Елена Ясько — художник-график. Ее имя известно в Азове. Есть искренние почитатели ее таланта. Но этот материал не столько о творчестве художницы, а скорее, о превратностях судьбы. А еще – попытка помочь этому удивительному и очень скромному человеку
Татьяна СТАЦЕНКО
Елену я знаю очень много лет. Впервые увидела ее рисунок в изостудии Олега Максимовича Радченко, когда мне было лет пятнадцать. Это была небольшая графическая композиция, которую можно условно назвать «Олени в лесу», исполненная тушью и тонким пером. Увидела, и была поражена – не поверила, что это работа моей сверстницы. Олени были изображены в движении, плавной виртуозной линией, и казались невероятно трогательными, живыми. Фон – мастерски проработан. Было ясно – в Азове появился большой художник.
А вот познакомилась с Еленой я несколько лет спустя, когда закончила РХУ им. М.Б. Грекова, и устроилась работать художником в выставочный зал «Меценат».
Лена оказалась скромной, молчаливой девушкой, увлекающейся научной фантастикой. Позднее, когда книги перестали быть дефицитом, она перешла на фэнтези, что не удивительно – эта литература как раз для таких мечтателей, — тех, кто немного не от мира сего.
Не скажу, что мы с ней подружились, но Елена вызывала во мне огромный интерес и уважение. Она продолжала оттачивать свое мастерство. Сюжеты ее рисунков – как иллюстрации к ненаписанной книге. Было бы интересно ее прочитать, но становиться писателем Елена не планировала. Она мечтала стать художником-иллюстратором, и казалось, что эта стезя для нее открыта.
Однако здоровье не позволило Елене уехать в московский вуз, в котором было отделение, готовящее иллюстраторов. Решила учиться в Ростове, в архитектурном институте на отделении графического дизайна. На четвертом курсе заболела, и учебу так и не закончила.
Осталась самодеятельным художником. Подрабатывала иллюстратором в московском журнале «9 месяцев». Была опекуном престарелой бабушки.
Жизнь Елены трагически изменилась, когда умерла ее мама. Художница пережила горе достойно. Сумела взять себя в руки, и продолжать жить, хотя маму любила безумно…
Пришлось искать постоянную работу, так как картинки свои она продавала крайне редко (чаще – просто дарила). Чтобы иметь больше свободного времени для творчества, Елена устроилась работать уборщицей в парикмахерскую. Там сейчас и работает…
Почему не сложилось?
Вы спросите, почему такой несомненный талант зарабатывает на жизнь неквалифицированным трудом? К сожалению, так бывает. И причин тому – много.
Начну с главного – графические работы Елены очень трудоемки. В них бессчетное количество деталей, да и техника «тушь-перо» — коварная. Один неверный штрих, и работа загублена. Впрочем, Елена много пишет акварелью, есть также замечательные работы, исполненные цветными карандашами. И каждый рисунок – целый фантастический мир. Уютный и добрый.
Но графика — это не масляная живопись, и стоит относительно не дорого. Можно продавать копии, отпечатанные на хорошем принтере, но дело нужно поставить на поток, а Елена совсем не деловой человек. Увы…
Казалось бы – сейчас множество издательств, и ничто не мешает, при наличии способностей, работать иллюстратором. Но и тут у Елены не сложилось. Почему? Ну, для начала потому, что иллюстрации стоят копейки. Это я по своему опыту говорю – сама когда-то пыталась подрабатывать в одном крупном ростовском издательстве. Было это давно, но уже тогда не принимали картинки на бумаге, требовали переводить их в электронный формат, а в идеале – рисовать сразу в графической программе на компьютере.
Вот, кстати, ответ на вопрос, почему сейчас так мало книг с по-настоящему талантливыми иллюстрациями. Рисунки, созданные в компьютере или на электронном планшете, даже виртуозно исполненные – они не живые. Уходит из них что-то очень важное. Почему так происходит – загадка. Я много таких работ видела. Придраться не к чему, а – не трогают они.
Но, в любом случае, ни планшета, ни даже компьютера у Елены Ясько нет. Есть только талант. И он, по горькой иронии судьбы, – не востребован.
Как помочь?
Нет Елены и в социальных сетях, без которых в современном мире стало очень сложно обходиться. Если тебя нет в сети, то и не знает тебя никто. И заказ никто не сделает. Правда, есть очень старенький сайт, на котором размещены работы Елены Ясько. Его создали друзья ее покойной мамы, но, как мне кажется, сейчас им никто не занимается. Вот ссылка на него, полюбопытствуйте: http://www.yalena.narod.ru/ .
Несколько выставок в азовских библиотеках, ряд газетных и журнальных публикаций и узкий круг ценителей таланта Елены – вот и все, что есть в ее активе.
А живет она в очень плохих условиях. По мне, — так в маленьком и плохо освещенном домишке, в котором ютится сейчас Ясько, работать вообще невозможно. Но она продолжает рисовать свои волшебные картинки. И это – на самом деле удивительно.
На жизнь свою Елена Ясько никогда не жалуется. Довольствуется малым, с каким-то поистине христианским смирением, хотя, насколько я знаю, она не религиозна.
Но мне до глубины души обидно, что такой уникальный талант не востребован. И я хочу сделать все, что в моих силах, чтобы Елене помочь. Хочу, чтобы как можно больше людей узнали об этой удивительной художнице. Чтобы работы ее оценили по достоинству.
И потому, у меня есть несколько вопросов к вам, дорогие читатели. Вопрос первый: сколько вы готовы заплатить за подлинник работы Елены Ясько? Как правило, формат ее работ — А 3 (30х40 см). Работает она тушью и тонким пером. Есть также замечательные акварели и рисунки, исполненные цветными карандашами.
Вопрос второй: за какую сумму вы приобрели бы копию рисунка Елены? Копию, отпечатанную на хорошей бумаге, и с автографом автора?
Мне очень важно это знать.
И еще один вопрос, который я адресую издателям. Неужели все окончательно отказались от классических иллюстраций, исполненных на бумаге? Может, все-таки кто-то готов пригласить Елену к сотрудничеству? Убеждена, что книги с иллюстрациями Ясько понравились бы книголюбам.
Я очень жду ваших ответов. Пишите нам на адрес редакции priazov@mail.ru — с пометкой «Для Татьяны Стаценко».
Понимаю, найдутся скептики, которые скажут, что, поскольку Елена Ясько не занимается активным самопиаром, значит, ей это не нужно и, соответственно, помогать – бесполезно. Но я с этим категорически не согласна.
Елена сейчас находится в очень тяжелой ситуации, по сути – тупиковой. Да, она не жалуется, но оставить ее один на один с валом проблем (в которых, по большей части, она совершенно не виновата) – непорядочно.
Эта публикация — моя искренняя попытка помочь Елене из этого тупика выйти. Вы же помните крылатую фразу поэта Льва Озерова: «Талантам нужно помогать. Бездарности – пробьются сами»…