-архивных поисков
удалось обнаружить основные сведения о первой
сельской школе и установить точную дату её открытия
Дмитрий ЗЕНЮК
Средняя школа села Маргаритово является образовательным и научно-исследовательским центром Маргаритовского сельского поселения. На протяжении многих лет директором, идейным вдохновителем и двигателем школьной жизни являлась Валентина Михайловна Красникова. При ней в 2010 году в школе открылся историко-краеведческий музей, за 10 лет ставший лучшим школьным музеем Ростовской области.
С этого времени активизируется и научно-исследовательская деятельность преподавателей и учеников школы, проявившаяся участием в многочисленных конкурсах и конференциях. Некоторые из написанных работ заняли призовые места не только на региональном уровне, но и на федеральном (в т.ч. I место в конкурсе «Отечество»).
Одной из тем исследования стала история маргаритовской школы. Однако дореволюционный период её истории оставался неизученным. И вот недавно, в результате длительных историко-архивных поисков, удалось обнаружить основные сведения о первой сельской школе и установить точную дату её открытия.

Церковно-приходская
Приведём цитату из газеты «Екатеринославские епархиальные ведомости» (15 января 1885 г., стр. 32): «Екатеринославский Епархиальный Училищный Совет, журналом от 17 декабря 1884 года за №6, утверждённым Его Преосвященством 24 декабря, постановил: 1) Открыть церковно-приходские школы в сёлах: Архангельском, Маргаритовке, Александровке <…>».
Первая маргаритовская школа в силу своей религиозной специфики серьёзно отличалась от современной светской школы, но несмотря на это, 17 (29) декабря 1884 года является датой начала народного образования в селе Маргаритово.
По свидетельству священника Благовещенской церкви Диомира Шамраева изначально школа размещалась в церковной сторожке, «а с 1889 года в отдельном удобном здании, выстроенном частным лицом, мещанином Тарасовым» [ГАРО, д. 697, оп. 2, д. 77, л. 185 об].
Местные жители до сих пор помнят этот благородный поступок «мещанина Тарасова» и называют его имя: Никифор Иванович. По словам Ю.А. Пирогова, Никифор Иванович имел в селе кирпичный завод и кузницу, за что в народе был прозван «дедом Ковалём». На фото, хранящимся в школьном музее, он изображён с внучкой Ириной.
Постройка здания для церковно-приходской школы отмечается и в периодической печати. Если в ноябре 1888 г. секретарь Епархиального училищного совета Яков Павловский писал, что в Ростовском уезде из 28 школ «имеют неудобные помещения только две: Маргаритовская и Ново-Батайская», то в декабре 1890 г. он пишет, что выстроенное на средства благотворителей здание маргаритовской школы входит в число «очень ценных и вполне удобных» школ Ростовского уезда.
Любопытно отметить, что в 1896 г. чертежи этой школы (план и фасад), а также образцы письменных работ её учеников были отправлены на XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде [Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный: 1888, №21, с. 616; 1890, №23, с. 615; 1896, №9, с. 227-229].

Что учили и кто учил?
Учебная программа церковно-приходских школ включала следующие предметы: 1) Закон Божий (катехизис и священная история); 2) чтение по книгам гражданской и церковной печати; 3) письмо; 4) первые четыре действия арифметики; 5) церковное пение [ПСЗ, 1867, № 41068].
Количество учеников маргаритовской школы за первые 10 лет её существования неизвестно. С 1894 г. по 1906 г. их число составляло от 48 до 60 человек [сведения предоставлены А. Мирошниченко].
Приведём имена первых учителей маргаритовской школы: священник Благовещенской церкви Михаил Немчинов преподавал Закон Божий (с 1884 г. по 1901 г.); выпускница Епархиального женского училища Мария Немчинова преподавала грамоту (с 1884 г. по 1887 г.); крестьянин Харлампий Морозов преподавал пение (с 1884 г. по 1885 г.).
Посетивший в 1886 г. Маргаритовскую школу Епископ Екатеринославский и Таганрогский Серапион отметил, что учебное дело здесь «поставлено правильно» и посоветовал местному священнику и учительнице «обратить особенное внимание на усовершенствование в обучении церковному пению». Очевидно, наказ епископа был исполнен, поскольку 1 января 1887 г. епархиальное начальство выразило признательность Михаилу Немчинову и Марии Немчиновой «за их старательное и добросовестное исполнение своих обязанностей по церковно-приходской школе в селе Маргаритовке».
В декабре 1887 г. учительницей грамоты становится дочь маргаритовского священника Елена Немчинова, а с 15 января 1892 г. по 17 сентября 1895 г. на этой должности значится диакон Благовещенской церкви Филипп Повалиев. Несмотря на «хорошую подготовку к учительству» диакон не смог дать ученикам достойных знаний и по итогам 1893/94 учебного года маргаритовские школьники показали «посредственные, и даже слабые успехи». По мнению делопроизводителя Епархиального училищного совета Якова Павловского, главной причиной плохой организации учебного процесса была «небрежность учителей». Однако пение в то время «преподавалось с успехом» и ученики входили в состав церковного хора.
К 1901 г. учительский состав стал следующим: законоучитель и заведующий школой – священник Благовещенской церкви Диомир Шамраев (вероятно, в школе он работал вплоть до революции 1917 года); учитель – Димитрий Крылов (получал жалование 350 руб. в год, работал в школе до 30 июня 1903 г.).
В отчётах «о состоянии церковных школ Екатеринославской епархии…» за 1909/10, 1910/11, 1913/14 учебные годы епархиальный наблюдатель А. Сосновский упоминает законоучителя Диомира Шамраева среди преподавателей, исполнявших свой долг с «заботливостью, трудолюбием и успехом». При этом сама школа в учебно-воспитательном отношении включена им в список «сравнительно лучших».

Пособия и пожертвования
Материальное обеспечение школы осуществлялось за счёт небольших епархиальных пособий и солидных пожертвований от частных лиц. Известно, что в 1911 г. материальную помощь оказывали инженер путей сообщения Михаил Николаевич Сарандинаки; дворянин Юрий Георгиевич Сарандинаки; инженер-технолог Юрий Михайлович Лебедев, а также «совладельцы имения г.г. Сарандинаки».
В 1915 году Екатеринославским епархиальным училищным советом была выражена благодарность попечительнице маргаритовской школы Зинаиде Григорьевне Лебедевой за пожертвование 320 руб. В «Отчёте…» за 1914/15 учебный год А. Сосновский упоминает, что в Маргаритовке имеется хорошая школьная библиотека, поддерживаемая «за счёт попечительницы Лебедевой». В этом же отчёте подчёркивается важность оказания такой материальной помощи, так как «на книги школьных библиотек существует большой спрос даже со стороны взрослого населения». Любопытно отметить, что за несколько лет до обнаружения документальной информации о Юрии Михайловиче и Зинаиде Григорьевне Лебедевых, автор данной статьи слышал упоминание их фамилии в интервью с маргаритовским старожилом Суховой Нонной Павловной (1924-2017): «Тут ещё были помещики, Лебедевы <…>. Говорили всё «Лебедиха»».

После 1917-го…
История маргаритовской церковно-приходской школы завершается постановлением Совета народных комиссаров от 11 декабря 1917 г.: «передать из духовного ведомства дела воспитания и образования ведению Комиссариата народного просвещения <…>. Вопрос о церквах при этих учреждениях будет разрешен в связи с декретом об отделении церкви от государства» [РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4952]. За полгода до этого, 6 июня 1917 г., Государственным комитетом по народному образованию были выпущены Руководящие положения при разработке вопросов о реформе народного образования. В пункте 12 этого документа говорилось: «Устанавливается право родителей не обучать своих детей закону божию в школе, а после определенного законом возраста право отказываться от изучения этого предмета предоставляется самим учащимся».
Эти и другие Постановления и Положения подготовили почву для последующих антицерковных реформ, в связи с чем по всей стране прокатилась волна протеста православного населения, в том числе и в Маргаритовке. 2 августа 1917 г. собрание жителей села в количестве 82 человек постановило: «Находя, что вмешательство в дела веры, откуда бы оно ни исходило, есть стеснение свободы и посягательство на религию, желая при этом, чтобы дети наши не были лишены возможности учиться нравственности и вообще слову Божию, в настоящем своём собрании против постановления комитета выражаем свой религиозный протест» [информация предоставлена С.П. Синельниковым].
Таким образом, спустя 33 года после начала церковно-приходского образования в истории маргаритовской школы начался новый этап – светский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content