Из-за ситуации с коронавирусом мы по-другому стали смотреть на жизнь. В том числе поняли, насколько, казалось, непопулярные в последнее время профессии на самом деле важны. Сейчас ясно видно, люди каких специальностей наиболее востребованы и без кого нам не обойтись. Наряду с врачами, медсестрами, социальными работниками на первый план вышли учителя и воспитатели. Сегодня люди именно этих профессий стали героями, о них больше всего говорят.
Несмотря на то, что школы и детские сады закрыты, педагоги и воспитатели продолжают работать. Они занимаются с детьми дистанционно, проходят курсы повышения квалификации в режиме онлайн, готовят новые уроки и задания для ребят. Как ни странно, во время вынужденных каникул нагрузка на них увеличилась многократно. Ведь привычную работу пришлось кардинально изменить и работать совершенно по-другому.
И эти герои живут рядом с нами. Знакомьтесь — Марина Александровна Корниенко — воспитатель со стажем. 36 лет в детском саду! Чем не герой?! Чем не повод встретиться и задать вопросы?
Марина Александровна сначала хотела пойти на учителя младших классов, но немного не добрала баллов для поступления, и так как очень любила детей, решила выбрать другую профессию, связанную с детьми. Она стала няней, три месяца проработала в детском саду. Потом пошла на курсы воспитателей. После года обучения устроилась воспитателем в детсад «Казачок», в котором работает до сих пор.
Марина Александровна помнит день, когда она впервые пришла в детсад. Это произошло 24 января 1984 года. Ей доверили целую детсадовскую группу! Сразу столько малышей — шумящих, бегающих, плачущих, смеющихся, спрашивающих. И за всеми нужно уследить, и всем что-то нужно сказать! Как все успеть?!
Сегодня Марина Корниенко говорит, что не представляет себя вне этой профессии. По выслуге лет уже можно отдыхать на пенсии, но как расстаться с малышами?
-Почему Вам так нравится эта работа?
-Очень люблю работать с детьми, нравится их непосредственность, открытость, то, что они всегда могут тебя удивить, насмешить, сделать свои интересные, ни на что не похожие выводы.
Никогда не подсчитывала, сколько у меня было выпусков, но пока шла в редакцию на интервью все-таки занялась этим — этот выпуск будет юбилейным, десятым! И если каждая группа состояла примерно из 20 детей, то всего моими воспитанниками стали около 200 ребят.
Я часто встречаю бывших выпускников в городе. Бегут на встречу, обнимают. Есть школьники, а есть уже совсем взрослые люди. Мне, конечно, очень приятно. И всегда интересно посмотреть, каким стал мой малыш. Некоторые бывшие подопечные, уже взрослые люди, и сейчас заглядывают в садик, сидим, общаемся, пьем чай. Кто-то приводит своих деток, просят, чтобы я взяла их к себе в группу. Одна моя бывшая воспитанница привела уже своего третьего ребенка.
Узнают меня и родители моих ребят. Бывает, зайду в какую-нибудь организацию, а там или мой бывший детсадовец, или кто-то из родителей. И мне всегда помогут. В общем, пользуюсь положением (смеется).
-Есть ли среди детей любимчики?
-За все время работы любимчиков не было. Воспитатель должен любить всех, даже хулиганов. А вот кого лучше запомнила — так это, конечно, самых балованных. Ведь на них ушло больше всего сил.
-Помогают ли воспитателям родители?
Родители бывают разные. Есть группы, когда взрослые становятся одной командой, стараются совместно все сделать для малышей. Если родители заодно с воспитателями, это очень помогает. Другие же мамы и папы вообще не участвуют в жизни детского садика.
Есть родители, которые внимательно прислушиваются к педагогам. И есть те, которые «всё знают сами». Некоторые взрослые приходят в детский сад и смотрят, как воспитатели общаются, как играют с детьми, и учатся. Другим же невозможно дать совет, очень сложно убедить что-либо сделать. Когда только начинала работать, и была молодой 18-летней девчонкой, все, что говорила родителям, те — будучи старше меня — внимательно выслушивали, и старались всё сделать. Сейчас родители иные. Они лучше знают, как воспитывать ребенка. И чем моложе родители, тем лучше знают…
-Какие они, малыши?
-Очень восприимчивые. Дети все очень близко принимают к сердцу, и они обязательно должны поделиться своими переживаниями, для них тяжело носить все внутри. Очень расстраиваются, когда папа и мама ругаются. Приходит ребенок в детсад после такой ссоры, и по нему все видно. Они ведь все замечают, и очень хорошо разбираются в людях. Скорее всего, в людях они разбираются лучше нас, взрослых.
Или вот приходит малыш, и произносит какие-то нехорошие слова. Ты чего такие слова говоришь? Ты знаешь, что их говорить нельзя, — спрашиваю. — Знаю, — говорит, — но вчера у папы музыка такая играла в машине, и я запомнил. — Дети все впитывают, как губка. Приходится разговаривать с папой, просить изменить репертуар.
-Можно ли перевоспитать детей?
-Почти любого ребенка можно перевоспитать, даже очень балованного. Для этого нужно его чем-то заинтересовать, посмотреть, что нравится ребенку, и развивать к этому интерес. Но лучше правильно воспитывать ребенка сразу. После трех лет это уже сложновато сделать.
-Всегда ли детский сад необходим для детей? А если у ребенка мама все время дома, может, ей самой стоит воспитывать малыша?
-Нет, все-таки ребенку нужен коллектив. Здесь главное — даже не воспитатель. Дело в том, что в коллективе малыш социализируется, учится взаимодействовать со сверстниками. Хорошо, если в семье много детей, тогда ребенку проще получить навыки общения. А если братьев и сестер нет, или всего один братик или сестричка?
Что касается детей из не очень благополучных семей, то для них детский сад просто необходим. Некоторые из них дома не видят ни любви, ни ласки. В компании детишек они могут проявлять агрессию. Воспитатели эту агрессию своим грамотным подходом снимают. «Посмотри — говорим малышу — поделишься игрушкой, и к тебе станут по-другому относиться». И так потихоньку дети меняются.
Кроме того, далеко не каждый родитель сможет правильно подготовить ребенка к школе, заниматься с ним соответственно его возрасту.
В детском саду у детей разрабатывается мелкая моторика, идет физическое и музыкальное развитие. Мы читаем детям книжки, что не всегда успевают сделать родители. Здесь есть логопеды. В последнее время у многих детей отмечаются проблемы с развитием речи. Родители все меньше общаются с детьми, дают им в руки планшет, и говорят «иди гуляй».
Мелкая моторика – это всё! От мелкой моторики зависит речь, письмо, то, как работает голова. Мы собираем с детьми мозаику, пазлы, если нет пазлов — режем какую-нибудь картинку и тоже собираем. Коллекционируем разноцветные пластмассовые пробки и придумываем с ними игры.
-Какие люди работают воспитателями?
-У нас больше сотрудников, которые в детском саду работают давно, у них есть стаж и категория. Потому что у молодых воспитателей зарплата 8 200 рублей. Но в любом случае, здесь сможет работать только тот, кто любит детей. Даже если бы у нас были большие зарплаты, человек, который не любит эту профессию, не любит детей, здесь надолго не задержится.
—Что хотелось бы пожелать родителям?
-Во-первых, не забывайте, что воспитатели — ваши помощники. Если мы даем какие-то советы, то делаем это не просто так. Мы хотим, чтобы дети чему-то научились, чтобы они пошли в школу подготовленными. Помогайте нам, не отталкивайте! Хотелось бы, чтобы молодые родители почаще прислушивались к нашим советам. А некоторые должны помнить, что это мы — их помощники, а не они — наши.
Старайтесь всегда обращать внимание на детей. Не нужно говорить им: вот тебе телефон, сядь и играй. Нужно обязательно выслушать ребенка, после этого можно решить любые проблемы. Если идете домой с малышом, не надо просто тянуть его за руку. Разговаривайте с ним! Идете по улице, а сами говорите — вот смотри какой дом, смотри какая крыша, смотри какое дерево, и т.д.
Помните, что малышам интересны любые, даже небольшие игры и занимательные занятия. Например, просто смешайте фасоль и горох, и попросите, чтобы ребенок их перебрал. Он будет увлечен, а у вас появится время. Мы с моим двухлетним внуком Димкой, например, вместе варим суп, он морковку кидает и картошку. Очень любит это занятие. Только я на кухню, он кричит: «Бабуля, я буду тебе помогать!».
-Чем занимаетесь на вынужденных каникулах?
-С детьми всегда на связи. Вот недавно проводили «Радужную неделю». Каждый день посвящался одному из семи цветов радуги. И каждый день дети присылали отчет. Если день красный, они рисуют что-нибудь красное, одеваются в красное, делают фото с помидором и т.д. Потом сделала на этой основе фильм, разослала. У всех было столько радости! Многие родители говорят: «У нас теперь радужная неделя каждый день».
Потом была неделя детской книги. Дети с родителями читали, разукрашивали, рассматривали книжки. Опять же сделали фильм. Потом День Победы, Международный День семьи и т.д.
Кроме того, сейчас обучаемся в онлайн-режиме. Прошла вебинар «Педагоги России». Вчера был марафон «Игра на улице». Был марафон «Воспитатели России». Получила удостоверение.
А вообще – я уже очень скучаю по детишкам, и с нетерпением жду, когда откроется детский сад!