Корабль с нашим славным именем «Азов»

Корабль с нашим славным именем «Азов»

Имя Азов связано с историей военно-морского флота России. Именно для штурма Азовской крепости был построен первый российский флот. И взятие ее русскими войсками во время второго похода показало необходимость создания регулярного военного флота в России

Варвара ВЕДЕШИНА

БДК «Азов»

Экипаж большого десантного корабля «Азов», которым командует капитан 2 ранга Сергей Луценко, сегодня на боевом посту. Легендарное имя этого славного корабля впервые прогремело на весь мир после Наваринского сражения 1827 года. Экипаж БДК «Азов» свято чтит традиции, заложенные русскими моряками 196 лет назад.

74-пушечный парусный линейный корабль, флагман русского флота, герой Наваринского сражения, первый  отечественный корабль, удостоенный кормового Георгиевского флота.  «Азов» относился к типу «Иезекииль» — последней крупной серии русских парусных кораблей, относившихся к линейным кораблям 2-го ранга. Эти корабли обладали прочным корпусом, хорошей мореходностью, удобным расположением орудий и рациональной внутренней планировкой. Всего было построено 25 кораблей этого типа. «Азов», получивший свое имя в честь победы Петра Первого, за пять лет своего существования стал одним из самых прославленных кораблей Русского флота. Славу и Георгиевский флаг ему и его экипажу принесло участие в Наваринском сражении, где  «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Лазарева (впоследствии командующего Черноморского Флота, адмирала) одержал победу в бою с пятью турецкими кораблями, в том числе с 80-пушечным флагманом «Мухарем-бей».

Броненосный крейсер «Память Азова»

Следующим известным кораблем русского флота стал броненосный крейсер «Память Азова», который был построен в 1886-1888 гг. на Балтийском заводе Санкт-Петербурга. В 1891 году под командованием капитана I ранга Н.Н. Ломена он совершил переход во Владивосток через Средиземное море, Суэцкий канал, с заходом в Грецию, Египет, Индию, Китай и Японию. В плавании участвовали будущий российский император Николай II и цесаревич Георгий. В честь этого плавания фирма Фаберже по заказу Александра III изготовила два разных пасхальных яйца с миниатюрными моделями крейсера внутри.

В июле 1906 года, во время учений, в порту Ревеля (Таллин) на крейсере произошло восстание подстрекаемых большевиками матросов. После этого корабль было решено переименовать. С 1909 года «Память Азова» стал называться «Двина». До 1915 года крейсер был учебным кораблем Балтийского флота.

После Февральской революции 1917 года крейсеру вернули отобранное за «революционные выступления» в 1906 году имя «Память Азова».

В ночь на 18 августа 1919 года английские торпедные катера провели атаку на советский флот в гавани Кронштадта. Единственным кораблем, ставшим ее жертвой, оказался «Память Азова», стоявший ближе всех ко входу в бухту. В 1925 году он был поднят и сдан на слом.

Транспортный корабль «Азов»

Кроме военно-морских кораблей, имя «Азов» носили и гражданские, транспортные суда. Во время Великой Отечественной войны многие гражданские транспортные суда вошли в состав Военно-морского флота СССР. Среди этих судов был пароход «Азов», который с 10 июля 1941 года стал военным транспортом Черноморского флота. Он принимал участие в эвакуации советских войск из Крыма в конце октября — начале ноября 1941 года. В декабре 1941 года принимал участие в высадке войск 44-й армии Закавказского фронта в Феодосию и перевозке военных грузов. Военный транспорт «Азов» использовался командованием для транспортировки тяжеловесных танков KB, в марте — апреле 1942 года по заданию Крымского фронта в каждом рейсе экипаж судна вместо предусмотренных трех 50-тонных танков перевозил четыре.

В мае 1942 года «Азов» участвовал в эвакуации советских войск из Крыма. Из Новороссийска в Поти и Батуми вывозил промышленное оборудование, продовольствие и военные грузы. Только в августе — сентябре 1942 года военный пароход совершил 12 рейсов между портами Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Поти, Батуми, и почти в каждом из них судно атаковала фашистская авиация. 20 сентября пароход «Азов» доставил в Геленджик 2500 бойцов и командиров, на обратном пути в Туапсе на него напала группа фашистских самолетов. Судно получило до 800 осколочных пробоин, был тяжело ранен капитан, но «Азов» дошел до порта своего назначения.

В ходе Туапсинской оборонительной операции с 25 сентября по 20 декабря 1942 года для усиления Черноморской группы войск из Поти и Сухуми в Туапсе были перевезены три стрелковые бригады, кавалерийская и горнострелковая дивизии, отдельные воинские части — всего 52844 человека и 57796 тонн груза (эти перевозки помогли отразить наступление противника). В доставке советских войск участвовал и военный транспорт «Азов».

В ходе битвы за Кавказ 22 октября 1942 года у поселка Вишневка Краснодарского края судно подверглось атаке восьми фашистских бомбардировщиков, сбросивших на него 32 бомбы, и было затоплено. Так, при выполнении воинского долга, военный транспорт-пароход «Азов» героически погиб, приближая светлый день победы.

Прошло 70 лет, 23 октября 2012 года на въезде в Вишневку установлен памятник скромному и славному морскому транспорту – тезке древнего донского города Азов.

Большой противолодочный корабль «Азов»

В 80-х годах XX в составе Краснознаменного Черноморского флота, продолжая славную традицию русского флота, нес службу большой противолодочный корабль «Азов», над которым много лет шефствовал наш город.

Главным конструктором корабля был В. Ф. Аникеев. Проект корабля был разработан Северным ПКБ г. Ленинграда в 1964 году. Корабль был построен в г. Николаеве на заводе имени 61 коммунара, вступил в строй, и включен в состав Краснознаменного Черноморского флота 19 февраля 1976 года.

На корабле в качестве главной силовой была применена газотурбинная установка мощностью 92000 лошадиные силы, работающая на два гребных винта. Экипаж корабля был 380 человек, в том числе 47 офицеров. Корабль имел мощное артиллерийское и ракетное вооружение и был единственным в мире кораблем, на котором одновременно было установлено три современнейших зенитно-ракетных комплекса. Также на корабле был установлен вертолет.

«Азов» был флагманом Черноморского флота, и бывшие «Азовцы» с гордостью называют свой корабль лучшим кораблем всех времен и народов.

БПК «Азов» представлял нашу страну, наш флот и наш город во многих странах. В январе 1990 года нанес визит в порт Пирей (Греция), в июне-июле 1990 года был с визитом в Гаване (Куба), в июне 1991 года побывал в Констанце (Румыния). Во всех походах на морях и океанах вместе с гордым флагом советского Военно-Морского флота он нес название нашего исторического города Азова.

Корабль мог еще долго служить Родине, но наступили перестроечные времена, и в 2000 году он был выведен из состава флота и впоследствии был разделан на металл, передав свое название, по традиции, большому десантному кораблю Черноморского флота.

Большой десантный корабль «Азов»

Большой десантный корабль (БДК-54) проекта 775М был построен в Гданьске (Польша). Вступил в строй Черноморского флота в 1990 году. В 2000 году был переименован в «Азов», получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля Черноморского флота.

Водоизмещение корабля — 4080 тонн, длина -112, 5 м, ширина – 15 м, осадка-3,7 м, скорость максимального хода-18 узлов, дальность плавания при скорости 12 узлов-6000 морских миль. Силовая установка – два дизеля суммарной мощностью 19200 лошадиных сил. Вместимость — до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников, танковый трюм длиной 95 м.

На корабле установлено вооружение: 176-мм артустановка, 2х6 30-мм артустановка, система залповой стрельбы «Град», 4х8 ПУ ПЗРК. Экипаж — 87 человек.

Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет соединять несколько таких кораблей для создания своеобразного «моста.  

— В 2001 году корабль выполнил задачу по вывозу военной техники из Грузии, — рассказывает капитан 2 ранга, командир экипажа БДК «Азов» Сергей Луценко, — не единожды  с деловым визитом посещал  порты Греции, в том числе Пилос, в октябре 2006 года участвовал в съемках фильма о строительстве Новороссийской военно-морской базы, в 2008, 2009 годах принимал участие в международных учениях «Блэксифор» в Черном море. В 2009 году участвовал в оперативно-стратегических учениях «Запад-2009». Многократно в разные годы  выполнял задачи походов в Средиземное море. В сентябре 2011 года проследовал в российский порт Азов для участия в праздновании дня города через мелководный залив. В сентябре 2013 года участвовал в совместном стратегическом учении России и Белоруссии «Запад-2013». Многократно принимал участие в военно-морском параде и военно-спортивном празднике на День ВМФ, высаживая морской десант. 6 сентября 2017 года корабль впервые прошел под аркой Керченского моста, направляясь в Азов на празднование 950-летия города…

За 33 года школу «Азова» прошли тысячи моряков, сотни офицеров добрым словом вспоминают службу на этом славном корабле, который всегда был в лидерах в бригаде десантников.

— Добрые традиции, заложенные первым экипажем, живут на корабле и теперь, — говорит заместитель комбрига по ВПР капитан 1 ранга Сергей Дворников, — по итогам 2020 года «Азов» признан лучшим кораблем Крымской ВМБ по радиоэлектронной борьбе, лидирующее положение он занимает по нескольким видам боевой подготовки и в бригаде. Следует отметить его успешное участие в подготовке и проведении командно-штабной тренировки «Решительность-2020»,  СКШУ «Кавказ-2020».

Корабль не нов, но по прежнему боеготов благодаря высокой выучке экипажа, настоящей любви моряков к своему кораблю.

  В наши дни БДК «Азов» выполняет сложные и ответственные задачи в ходе проведения специальной военной операции.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому