Купцы заморские и торговля в Азаке

Купцы заморские и торговля в Азаке

Главный археолог Азова Андрей Николаевич Масловский знакомит наших читателей с особенностями международной торговли в средние века и рассказывает, что должны были знать купцы, когда прибывали в наш город

Валентина СЕРАШ

Прибывая в Азак, торговые люди должны были знать, где и что можно выгодно купить или продать, помнить все тонкости качества десятков видов тканей, производившихся в различных регионах, знать особенности местного законодательства, помнить, чем отличаются меры веса, объёма в разных странах, разбираться в тонкостях монетного обращения в том или ином городе. Ну, а также, уметь торговаться, знать, как обмануть недалекого покупателя или коллегу и не дать им обхитрить себя, как можно попытаться нарушить закон и как подмазать коррумпированного чиновника, чтобы не заплатить положенные по закону выплаты и, наоборот, избежать лишних и незаконных поборов. Нельзя было забывать и о житейских мелочах типа того, что взять с собой в дорогу.

Купцы, занимавшиеся международной торговлей, были лучшими знатоками политической обстановки, географии, климата и народных обычаев сопредельных стран. Именно они, как правило, были основными информаторами, сообщавшими ученым летописцам и географам, сидевших по монастырям или при дворах правителей, о том, что происходит в мире. Нередко они привирали. Именно с их слов появлялись на страницах ученых книг люди с песьими головами и птицы, способные поднять слона. Часто подобные специалисты высокого класса образовывали привилегированные корпорации. Зачастую такие корпорации специализировались по отдельным направлениям или видам товаров.

Например, на Руси купцы, ездившие в Крым, назывались гостями сурожанами. Они могли иметь общие церкви и святых покровителей. В чужой стране часто они старались держаться рядом. Во всем мире появились сходные по назначению большие общественные здания — караван сараи, фондако, ханы. На Руси их называли подворья. Например, в Новгороде существовали Немецкое и Готское подворья, это были одновременно склады товаров, постоялые дворы, небольшие крепости, а заодно здесь можно было и торговать. Как правило, спальных принадлежностей здесь не было. Если фондако находились не в крупных городах, то и приготовить еду было проблемой купцов.

— Увы, где располагались караван-сараи в Азаке нам неизвестно. Письменные источники только указывают на строительство венецианского фондако на территории самой колонии. Но существовали и другие караван-сараи для других этнических групп купцов. Зато до нас дошли торговые практики, самая известная из которых была написана флорентинцем Франческо Бальдуччи Пеголотти около 1335 года. В ней даны весьма подробные советы купцу, собравшемуся поехать в Китай через Тану.

Грабеж купцов: «береговое» и «мостовое» право

Торговое путешествие из Таны в Китай и обратно, с учетом времени на торговлю в каждом из промежуточных и конечном пункте, было делом очень долгим и, в лучшем случае, занимало около двух лет. А еще оно было трудным, опасным, а также затратным. Далеко не всем удавалось вернуться, и могилы купцов были раскиданы по всей Евразии. Существовал целый ряд считавшихся часто вполне законными способов ограбить купца. Например, «береговое право» — это когда местные жители расхищали товары разбившихся кораблей, «мостовое право», когда местные жители похищали вещи, упавшие на мост, или когда местный правитель присваивал себе имущество умершего купца, ведь у того не могло быть в этой стране родственников.

А еще были просто разбойники, болезни и море накладных расходов. Так что для того, чтобы решиться на подобную торговую поездку, нужно было быть смелым, а также рассчитывать на большой куш.

Одной удачной поездки могло хватить, чтобы сделать человека богатым. Конечно, именно такие поездки запоминались. Поэтому все импортные товары стоили очень дорого. Ведь стоимость товара повышалась многократно.

Товары «легкие» и «тяжелые»

На очень большие расстояния перевозились только самые легкие и дорогие товары: ткани, меха, пряности, благовония, драгоценные металлы и камни, дорогое оружие, изысканные изделия из керамики или стекла, экзотических животных и птиц, некоторые виды дорогого сырья (такие, как слоновый бивень и моржовый клык), некоторые красители и, иногда, редкие ремесленные изделия типа мыла. Они выступали в качестве предметов роскоши, а также зримым воплощением социального статуса человека.

Наряду с этим и другая сфера международной торговли. У итальянцев даже появилось деление товаров на легкие и тяжелые. Торговля тяжелыми товарами не приносила 100% прибыли, зато торговля ими была более безопасной и надежной. Для этой торговли уже использовался другой класс кораблей с водоизмещением в сотни тонн. И поездки длились не годы, а месяцы.

К тяжелым товарам относились: соль, вино, различное зерно, рыба, фрукты, орехи, кожи, воск, лес, пенька, металлы, квасцы, средние по стоимости ремесленные изделия типа ножей, полушубков или столовых поливных чаш. В число подобных «товаров» попадали и рабы.

Торговля в Азаке

Торговля многими видами таких товаров становились отдельной купеческой профессией. Повадки работорговца, не называя его специальности, описывает проживший в Азаке 16 лет венецианец Иосафат Барбаро, профессией которого была торговля рыбой. Он, впрочем, не отказывался от операций, скажем, с драгоценными камнями.

Эти две сферы торговли существовали во многом независимо друг от друга. И занятые в них люди тоже были разными. Торговля тяжелыми товарами в Азаке кипела весь период его существования, а вот торговли легкими товарами расцвела всего на несколько десятилетий и большую часть времени имела скромные масштабы.

— При раскопках Азака найдено уже несколько десятков домов, принадлежавших крупным купцам. Определить их принадлежность оказалось возможным благодаря особенности конструкции домов всех крупных средневековых торговцев. Независимо от того, насколько крепок был правопорядок в государстве, надежнее было хранить товары в своем доме. Поэтому если дом был двухэтажным, то товары хранились на первом этаже, а купец с семьей жил на втором. А если дом был одноэтажным, то товары хранились в подвалах.

По ряду причин, купцы Азака предпочли в качестве складов именно подвалы. Мы уже рассказывали об их конструкции. Размеры подвалов колебались от 50-60 до 500 кв. метров. Возможно, были и еще более крупные подвалы. Большинство складов, вероятно, имели площадь от 100 до 250 метров. Этой площади вполне достаточно для того, чтобы торговать тяжелыми товарами.

В большинстве случаев у археологов нет возможности узнать, чем конкретно занимался тот или иной торговец. Редким исключением является подвал, исследованный ими на территории Азовских электросетей — это участок по улице Мира, 35А. Здесь археологами было обнаружено несколько сотен амфор местного производства. Наиболее вероятным товаром, который расфасовывался в них, была рыбная икра. На складе, исследованном по улице Ленина, 68, вероятно, хранили что-то особо тяжелое, поскольку только здесь вход в подвал вел по пандусу с мощной каменной вымосткой.

На улице Московской, 4, судя по археологическим находкам зерна, мешков муки и хлебопекарному тандыру, жил зерноторговец, не сторонившийся торговли в розницу печеным хлебом. На улице Ленинградской, 11, вероятно, жил виноторговец, судя по огромному числу фрагментов винных амфор.

Международная торговля обеспечивала работой население Азака

Для торговой поездки в другую страну нужен был капитал. Далеко не у всех желающих рискнуть и обогатиться он был. Поэтому часто купцы образовывали компании. В такие компании могли войти и посторонние люди, скажем, священники, чиновники и простые ремесленники. Можно было взять деньги или товары в кредит.

Вообще, именно крупная международная торговля давала работу большому количеству людей помимо купцов. Прежде всего, это люди, обеспечивавшие транспортировку товаров. К их числу относятся матросы, капитаны и владельцы кораблей, называемые в итальянских источниках патронами и лоцманами. Эти профессии могли осваивать и уроженцы Азака, в особенности последнюю.

Большегрузные корабли — навы или кокки, вообще, оставались на рейде в море, и товары доставлялись к ним и от них на баркасах. Матросы на баркасах в большинстве своем были именно местными жителями. С другой стороны, в город прибывали караваны, которые тоже нуждались в работниках: конюхах, погонщиках верблюдов, возчиках, караванщиках. И сухопутные, и морские караваны нуждались в охранниках, по-итальянски социях или стипендиариях. В охранниках нуждались и фондако, и рынки, и дома крупных купцов. Возможно, именно таким охранникам, по сути, профессиональным воинам, принадлежали предметы вооружения, находимые археологами в различных частях города. Торговля, в особенности, тяжелыми товарами не обходилась без грузчиков и возчиков.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому