Киево-Печерская лавра: атака на святыню

Киево-Печерская лавра: атака на святыню

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра – древнейший монастырь Святой Руси, колыбель общежительного монашества на русской земле, третий удел Богородицы во вселенной. Святыня, которую решили отнять у верующих

Татьяна СТАЦЕНКО

Лавра пережила множество набегов, разграблений, поруганий, каждый раз отстраивалась, обновляла сияние золота своих куполов, поднимала кресты православные к чистому и светлому небу, возвещала всеми миру – Русь и вера ее православная живы и хранимы. В Лавре покоятся множество мощей русских святых, людей, имена которых отождествляются с историей и величием нашей Земли. Нестор Летописец и Илья Муромец — незыблемые святыни жития и великого подвига во имя православия и Руси.

Почти тысячу лет Лавра была обителью монахов-подвижников. Со всех концов Российской империи поклониться святыне совершали паломничество православные верующие. В годы советской власти монастырь был закрыт, и в нем организовали музей. И вот – история повторяется…. Монахов вновь пытаются изгнать из обители, только потому, что они не хотят примкнуть к раскольничьей Православной церкви Украины (ПЦУ) и изменить своей вере…

История Киево-Печерской лавры

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра — один из старейших православных монастырей Древней Руси. Расположена в центре Киева.

Свидетельство об основании Киево-Печерского монастыря приводится в одном из древнерусских памятников — летописи «Повесть временных лет». Обитель была создана в 1051-1052 годах афонским монахом святым Антонием Печерским в пещерах («печерах», отсюда название) Берестовского холма на правом берегу Днепра. 

Идея основания обители была положена во втором уделе Богородицы на Святой горе Афон, в одном из монастырей которой подвизался уроженец Черниговской земли инок Антоний. Настоятелю сего монастыря явилась Сама Пречистая Дева и повелела поручить иноку Антонию отправиться обратно на русскую землю, в место, которое Она Сама укажет. Когда отправившийся в это путешествие прп. Антоний проходил вблизи гор Киевских, по преданию благословленных св. апостолом Андреем Первозванным, ему явилась Пресвятая Богородица, и указала, что вот — то самое место, где надлежит ему спасаться, и где возникнет славная обитель — третий удел Пресвятой Богородицы во вселенной.

Уже в 1062 году киевский князь Изяслав Ярославич передал монастырю землю над пещерами, где был сооружен так называемый Верхний монастырь. В период игуменства святого Феодосия Печерского в 1073-1078 годах был построен Успенский собор, число насельников достигло 100 человек. С XI века монастырь стал крупным церковным и культурным центром Древнерусского государства, в нем велось летописание, сформировалась собственная иконописная школа. С XII века настоятели обители стали получать сан архимандрита, тогда же монастырь стал именоваться лаврой (особый тип организации монашеской жизни, средний между общежительным и отшельническим; позднее лаврами стали называть монастыри, имеющие особое историческое и духовное значение).

В 1240 году лавра была разграблена во время нападения монголо-татар на Киев, однако монастырская жизнь в ней вскоре была восстановлена. В XIII-XVI веках земли, где располагался монастырь, находились под контролем Великого княжества Литовского, в XVI-XVII веках — Речи Посполитой.

В 1590-х годах сторонники подчинения православной церкви Папе Римскому (униаты) дважды пытались захватить обитель. Однако братия оказала униатам вооруженное сопротивление и отстояла монастырь. В 1592 году Константинопольский патриарх Иеремия даровал Киево-Печерской лавре статус ставропигии (т.е. монастыря, подчиненного непосредственно патриарху).

В конце XVI — первой половине XVII веков в условиях экспансии униатства лавра сыграла решающую роль в сохранении православия в Юго-Западной Руси. В 1627-1647 годах при наместнике митрополите Петре (Могиле) монастырская типография стала одним из ведущих центров православного книгоиздания в Восточной Европе. В 1631 году в обители было организовано высшее духовное учебное заведение — Киево-Могилянская коллегия (позднее — академия), которая действовала до 1817 года. Среди ее преподавателей и выпускников были ведущие российские просветители Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, архиепископ Димитрий Ростовский, государственный деятель Александр Безбородко, композиторы Дмитрий Бортнянский и Артемий Ведель и др.

В 1654 году Киев возвратился в состав Русского государства (окончательно закреплен за Россией в 1686 году). С 1688 года Киево-Печерский монастырь являлся ставропигией Патриарха Московского и всея Руси. В 1786 году лавра была подчинена Киевскому митрополиту. Вплоть до 1917 года монастырь продолжал оставаться одним из основных духовных и культурных центров православной церкви, в нем действовали крупная библиотека, приходское училище, издательство, выпускавшее ежегодно до 100 тыс. экземпляров книг и 130 тыс. листовок и брошюр, и др.

В январе 1918 года лавра была разграблена красногвардейскими отрядами, ее наместник митрополит Владимир (Богоявленский) был ими убит. После окончательного утверждения советской власти в Киеве в 1920 году на территории лавры было создано несколько учреждений, в частности, инвалидный городок, Музей культов и быта (1922) и др. Однако до 1930 года в части лаврских помещений продолжал действовать монастырь, в некоторых храмах продолжались богослужения. В 1926 году территория лавры была объявлена историко-культурным государственным заповедником с преобразованием ее во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек и архивов.

3 ноября 1941 года, вскоре после оккупации Киева немецкими войсками, был взорван центральный храм лавры — Успенский собор (восстановлен в 2000 году).

В конце 1941 года по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) в части лавры — Ближних пещерах — был возрожден монастырь, который продолжал действовать до 1961 года.

В 1961-1988 годах монастырь был закрыт, на территории лавры функционировал Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник.

В июне 1988 года, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси, Киево-Печерская лавра возобновила свою деятельность как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года — Ближние.

В 1990 году ансамбль построек Киево-Печерской лавры был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Указом президента Украины от 13 марта 1996 года Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику был присвоен статус национального.

В 2013 году распоряжением кабинета министров Украины 75 объектов Нижней лавры были переданы в бесплатное пользование монастырю. При этом они остаются в государственной собственности, как и весь комплекс построек Верхней лавры.

Попытки захвата

С начала 1990-х украинские националисты, а также руководство раскольнической «Киевской патриархии» неоднократно заявляли свои претензии на владение Киево-Печерской лаврой.

Первая попытка захвата монастыря произошла в ночь с 18 на 19 июня 1992 года. По инициативе т. н. Киевского патриарха Филарета Денисенко (бывшего митрополита Киевского, отлученного от православной церкви) около 100 членов организации украинских националистов УНА-УНСО (запрещена в РФ) во главе с Дмитрием Корчинским и Сергеем Гринчуком захватили Киево-Печерскую лавру. Однако затем они были вытеснены из монастыря подразделениями украинской милиции.

Всего же с 1997 по 2022 год было совершено 14 попыток захвата лавры самыми разными способами – манифестациями у стен лавры с требованием передать ее Киевскому патриархату, срывами крестных ходов националистами, судебными тяжбами. В марте 2017 года около 200 украинских националистов, участников боевых действий в Донбассе, провели свою акцию в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Формально явившись в монастырь на экскурсию, они привели с собой представителей самопровозглашенного «Киевского патриархата», которые стали «служить молебен» в храме.

В 2023 году министром культуры Украины монахам и служителям Киево-Печерской лавры было предписано покинуть монастырь до 29 марта…. Попытки священников лавры опротестовать решения пока ни к чему не привели. 20 марта Священный синод УПЦ, в котором большинство пожилых архиереев, в том числе, 85-летний митрополит Одесский и ИзмаильскийАгафангел пришли к офису Зеленского с нижайшей челобитной о том, чтобы власть не отбирала лавру и прекратила гонения на церковь. Но их не пустили даже в вестибюль. Три часа Зеленский продержал высшее духовенство на улице. И – так и не принял.

29 марта — в день, назначенный киевскими властями для выселения монахов, в Киево-Печерской лавре собрались тысячи верующих. Возможно, поэтому силовых попыток захвата лавры предпринято не было.

Монахи уже заявили, что не намерены выселяться. Митрополит Павел, настоятель Лавры, заявил, что так называемое «расторжение договора аренды», которым козыряют на Банковой, совершенно незаконное, и представители УПЦ не намерены его признавать. Несколько иерархов УПЦ объявили голодовку. Акции в поддержку УПЦ прошли в Грузии, Сербии и ряде других стран. Но все это, как совершенно понятно, не остановит Зеленского. Более того, раскольники из СЦУ/ПЦУ уже объявили, что они собираются взять под себя не только Киево-Печерскую, но и Почаевскую лавру, о чем уже отправили письмо в адрес президента Украины в виде решения Синода СЦУ о том, что они организовали на территории комплекса Почаевской лавры свою религиозную организацию…

В этот же день, 29 марта, наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел записал жесткое обращение в адрес Владимира Зеленского. «Господин президент! Говорю вам и вашей своре, что наши слезы не упадут на землю, они упадут вам на голову. Вы думаете, что, войдя во власть на наших спинах, вы можете так поступать? Господь не простит ни вам, ни вашей семье!.Потому что сегодня 220 человек братии выброшены вами на улицу. Потому что вы не смогли принять митрополита Киевского Онуфрия с Синодом. Вы не смогли остановить одержимого бешенством, злобой и ненавистью министра культуры – значит, он творит все с вашего разрешения. Горе вам. Бойтесь!» – говорится в обращении.

…Лавра пережила множество набегов, разграблений, поруганий, каждый раз отстраивалась, оставаясь сердцем православия. И то, что происходит сегодня – страшное испытание не только для искренне верующих людей. Это испытание Господне было уготовано и киевской власти. И ни Зеленский, ни его пособники его не прошли. Расплата будет страшной.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому